Святой праведный Иоанн Кронштадтский
Ни пpи каком деле, домашнем и служебном, не забывайте, что сила ваша, свет ваш, успех ваш есть Христос и крест Его; поэтому не премините взывать к Господу пред начатием дела: Иисусе, помоги мне! Иисусе, просвети меня! Таким образом будет поддерживаться и возгреваться в сердце вашем живая вера и надежда ваша на Христа, ибо Его сила и слава во веки веков.
Когда идешь в гости к кому-либо из родных или знакомых, иди не для того, чтобы у них хорошо поесть и попить, а для того, чтобы разделить с ними дружескую беседу, чтобы беседою любви и искренней дружбы оживить свою душу от житейской суеты, чтобы соутешиться верою общею. "Не ищу бо ваших,- говорит апостол,- но вас" (2 Кор. 12, 14).
Во всем и на всякое время угождай Богу и думай о спасении души своей от грехов и диавола и усвоении ее Богу. Встал с постели - перекрестись и скажи: "Во имя Отца и Сына и Святого Духа", и еще: "Господи, сподоби в день сей без греха сохранитися нам и научи мя творити волю Твою" (из "Слава в вышних Богу", на утрени); моешься дома или в бане - говори: "Окропиши мя иссопом, Господи, и очищуся, омыеши мя, и паче снега убелюся" (Пс. 50, 9); надеваешь белье - думай о чистоте сердца и проси у Господа чистого сердца: "Сердце чисто созижди во мне, Боже"; обнову сшил и надеваешь ее - думай об обновлении духа и говори: "Дух прав, Господи, обнови во утробе моей" (Пс. 50, 12); отлагаешь ветхую одежду с пренебрежением ее - думай об отложении с большим пренебрежением ветхого человека, греховного, страстного, плотского; вкушаешь хлеб сладости - думай об истинном хлебе, дающем вечную жизнь душам - о Теле и Крови Христовой,- и алкай этого хлеба, то есть желай чаще его причащаться; пьешь воду, или чай, или мед сладости, или другое питье - думай об истинном питье, утоляющем души, палимые страстями,- о пречистой и животворящей Крови Спасителя; отдыхаешь днем - думай о вечном покое, уготованном подвизавшимся здесь в борьбе с грехом, с духами злобы поднебесными, с неправдами человеческими или невежеством и грубостию человеческою; спать ли ложишься ночью - думай о сне смертном, который рано или поздно непременно придет для всех нас, и о той темной, вечной, ужасной ночи, в которую будут повержены все грешники нераскаянные; встречаешь день - думай о невечернем, вечном, пресветлом паче нынешнего солнечного дня дне Царствия Небесного, в который будут радоваться все угодившие Богу или от всего сердца покаявшиеся Богу в этом временном животе; идешь ли куда - думай о правости духовного хождения пред лицом Божиим и говори: "Стопы моя направи по словеси Твоему, и да не обладает мною всякое беззаконие" (Пс. 118, 133); делаешь ли что - старайся это дело делать с мыслию о Боге Творце, все соделавшем бесконечною премудростию, благостию Своею, всемогуществом Своим и тебя создавшем по образу и подобию Своему; деньги ли, сокровище ли какое получаешь или имеешь - думай, что сокровище наше неистощимое, от коего все сокровища души и тела, источник приснотекущий всякого блага есть Бог, вседушевно Его благодари и не заключай своих сокровищ у себя, да не заключишь входа в свое сердце бесценному и живому cокровищу - Богу, но уделяй из своего состояния требующим, нуждающимся, нищим братиям своим, которые для того оставлены в этой жизни, чтобы ты мог доказать на них свою любовь, благодарность к Богу и удостоиться за то награды от Бога в вечности; видишь ли белый серебряный блеск, то есть серебро,- не прельщайся им, но помышляй, что должна быть бела и блистать добродетелями Христовыми душа твоя; видишь ли златый блеск, или злато,- не прельщайся им, но помни, что душа твоя должна быть как злато, огнем очищенное, и что тебя самого Господь хочет просветить, как солнце, в вечном, светлом Царствии Отца Своего, что ты узришь незаходимое Солнце правды - Бога в трех Ипостасях, Пресвятую Владычицу Богородицу и вся небесные силы святых человеков, неизреченным светом исполненных и сияющих светолитием.
