№ 7
   ИЮЛЬ 2004   
РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ № 7
   ИЮЛЬ 2004   
   Календарь   
ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ
ЕЖЕМЕСЯЧНОГО ПРАВОСЛАВНОГО ИЗДАНИЯ
Паломничество по Кавказу

Уважение к минувшему - черта,
отличающая образованность от
дикости.

А. С. Пушкин

Потаенная икона

Два года назад, отдыхая в Пятигорске, мы услышали, что накануне 2000-летия Рождества Христова в горах Западного Кавказа была обнаружена наскальная икона Христа IX-X вв. В этих же местах сохранились и древнейшие в нашей стране православные храмы.

Алания, Архыз, Большой Зеленчук - названия эти были нам незнакомы. Хотелось подробнее узнать этот прекрасный край, своими глазами увидеть старинные храмы и лик Христа, пришедший из глубины веков. К сожалению, паломническая поездка в Нижний Архыз, где был обретен образ, так и не со-стоялась: то не набиралась группа, то не благоприятствовала погода. Однако мы многое повидали в тот год в Пятигорье: места, где жили и творили Пушкин, Лермонтов, Лев Толстой, создавший здесь свои лучшие книги. Великолепие кавказ-ской природы, по словам Толстого, сделало его из бродяги поэтом.

Мы любовались ущельями и водопадами предгорий Эльбруса, гуля-ли тенистыми дорогами и тропами Машука и пятиглавого исполина Бештау, пили пронзительно холодную или почти горячую воду из многочисленных лечебных источников, посещали храмы, горный монастырь, но Архызский лик Спасителя остался для нас потаенным.



Окрестности Пятигорска. Гора Бештау

Приехав в Пятигорск в прошлом году, мы сразу же стали выяснять все возможности поездки на Западный Кавказ. На нашу радость, одно из турбюро Пятигорска, разместившее свои рекламные щиты под зонтиками в курортном парке "Цветник", предлагало одно- и двухдневные поездки в Нижний Архыз с осмотром аланских храмов. Однако нас предупредили: гарантий, что поездка состоится, нет, так как маршрут особой популярностью не пользуется. Туристы больше ездят на Эльбрус или в Домбай.

Наконец около 8 утра, еще не веря в свою удачу, мы заняли места в "Газели". Народ собрался, и машина тронулась на запад. Нам предстоял путь в 200 км, то есть от 3 до 4 часов, в один конец. Пересекая равнины, предгорья, ущелья, мы должны были добраться до таинственного Нижнего Архыза, где за горным перевалом раскинулось Черное море.



Древний Кавказ

Издревле русский наш Парнас
Тянуло к незнакомым странам,
И больше всех лишь ты, Кавказ,
Звенел загадочным туманом.

С. Есенин

Название "Кавказ" впервые встречается в V в. до н. э. у Эсхила. Как полагают, оно арийского происхождения и первый слог его означает "гора".

Западный Кавказ, с Эльбрусом высотой более 5000 м и альпийской вершиной Домбай-Ульген, является не только природным заповедником, но и одной из древнейших колыбелей христианства в России. Здесь издревле проходил Великий шелковый путь из Греции и Причерноморья, через Клухорский и Марухский горные перевалы, вдоль Кубани на Пятигорье и далее к Каспию. Этим путем вместе с купцами, дипломатами, путешественниками шли византийские миссионеры, неся свет христианства.



Вид на долину Кубани

Много интересного об истории христианства на Кавказе сообщает в своей книге "История христианства на Северном Кавказе до и после присоединения его к России" покойный ныне митрополит Ставропольский и Бакинский Гедеон. Первые семена Христовой веры были занесены на Кавказ еще в I в. благодаря апостольским трудам Андрея Первозванного, по церковному преданию проповедовавшего среди горских народов: алан, абазгов, зикхов. В IV в., после объявления христианства государственной религией Римской империи, оно стало усиливать свои позиции в черноморских греческих колониях и проникать на Северный Кавказ, в том числе к аланам - древним предкам осетин.

В 916-925 гг. алан крестил греческий миссионер епископ Евфимий. Была учреждена Аланская епархия, преобразованная позднее в митрополию и занимавшая в составе Константинопольской Патриархии 61-е место - вслед за Русской митрополичьей кафедрой. Однако в то время христианизация алан была поверхностна и ограничивалась возведением храмов и усвоением некоторых обрядов и праздников.

