Апокалипсис - опыт подстрочного комментария


Глава 15

     Ст. 1. И увидел я иное знамение на небе, великое и чудное: семь Ангелов, имеющих семь последних язв, которыми оканчивалась ярость Божия.
     Ст. 2. И видел я как бы стеклянное море, смешанное с огнем; и победившие зверя и образ его, и начертание его и число имени его, стоят на этом стеклянном море, держа гусли Божии,
     "Стеклянное море, - говорит св. Андрей Кесарийский, - означает спасаемых при конце мира и чистоту и светлость будущего состояния святых. А что с ним смешан огонь, то ведь написано апостолом: огонь испытает дело каждого, каково оно есть (1Кор.3.13). При этом он не вредит чистым и нескверным, ибо производит два различных действия: одно - сожигающее грешников, другое - просвещающее праведников, как разумел Василий Великий".
     Ст. 3. и поют песнь Моисея, раба Божия, и песнь Агнца, говоря: велики и чудны дела Твои, Господи Боже Вседержитель! праведны и истинны пути Твои, Царь святых!
     Ст. 4. Кто не убоится Тебя, Господи, и не прославит имени Твоего? Ибо Ты един свят. Все народы придут и поклонятся пред Тобою, ибо открылись суды Твои.
     "По примеру Моисея, воздавшего хвалу Богу за спасение израильтян от ига египетского, праведники прославляют Господа Бога, победоносно освободившего их от рабства земного и открывшего им путь в землю обетования, в Царство Его Небесное. Песнь Агнца есть умилительное песнопение, в котором возвеличиваются дела Спасителя, даровавшего людям чудную силу побеждать мир и все враждебные его усилия" (Ф. Яковлев).
     Ст. 5. И после сего я взглянул, и вот, отверзся храм скинии свидетельства на небе.
     Ст. 6. И вышли из храма семь Ангелов, имеющие семь язв, облеченные в чистую и светлую льняную одежду и опоясанные по персям золотыми поясами.
     Светлая одежда на ангелах - образ их чистоты, а золотые препоясания - по причине Богом данного им могущества.
     Ст. 7. И одно из четырех животных дало семи Ангелам семь золотых чаш, наполненных гневом Бога, живущего во веки веков.
     Ст. 8. И наполнился храм дымом от славы Божией и от силы Его, и никто не мог войти в храм, доколе не окончились семь язв семи Ангелов.
     Никто не мог войти... показывает, что прежде чем Бог отделит праведных от нечестивых, святые никоим образом не смогут пребывать в вышнем Иерусалиме и получить успокоение, но только уже после того, когда грешникам воздастся по заслугам.