Архимандрит Феофан Новоезерский
Жизнь духовная должна быть проста, чистосердечна, кротка, благопокорлива, а паче смиренна. Смирение есть без труда спасение. Смирение сердечное есть первое и главнейшее основание дома душевного и монашеской жизни. Ибо и Христос Сын Божий говорит: "Научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем: и обрящете покой душам вашим" (Мф. 11, 29).
Если кем будем обижены, должны сказать: согрешил, прости ради Бога; а в себе, представляя грехи свои, помыслить: я достоин наказания и больше сего. Христос Сын Божий, "укаряем противу не укаряше, стражда не прещаше" (1 Пет. 2, 23). Если же когда от нанесенной обиды сердце и смутится, то никак не должно выражать смущения словами, но всеми силами себя воздержать от оных, по рекшему: "Смятохся и не глаголах" (Пс. 76, 5); должно помнить апостольское слово: "Солнце да не зайдет во гневе вашем, ниже дадите" в себе "места диаволу" (Еф. 4, 26, 27). Иначе же не угодны будут Господу Богу ни молитвы наши, ни прочие добродетели, как бы они велики ни были.
Спасение как, с одной стороны, трудно, неприступно, тяжело, так, с другой,- очень просто и легко. Господь Бог наставит! "Научитеся от Мене,- говорит Он,- яко кроток есмь и смирен сердцем, и обрящете покой душам вашим". Нет ближайшего и надежнейшего пути ко спасению, как смирение; и величайшее тому воздаяние, кто, будучи жесток нравом, приведет себя в смирение. Достигнуть же смирения можно общею сестр молитвою: "Спаси, Господи, и помилуй матушку нашу игуменью и ее святыми молитвами подаждь нам смирение, терпение, незлобие, любовь нелицемерную, послушание"; а игумения, с своей стороны, молится: "Спаси, Господи, и помилуй сестер моих и святыми их молитвами то же подаждь ми". Господь Бог всех и научит; никакой мудрец не научит познавать свои недостатки, свои немощи, свои слабости, как Господь Бог; никаких книг не надобно, лишь бы было смирение!
Пища сладкая неискусным много вредит: если бы в нас истинное смирение было, то и не подумали бы, что надобно подкрепиться такою-то пищею. Это от врага! А что Господь благословит, то и кушайте; можете кушать - кушайте, а нет - и голодом сидите. Захотелось одному отцу поесть, он овса насыпал и сказал себе: "Ешь, осел!" Так вот как себя подкрепляли! Это было, вы скажете, в прежние годы; а наследия-то равного с ними желаем! Подкрепляйте-ка себя одним хлебом, да и то таким, который был бы вам не совсем по вкусу. Что ни дадут, все принимайте с благодарением; представляйте, что вы всего недостойны за грехи ваши тайные, коих никто не знает.
Господь Бог не многого от нас требует, а только кротости и смирения, чтоб мы научились оному ни от ангела, ни от человека, но от Него Самого. Рассмотрите хорошенько, коль великое дело быть ученицею Спасителя своего, а притом еще наследницею Царствия Его Небесного. Прошу вас, не уступайте сего сокровища гордости и тщеславию, будьте кротки, а паче смиренны, терпеливы, нищи духом, чисты сердцем и говорите почаще: "Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей; не отвержи мене от лица Твоего и Духа Твоего Святаго не отыми от мене; воздаждь ми радость спасения Твоего и Духом Владычним утверди мя". И так Господь Бог призрит с высоты славы Своея на смиренное ваше расположение сердца и поможет исправить жизнь вашу.
Не надобно нам думать, любят ли нас или не любят, а лучше думать, что недостойна быть любимою, сама же люби всех, потому что нам не сказано быть любимыми, но велено всех любить. Даже не надо и замечать, кто сердится или кто как посмотрел, не надобно проникать в их намерения.
Когда услышишь, что о тебе говорят худо, тогда подумай: "Я дурно сделала, так о мне и говорят худо", и помолись Богу: "Господи! помози мне исправиться!" Смирения и послушания должно держаться и в чистоте душевной и телесной содержать себя.
Обидели тебя или досадили, то должно так полагать, что это послано непременно от Бога для обличения наших недостатков, и должно смолчать: первое - для того, чтобы успокоить нас обидевшего; второе - успокоить себя и третье - исполнить закон Божий. Должно всех почитать за святых, а о себе думать, что недостойна, и, говоря с ними, не других винить, а себя.
Иные уходили в затворы, другие носили тяжелые вериги, но этого не взыщется от нас, а надобно смиряться, терпеть, иметь послушание - вот чего потребуется. Скорбное слово претерпишь - вот и вериги твои.