В XIII в. приход монголов потряс Аланскую державу, ослабил ее связи с Византией, привел к упразднению Аланской митрополии, а затем и к крушению государственности. Аланы были рассеяны и переселились на территорию нынешней Осетии.



В Архызском городище

Мы едем по дороге, примерно повторяющей Великий шелковый путь. Из Пятигорска, от отрогов Машука, мимо пятиглавого Бештау, проезжая Ессентуки, пересекая дорогу на Кисловодск, где невдалеке находится одно из древних аланских поселений на Рим-горе, движемся в сторону Карачаево-Черкесии. Вокруг горная равнина с возделанными полями и лесопосадками. Даже не скажешь, что мы в предгорьях, в какой-то сотне километров от пятитысячного Эльбруса.



Гроты и скальные могильники Рим-горы VI-XIV вв.

Горные речки на нас, жителей Севера, с его полноводными реками, не производят никакого впечатления. Через 100 километров - Черкесск. Он расположен на реке Кубань, которая, к нашему удивлению, в этом месте довольно полноводна. Рядом искусственное Черкесское водохранилище - основной резервуар питьевой воды для огромного края. За Черкесском дорога меняется, и вскоре мы оказываемся вблизи скалистых горных склонов. Едем вдоль ущелья, на смену лысым горным склонам приходят лесистые горы. Перед нами - снежные вершины Большого Кавказского хребта. Не успеваешь крутить головой, чтоб увидеть красивейшие горные пейзажи. Дух захватывает от восторга перед творением Божиим.

Не доезжая до Нижнего Архыза, уходим круто вправо. На своей дребезжащей "Газели", потряхиваясь на кочках и зажмуриваясь над обрывами, вползаем на гору Пастухова. Наша цель - посещение одного из крупнейших в мире телескопов, расположенного в астрофизической обсерватории РАН. Диаметр его зеркала 6 м, высота башни обсерватории 53 м. Здесь изучают далекие объекты вселенной, иные галактики. Любопытно, что чуть ниже, в Архызском городище, с вертолета были обнаружены остатки первой древней обсерватории XI-XII вв., с шириной стен до 2 м и солнечными часами диаметром 88 м.



Долина реки Большой Зеленчук

Осмотрев все, полюбовавшись горными пейзажами, спускаемся вниз. Немного проезжаем вдоль реки, и вот перед нами в горной долине Нижне-Архызское городище. Историки сходятся на том, что оно было центром Аланской епархии и форпостом византийского влияния на Северном Кавказе. Сегодня это архитектурно-исторический заповедник, на территории которого сохранились три старинных храма и надворные постройки бывшего Зеленчукского монастыря.

Река Большой Зеленчук, возле которой раскинулось городище, обрамлена крутыми лесистыми склонами, вплотную подходящими к берегам, и получила свое название от зеленого цвета камней и воды. К сожалению, никакого экскурсионного обслуживания здесь нет, а наш экскурсовод, кроме места расположения храмов и начала горной тропы к Архызскому лику, указать ничего не может. Начинаем исследовать окрестности сами.

Вдоль реки на расстоянии нескольких сот метров друг от друга стоят Северный, Южный и Средний Зеленчукский храмы. Первые два крестово-купольные, трехнефные, с тремя апсидами. Средний - с крестообразной композицией, осложненной боковыми апсидами.



Северный храм


Средний храм


Южный храм

Подходим к монументальному Северному храму из серого камня, который датируется первой четвертью X в. Строение прекрасно вписывается в горный ландшафт. Дверь открыта. Наш добровольный провожатый Анатолий, он же сторож и охранник заповедной зоны, показывает древнюю купель, где в 916 г. крестились аланы. Росписи стен не сохранились, зато ведутся раскопки. В одном из захоронений найден перстень - печать армянского царя Ашота I (886-891). Храм вынесен за пределы собственно городища - видимо, он был кафедральным. Осматриваем остатки захоронений, развалины небольших церквушек, располагавшихся вблизи, на горе, любуемся пейзажем.

