№ 9
   СЕНТЯБРЬ 2004   
РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ № 3
   МАРТ 2005   
   Календарь   
ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ
ЕЖЕМЕСЯЧНОГО ПРАВОСЛАВНОГО ИЗДАНИЯ
Вопросы к священнику

Церковь установила Святки и несколько сплошных седмиц, когда нет поста. Отменяется ли в эти дни пост для тех, кто готовится к причастию?


Скорее всего, тот, кто задает этот вопрос, понимает под дисциплиной поста прежде всего чисто гастрономический аспект. Пост в таком случае сводится к проблематике типа "есть этот вид продуктов или не есть" и "сколько именно времени не есть". Между тем стоит заметить, что пост - это не только упражнение в голодании или воздержании от тех или иных видов скоромной пищи, но и средство для духовной мобилизации, помогающее нашей большей обращенности к покаянию и обретению исцеляющей нас от греха благодати. Именно этому служит пост и перед причащением Святых Христовых Таин.

Подходить к Чаше Христовой мы всегда должны покаянно, с осознанием собственного недостоинства - независимо от того, сколько времени постились и сколько канонов прочитали. Если же, напротив, мы решим, что очень хорошо попостились, все молитвенное правило неукоснительно прочитали, на вечернем богослужении были, молитвы, читаемые священником перед исповедью, слышали и вообще мы не как "прочии человецы", то это будет верный признак, что причащаться нам нельзя, поскольку мы находимся в состоянии гордостного самообольщения и чисто фарисейского понимания христианской нравственности. Можно даже сказать, что порой иному христианину лучше не удержаться и съесть накануне кусок мяса, чтобы подойти к Чаше с покаянным осознанием своей немощи, а не с сознанием собственного достоинства. Конечно, это способ не самый лучший, потому как подразумевает явное нарушение церковной дисциплины, однако без осознания греха, с сознанием собственной праведности с грехами и вовсе бороться не начнешь, а значит, и от поста не будет никакого толка.

Таким образом, главное, что требуется при подготовке к Причастию,- покаяние. Отменяется ли когда-либо покаяние перед причастием? Нет. Мы знаем, что в определенных случаях можно причащаться и без исповеди, но нельзя - без внутреннего покаянного осознания своей греховности. То есть перед Причащением Святых Христовых Таин, безусловно, никогда не отменяется покаяние пред Богом в собственных грехах и молитва. Также неотменяемым условием является прощение всех, кто чем-либо нам досадил ("мирись с соперником твоим скорее"), равно как и решимость бороться с собственными грехами и страстями, в особенности с теми, которые ставят нас на грани разрыва общения с Церковью. Святые отцы не зря говорили, что человек, строго постящийся и при этом смертно согрешающий против своего ближнего, к примеру, гневом или завистью, уподобляется демонам, которые и вовсе ничего не едят, однако Царства Божия из-за своей злобы не наследуют.

Теперь обратимся к собственно гастрономической проблематике. То, что для желающих причащаться во дни сплошных седмиц евхаристический пост в некоторой степени ослабляется, следует из древней церковной традиции каждый день причащаться на пасхальной седмице. Безусловно, пост после Пасхи ослаблялся и для желавших регулярно причащаться.

Мера же ослабления поста в наши дни должна решаться индивидуально, согласно совести самого христианина. Достаточно распространенной практикой является правило

на Светлой седмице или на Святках в день перед Причастием не вкушать хотя бы мясных продуктов. Если же кто-то хочет попоститься несколько строже, это отнюдь

не возбраняется, поскольку в пищевом посте греха нет. Если, к примеру, ситуация сложилась так, что в гостях или на работе не было возможности отказаться от мяса, можно сделать сугубо постным ужин или вовсе отказаться от вечерней трапезы - разве эта жертва, совершаемая ради подготовки к Причастию, не будет пусть более кратким, но тоже постом? То есть возможны самые разные варианты постной дисциплины, осуществление которых зависит от конкретного человека, его здоровья, обстоятельств жизни, а также духовной опытности. Можно и по совету с духовником или священником, у которого мы исповедуемся, постараться найти оптимальный вариант поста - чтобы и не облениться духовно, и не лишать себя Причастия под предлогом формального соблюдения буквы церковных установлений.