Вся важность состоит в одном смирении; сколько поклонов ни клади, да если будешь думать, что проводишь жестокую жизнь, так что в этих трудах? Вовсе ничего.
Ежели мысль придет осуждать сестру, тотчас скажи: "Спаси, Господи, и помилуй сестру мою и ее святыми молитвами дай мне смирение".
Сердце мое страхом Твоим да покрыется, смиренномудрствующее, да не вознесшеся отпадет от Тебе, Всещедрый! Смиренномудрие-то себе внимать: что я нерадива, что я ленива, что я против мыслей своих не вооружаюсь, не побеждаю их,- да никого не осуждать. А ежели мы будем оправдывать себя, чтобы не сказано было: "Аз прииму время, правоты твоя разсужду".
О девице А. П. М. вы пишете, что отец ее препятствует приблизиться ко Господу, а удаляет от спасительной жизни. Ежели она хочет совершенно угодить Господу - чтоб всегда имела молитву во устах, в душе и сердце: "Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешную; сподоби мя любити Тя от всея души моея и помышления и творити во всем волю Твою". И так Господь, видя усердие, устроит и из противного полезное.
В мирской жизни нельзя, чтоб не приходили дурные мысли и плотские; Вы, как только появятся они, скажите себе: "Т., что ты мыслишь? За сии мысли приготовлен огнь вечный или море огненное во аде, червь неусыпающий, страх, ужас, скрежет зубов, лишение Царствия Небесного, лишение со ангелы пребывания, лишение лицезрения Божия - паче всех мучений горчайшее мучение!" И как только сие проговоришь, потом и помолись, прочитай молитву в молитвах на сон грядущим: "Господи, не лиши мене небесных Твоих благ, Господи, избави мя вечных мук", и прочее до конца.
В мирской жизни более препятствия ко спасению, нежели в монастырской. Более увидите и услышите вредного; должно остерегаться и не попускать входить вредным мыслям в сердце свое. Как только ощутите их, скажите в себе: "Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей. Не отвержи мене от лица Твоего, и Духа Твоего Святаго не отыми от мене; воздаждь ми радость спасения Твоего, и Духом Владычним утверди мя" (Пс. 50, 12, 13). А ежели какое случится прискорбие, скажите: "Вскую прискорбна еси, душе моя, и вскую смущаеши мя? Уповай на Бога, яко исповемся Ему, спасение лица моего и Бог мой" (Пс. 41, 12). Итак, против всякой мысли находите врачевство из Священного Писания. Я желаю вам та благая получить, яже уготова Бог любящим Его.
Господь Бог всех зовет ко спасению, обещания ради будущих благ; вы живете в мирской жизни, сие Господу Богу не противно. Но должно исполнять волю Его. Вам известно, что первый долг всем без изъятия, в каком бы кто звании ни был, любить Господа Бога от всея души и сердечного расположения и всегда содержать в памяти все Его благодеяния к нам, а потом любить и ближнего и со всеми иметь мирную жизнь, по слову святого апостола Павла: "Мир имейте и святыню со всеми, ихже кроме никтоже узрит Господа" (Евр. 12, 14). Что же касается до домашних ваших, вы имеете супругу - почитайте, что она вам дана от Бога помощницею во всех ваших делах, касающихся до управления домашнего; любите ее совершенною любовию - сия любовь позволенная и безвредная; остерегайтесь любви непозволенной так, как смертоносного яда, который умерщвляет душу и приводит в развращение. Вы имеет порученных вам рабов; нельзя не быть бедным, больным, сиротам - должно о них попечение иметь отеческое к их отраде, а юным приличное летам и поучение: сие приятно Господу Богу. В приходах своих, ежели церкви Божии в чем нужном недостаточны, по возможности помогайте.
Петербургская жизнь не может препятствовать ко спасению, когда будете Спасителя нашего просить о спасении души своей. Он изволил пречистыми Своими устами сказать: "Просите, и дастся вам" (Мф. 7, 7), и еще: "Аз есмь с вами"; еще: "Без Мене не можете творити ничесоже" (Ин. 15, 5).
В Введенской пустыни однажды случилось вот что: один послушник сказал, что он видел очевидно явление. О. Клеопа велел искусить его, немножко пожурить со стороны; тот смутился, почел за оскорбление, пришел к о. Клеопе и говорит: "Я не могу жить, меня оскорбляют". "Как же ты говоришь, что удостоился видения, а не можешь терпеть? Следовательно, это прелесть; в голову камень класть, поститься, на голой земле спать - это пустое. "Научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем",- сказал Господь, а не чудес и явлений каких-нибудь обещал..."
|