Среди густой ароматной травы, закрывающей человека с головой, под палящим солнцем медленно движемся в сторону Среднего храма. По мнению ученых, он был построен в первой половине Х в. В 1897 г. монахи Александро-Зеленчукского монастыря отреставрировали его и открыли для служб. В последние годы он был разрушен, сейчас вновь идет реставрация.

В глубине городища, через кроны деревьев виднеются строения Александро-Зеленчукского монастыря ХIХ в., ныне не действующего. Подходим к Южному, самому меньшему из трех, храму Илии Пророка. Он значительно пострадал от переделок, что затрудняет его полную реконструкцию.

Как раз в это время приезжает настоятель о. Виктор, начинается служба. На аналое - икона Илии Пророка, на стене слева - большая икона, изображающая вознесение Илии в колеснице. В полумраке храма с трудом поместятся 3-4 десятка человек. Прихожане собираются из поселка метеорологов при телескопе, есть и приезжие издалека.

После службы выходим на яркое солнце и по луговым травам, которые пытается косить одинокий косарь, идем к святому источнику - у склона горы под тенью деревьев из расселины течет вода. Умываемся холодной струей и торопимся дальше.



Архызский лик Спасителя


Официальная программа путешествия закончена, но нам надо добраться до основной нашей цели - потаенного Архызского лика, находящегося на горе за рекой, как раз напротив Южного храма. В течение всей поездки мы уговаривали экскурсовода и наших попутчиков выделить два часа, чтобы посмотреть наскальный образ. К нам присоединяется часть молодежи - и сопротивление спутников сломлено, победа за нами.



Скальная терраса, на которой найден Архызский лик

Под жарким солнцем проходим мимо одиноких гордых тысячелетних каменных изваяний, смотрящих в небо, переходим по мосту реку и поднимаемся вверх по горному склону, над которым высоко в скалах скрыта таинственная икона. Вот и горная тропа. Заразившись нашим энтузиазмом, человек восемь решаются идти с нами, однако, увидев предстоящий подъем, отступают. Люди со слабым сердцем и слабой физической подготовкой не рискуют ползти 200-300 м по скалам почти отвесно вверх, цепляясь руками и ногами за каменные выступы, ветки и корни.

Места глухие, крутые. Оказавшись здесь, понимаешь, почему только в 1999 г. сюда добрались люди. Местные жители говорят, что где-то в горах есть и лик Богоматери с Младенцем - никто не знает где. Минут через 30 с учащенным сердцебиением и дрожью в коленях, все в мелкой пыли мы, счастливые, оказываемся на малюсенькой площадке шириной около 2 м. В дождь сюда ни за что не подняться.


Перед нами голая скала. Но где же икона? Поднимаем головы и осматриваем скалы. Вот она! Слева, метрах в семи над нами, на белой отвесной стене - скорбный лик Христа, без нимба, написанный прекрасным древним мастером. Размер образа 1,4x0,8 м. Спаситель смотрит в сторону Архызского городища, на храмы. Вероятно, 1000 лет назад деревья не так закрывали икону, и она была видна издалека. Над ней небольшой естественный каменный козырек - он, как и деревья, защищает изображение от действия стихий.

Молимся, приходим в себя, держась за ветки и корневища, осматриваем все вокруг. Думается: может, где-то рядом есть еще наскальные иконы, не найденные пещерные храмы, скрывающие в своих недрах историю первохристиан Российской земли?

Под скалой в небольшом гроте столик со свечами и иконками - их принесли паломники. Жалеем, что ничего не взяли с собой. Хочется побыть здесь подольше, помолиться, но пора вниз. Почти скатываемся, цепляясь за ветки, рискуя разбиться, и облегченно вздыхаем у подножия склона. Бегом в холодный бурлящий поток зеленоватой реки - хоть немного смыть пыль. Потом перекусить - и обратно в Пятигорск.

Для такого паломничества одного дня очень мало. Мы узнали, что у местных жителей можно найти приют на 2-3 дня. Хотелось бы остаться, но в другой раз... Уезжаем покоренные красотой края, с мыслями о том, кто здесь жил, как верил, а главное - с Архызским ликом Спасителя в сердце.

За все, Господи, спасибо и слава Тебе!


Л.П.

Сестричество преподобномученицы
великой княгини Елизаветы Федоровны
Вэб-Центр "Омега"
Москва - 2004