"Ищите же прежде Царствия Божия и правды Его, и сия вся приложатся вам" (Мф. 6, 33). Как искать, во-первых, Царствия Божия? Следующим образом: положим, ты хочешь идти или ехать, плыть куда-либо по какой-либо житейской, временной нужде - помолись прежде Господу, чтобы Он исправил пути сердца твоего, а потом и предстоящий телесный путь или чтобы направил путь жизни твоей по заповедям Своим, и желай того всем сердцем, и чаще возобновляй свою молитву об этом. Господь, видя искреннее твое желание и старание ходить по заповедям Его, исправит мало-помалу все пути твои. Далее, например, если хочешь сделать в комнате чистый воздух или идешь прогуливаться на свежем воздухе, вспомни о чистом и нечистом сердце. Многие из нас, охотники до освежения комнатного воздуха (и это прекрасно) или до прогулки на свежем воздухе, и не подумают о необходимости чистоты духа или сердца (духовного, так сказать, воздуха, дыхания жизни) и, живя в свежем воздухе, позволяют себе нечистые помыслы, нечистые движения сердца или даже сквернословие и самое сквернодейство плотское. Если ищешь света вещественного, вспомни о свете духовном, который необходим для души и без которого она остается во мраке страстей, во мраке духовной смерти. "Аз свет в мире приидох, - говорит Господь,- да всяк веруяй в Мя во тме не пребудет" (Ин. 12, 46). Если видишь свирепство и слышишь завывание бури или читаешь о кораблекрушениях, вспомни о буре страстей человеческих, поднимающих ежедневный вой и смятение в сердцах человеческих и подвергающих крушению духовный корабль души или корабль общества человеческого, и моли усердно Господа, да укротит Он бурю грехов, как некогда укротил словом бурю на море, и да искоренит из сердец наших страсти наши и восстановит тишину всегдашнюю. Если ощущаешь чувство голода или жажды и хочешь есть или пить, вспомни о гладе или жажде души (она жаждет правды, оправдания во Иисусе Христе, освящения), которых если не удовлетворишь, душа твоя может умереть с голода, подавленная страстями, обессиленная, измученная,- и, удовлетворяя телесный голод, не забывай утолять, тем паче и прежде, духовный глад беседою с Богом, чистосердечным покаянием в грехах, чтением евангельской истории и евангельских нравоучений, особенно же причащением Божественных Таин Тела и Крови Христовой. Если любишь щеголять платьем, или когда одеваешь одежду, вспоминай о нетленной одежде правды, в которую должна быть облечена душа наша, или о Христе Иисусе, Который есть духовное одеяние наше, как сказано: "Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся" (Гал. 3, 27). Страсть к щегольству весьма часто совершенно вытесняет из сердца самую мысль о нетленном одеянии души и всю жизнь обращает в суетную заботу об изяществе в одежде. Если ты ученик, студент какого-либо учебного заведения или чиновник какого-либо ведомства, офицер какой-либо из военных частей или технолог, живописец, скульптор, фабрикант, мастеровой какого-либо цеха, помни, что первая наука каждого из вас - быть истинным христианином, искренно веровать в Бога триипостасного, беседовать с Богом каждый день в молитве, участвовать в богослужении, соблюдать уставы и постановления Церкви и до дела, и за делом, и после дела носить в сердце имя Иисусово, ибо Он есть свет, сила, святыня наша, помощь наша.
Вот на это ваше ежедневное действие, на принятие пищи и пития, обратите самое строгое и деятельное внимание, ибо от пищи и питья, от качества и количества их, зависит весьма много ваша духовная, общественная и семейная деятельность. "Внемлите же себе, да не когда отягчают сердца ваша объядением и пиянством" (Лк. 21, 34); а и чай и кофе принадлежат тоже к пьянству, если неблаговременно и в излишестве употребляются. О, горе нам, насыщенным ныне и нередко с пренебрежением на дары Божии взирающим!
Так как мы странники и пришельцы и путники к горнему Царствию, то нам не нужно обременять себя заботами о житейском, пристращаться к земным благам, богатству, сластям, отличиям, чтобы эти заботы и пристрастия не запинали нас в час кончины и не сделали ее постыдною. Христианину еще здесь, на земле, надо привыкать жить жизнию горнею: в посте, нестяжании, в молитве, любви, кротости, незлобии, терпении, мужестве, милосердии. Как тяжело в час кончины человеку, который в этой жизни имел своим идолом деньги, или пищу и питье, или земные почести! Теперь все это ему ни к чему не послужит, а между тем сердце его крепко привязано к ним и истинного сокровища, дающего ему жизнь, то есть добродетели, не имеет. Итак, чтобы легче было умирать - а умирать надо всем,- не должно любить ничего в мире. "Имеюще же пищу и одеяние, сими довольны будем" (1 Тим. 6, 8).