"Считайте себя достойной, заслуживающей ада и умоляйте Господа, чтобы не воздал Вам по заслугам, а помиловал Вас не по каким-либо заслугам, добродетелям мнимым, а исключительно по милости Своей. Что говорит Сам Господь Иисус Христос: "Егда сотворите вся повеленная вам, глаголите, яко раби неключими есмы: яко, еже должни бехом сотворити, сотворихом". Это значит, что если бы мы исполнили все заповеди, то и тогда должны были бы считать себя рабами, обязанными (как рабы) исполнять волю Господа Своего, а получить от Господа особые милости или наследовать Царствие Божие есть дело милосердия и снисхождения Божия к нам, а не плата за наши труды" (Игумен Никон Воробьев. Нам оставлено покаяние. Письмо 73).

Неумение осознать собственную неправоту, нетрезвость, гордыня часто приводят к действительно печальным результатам - как в масштабе одной личности, так порой и в исторических масштабах. Конечно, для преодоления гордыни нужна прежде всего помощь Божия, но полноту Божественной благодати еще нужно, как говорят святые отцы, мало-помалу взыскать. Поэтому в борьбе с собственным самообольщением лучше лишний раз поставить себя на место, чем пребывать в тоске и не проходящей печали. К сожалению, в обыденной жизни можно найти много примеров того, как излишняя требовательность к себе и другим людям, упорствование в собственных заблуждениях или, что называется, негибкость быстро приводят к духовным сломам и даже душевным заболеваниям. Чувство юмора в таких случаях что костыли для безногого и, пожалуй, наименьшее из всех зол.

Можно заметить, что многие современные христиане так озабочены собственным спасением, что никого и ничего вокруг не замечают, производя впечатление людей угрюмых, напряженных, сложных в общении. Другой крайностью является своего рода протестантская гипертрофированная веселость, обязательная принужденная улыбка. Ни то ни другое, по-видимому, не является истинным, отвечающим правде Божией. "Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь",- говорит апостол Павел (1 Фес 5. 16-17). Верующий во Христа должен быть радостным, светлым человеком. Это достигается только с помощью Божией, по молитве, обретается не сразу, но такая цель - духовное радование - должна также нами ставиться. Конечно, беда еще и в том, что мы, как правило, почти не знаем, что такое истинное духовное радование, подменяя его обычным душевным весельем.

Таким образом, признав за чувством юмора некоторую скорее душевную, чем духовную терапевтическую пользу, не рискнем слишком в эту тему углубляться, поскольку у святых отцов мы не найдем исчерпывающих суждений об этом свойстве человеческого характера, вероятно потому, что истинные аскеты и подвижники куда большее значение придавали духовному плачу о собственных грехах.

"Святые отцы говорят, что Царство Божие не приходит с соблюдением. Когда будем ожидать духовных радостей - тогда как раз можем (чаще всего так и бывает) не получить их. Правильное устроение души: считать себя недостойным никаких духовных утешений. Больше того, преподобный Иоанн Лествичник говорит: "Рукою смирения отвергай приходящую радость, как недостойный ее, чтобы не обольститься ею и не принять волка вместо пастыря". Эта мысль в разной форме высказывается всеми святыми отцами. Все люди "удобно поползновенны" на всякий грех, а особенно на такие, не менее вредные, чем грубые. Усмотреть и побороть все никто не может своей силой, только сознание своей немощи, нищеты, греховности, неоплатной задолженности пред Богом, а отсюда непрестанный плач сердечный (сердце сокрушенно, от которого делается и смиренно), который имели все угодники Божии,- вот правильное духовное устроение, ограждающее человека от падений, ведущее к духовным дарованиям и ограждающее эти дарования, если их сподобится он" (Игумен Никон Воробьев. Нам оставлено покаяние (письма духовным детям). Письмо 132).

Священник Андрей Спиридонов

Сестричество преподобномученицы
великой княгини Елизаветы Федоровны
Вэб-Центр "Омега"
Москва - 2005