№ 7
   ИЮЛЬ 2004   
РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ № 7
   ИЮЛЬ 2004   
   Календарь   
ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ
ЕЖЕМЕСЯЧНОГО ПРАВОСЛАВНОГО ИЗДАНИЯ
Вопросы к священнику

Что такое хула на Духа Святого? Я слышала, что если человек знает, что некий поступок - грех, и все равно его делает, то это хула на Духа Святого. Например, если верующая женщина сделает аборт.


Понятие хулы на Духа Святого мы находим в Евангелии, в словах Самого Христа Спасителя (Мф. 12. 32; Лк. 12. 10). Если попытаться кратко сформулировать, то это есть последнее, или конечное, отвержение человеком спасающей благодати Божией, отказ от самого спасения, отвращение от Бога как источника жизни вечной. Понятие это может быть трудным для законнического или так называемого юридического понимания спасения, однако если исходить из того, что спасение от греха заключается прежде всего в обретении личностного общения с Богом, тогда как утрата или отсутствие этого общения для человека гибельно, то понятие хулы на Святого Духа может быть осознано именно как полный разрыв общения с Богом, как явное противление всему тому, что этому общению способствует.

По учению святых отцов, общение человека с Богом во Христе осуществляется именно Духом Святым, через восприятие кающимся благодати Божией. Что же отлучает нас от Бога, что лишает благодати? Грех, причем, как правило, упорствование, нераскаянность во грехе. Поэтому по видимости немотивированная и иррациональная злоба по отношению к Церкви объясняется очень просто: только Церковь одним своим существованием обличает мир во грехе и призывает к исцелению от греховной болезни, к покаянию, к восприятию благодати. Церковь призывает к самому серьезному изменению нашей жизни и свидетельствует, что это изменение возможно. Другое дело, что не всякий человек и не всегда этого изменения хочет. Лучшая же защита - нападение, почему Церковь часто и вызывает такую ожесточенную критику или даже гонения.

Однажды у святого праведного Иоанна Кронштадтского спросили, покается ли Лев Толстой, на что он ответил: нет, не покается, потому что он похулил Духа Святого. И к сожалению, эти слова действительно исполнились: незадолго до смерти, во время своего "ухода", Лев Толстой приезжал в Оптину пустынь и даже, прогуливаясь, подходил к скиту, где подвизались оптинские старцы, однако отворить калитку и зайти в скит так и не смог. Казалось бы, сделай только шаг, войди к старцам - и вот уже возможность покаяния... Но не вдруг и не случайно в свое время Толстой перекраивал на свой лад Евангелие и издевался над церковными Таинствами - причиной этому была страсть гордости. И сия же страсть не пустила писателя к оптинским старцам.

Так, не случайно и не в одночасье, человек оказывается способен на отвержение благодати Божией. С другой стороны, не бывает, чтобы случайно же, в силу нелепого стечения обстоятельств, он лишился возможности покаяния. Самый серьезный нравственный выбор - между верой и неверием - остается в конечном счете за самим человеком. И если, осознавая, что некий поступок есть грех, да еще и тяжкий, заведомо отлучающий от церковного общения, он все же предпочитает грех, это действительно близко к хуле на Святого Духа, потому что является отвержением Духа, отказом от благодати. Недаром в древности христианку, виновную в грехе аборта, Церковь отлучала на двадцать лет. Это свидетельствует о тяжести такого рода греха и о высоте христианского звания.

Двадцать лет - довольно значимая часть земной жизни человека. Именно на этот срок Церковь в древности лишала полноты общения со Христом в Таинстве Евхаристии тех, кто заповеди Божией предпочел тяжкий грех. В наше время на столь длительный срок Церковь уже никого не отлучает, но, к сожалению, греховность так извращает ум и притупляет нравственное сознание человека, что порой приходится сталкиваться с полной нравственной аберрацией, которая закрадывается даже в среду людей, считающих себя православными, и вполне может граничить с хулой на Святого Духа. Примером служит еще недавно бытовавшая (не исключено, что сохранившаяся где-то и доныне) практика так называемой молитвы от аборта. Суть этого дикого обычая заключалась в следующем: женщина, совершившая грех аборта, просила священника прочитать ей из требника "Молитву жене, егда извержет младенца" (которую вообще-то читают в случае непроизвольного выкидыша, а никак не аборта), после чего виновная в столь тяжком грехе покидала стены храма, по невежеству своему считая, что грех с нее снят и можно спокойно жить, а то и грешить дальше.

Пишущему эти строки недавно пришлось долго убеждать женщину, дочь которой оказалась перед дилеммой "оставлять ребенка или нет", что никакое чтение "молитвы от аборта" не избавляет виновную в этом грехе от ответственности. Сама мамаша, в прошлом тоже повинная в этом тяжком грехе, считала, что достаточно ее дочке сходить в храм за соответствующей молитвой, как все станет на свои места и жизнь ее будет складываться как надо.

Такого рода невежество тоже есть в своем роде хула на Святого Духа, потому как здесь попираются и извращаются элементарные нравственные нормы, при чем грех становится чем-то обыденным и не страшным, а покаяние и вовсе сводится к "молитве от аборта". Конечно, милость Божия и в такого рода диких ситуациях превозносится над судом и Господь все равно старается вразумить всякого человека - через болезни или скорби, к примеру. Однако совершенно очевидно, что более удобоспасительно не противиться вольно или невольно Святому Духу, но, напротив, стараться, по слову святых отцов, сделать целью христианской жизни стяжание исцеляющей нас от греха благодати.

"Так глубоко, так страшно ниспадение наше, что, для извлечения нас из гибельной пропасти, Бог Слово принял на Себя человечество, чтоб человеки из учеников диавола и лжи соделались учениками Бога и Истины, при посредстве Слова и Духа Истины освободились от греховного рабства и научились всякой истине" (Святитель Игнатий (Брянчанинов). "Аскетические опыты". Т. 1. "Истина и Дух").

Священник Андрей Спиридонов

Сестричество преподобномученицы
великой княгини Елизаветы Федоровны
Вэб-Центр "Омега"
Москва - 2004