Истинный христианин поступает так в этой жизни, чтобы она была приготовлением к будущей, а не жизнию для здешнего только века; он при действиях своих не думает о том, что скажут об нем здесь, а что скажут там, на небесах; он представляет себя всегда в присутствии Бога, ангелов и всех святых и помнит, что некогда они будут свидетелями его помышлений, слов и дел.
Всю жизнь свою старайся обратить в служение Богу: читаешь ли что дома, начинай это дело с краткою сердечною молитвою, чтобы Бог вразумил и умудрил тебя в вере и благочестии и в тщательном прохождении твоих обязанностей; никогда не читай от праздности, для препровождения времени - этим ты унизишь слово, которое все должно служить нашему спасению, а не пустословию и средством к удовольствию и приятному препровождению времени; говоришь ли с ближними, говори разумно, осмотрительно, поучительно, назидательно; празднословия, как яда змиина, избегай, памятуя, что за "всякое слово праздное, еже аще рекут человецы, воздадят о нем слово в день судный" (Мф. 12, 36), то есть услышат справедливый приговор Судии; учишь ли детей своих или чужих, обращай дело в служение Богу, уча их с усердием, занимаясь предварительно обдумыванием средств к обучению ясному, вразумительному, полному (по возможности) и плодотворному. Побеждай именем Господним и силою креста козни врага, который старается смутить, затмить, стеснить, расслабить тебя. Даже если ешь, пьешь или иное что законное делаешь, все делай во славу Божию (1 Кор. 10, 31).
Не ешь досыта, не спи досыта, трудись с усердием, молись всем сердцем, будь от души послушен родителям и начальникам, доброжелательствуй всякому, будь доволен всеми - и ты будешь доволен собою, здоров и счастлив. Жизнь христианина должна быть постоянным вниманием к себе самому, то есть к своему сердцу, потому что каждую минуту невидимые враги готовы поглотить нас, каждую минуту зло кипит в них на нас.
Если хотите быть долголетними на земле, не торопитесь жить плотским образом, пресыщаться, упиваться, курить, блудодействовать, роскошествовать, нежиться: в плотском образе жизни заключается смерть, потому плоть наша и называется в Священном Писании мертвенным или ветхим человеком, тлеющим в похотех прелестных (Еф. 4, 22). Если хотите жить долго, живите духом: в духе заключается жизнь; "аще ли духом деяния плотская умерщвляете, живи будете" (Рим. 8, 13) - и здесь, и там, на небесах. Наблюдайте умеренность и простоту в пище и питии, храните целомудрие, не растрачивайте безумно бальзам своей жизни, не гонитесь за богатством, за роскошью, старайтесь быть довольными и немногим, храните мир со всеми и никому не завидуйте, всех почитайте и любите, особенно же старайтесь всегда носить Христа в сердце - и вы в мире и благополучии проживете многие лета.
Ревнующие о благочестии, брат и сестра! Тебе придется слышать, и, может быть, нередко, более от своих домашних, что ты тяжелый, невыносимый человек; ты увидишь к себе сильное нерасположение, вражду за свое благочестие, хотя враждующие не будут выражать, что именно за благочестие они враждуют против тебя,- не возмущайся этим и не приходи в отчаяние, потому что диавол в самом деле может преувеличить до огромных размеров некоторые слабости твои, от которых и ты несвободен как человек, но припомни слова Спасителя: "Врази человеку домашнии его" (Мф. 10, 36), и от недостатков исправляйся, а благочестия держись твердо. Поверяй совесть свою, жизнь свою и дела свои Богу, ведущему сердца наши. Впрочем, смотри на себя беспристрастно: в самом деле не тяжел ли ты по своему характеру, особенно для домашних своих; может быть, ты угрюм, неласков, необщителен, неразговорчив. Распространи свое сердце для общительности и ласки, но не для потворства; в выговорах будь кроток, нераздражителен, нежелчен. "Вся вам любовию да бывают" (1 Кор. 16, 14),- сказал апостол. Будь терпелив, не за все выговаривай, иное сноси, преходя молчанием, и смотри на то сквозь пальцы. "Любы вся покрывает, вся терпит" (1 Кор. 13, 7). Иногда из-за нетерпеливого выговора образуется вражда, оттого что выговор был сделан не в духе кротости и любви, а в духе самолюбивого притязания на покорность себе другого.
|