Старец Варсонофий Оптинский
Тяжело спасаться в миру. Святитель Николай, архиепископ Мир Ликийских, ушел в пустыню, чтобы подвизаться там в посте и молитве, но Господь не благословил его там остаться. Явившись святому, Господь повелел ему идти в мир. "Это не та нива, на которой ты принесешь Мне плод",- сказал Спаситель. Святые Таисия, Мария Египетская, Евдокия также не жили в монастырях. Везде спастись можно, только не оставляйте Спасителя. Цепляйтесь за ризу Христову, и Христос не оставит вас.
По слову Самого Господа, путь к Нему, к Его Божественной любви, один - исполнение Его заповедей, о которых Он говорит: "Заповеди Мои не тяжки". Заповеди Его всем известны, они каждый день читаются или поются за Божественной литургией: "Блажени кротции", "блажени милостивии". Иной скажет: "Этой заповеди я соблюсти не могу, так как у меня нет средств на милостыню". Нет, всякий может исполнить заповедь о милости, если не материально, то духовно. Спросите: "Как же это?" А вот как: тебя оскорбила такая-то или такой-то - прости его! Вот и будет духовная милостыня. "Нет, этого я не могу! Разве можно простить такое ужасное оскорбление? Да я как вспомню о нем - так готова растерзать того человека, а вы говорите "прости".- "Так не можешь простить?"-"Не могу".- "А простить-то надо!"-"Это сверх моих сил!"-"Сил не хватает? Проси у Бога! Обратись к Нему и скажи: "Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешную и помоги мне простить!" Скажи так раз, другой, третий - и сама на опыте узнаешь - простишь обидчика".
А вот другая говорит: "Вот такая-то пронесла мое имя яко зло перед людьми, такого наговорила, чего никогда и не было, проходу мне не дает колкостями и насмешками".-"А ты молчи, не отвечай ничего, потерпи".-"А разве все это можно стерпеть?"-"Не можешь? Опять обратись к Господу: "Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешную и помоги мне стерпеть". Попробуй так сказать - и на опыте увидишь, что из этого выйдет. И так во всяком трудном положении обращайся к Господу - и поможет тебе. Исполняй Его заповеди и проси Его помощи. Беда, если кто понадеется на свои силы и вздумает сам, не прибегая к Божественной помощи, исполнить их, кто вздумает обойтись без смирения. Две добродетели необходимы в деле спасения: одна - любовь, другая - смирение. Без этих двух не только умная молитва, но и самое спасение невозможно.
Ведь вот Толстой, как он ужасно кончил, а ведь раньше был религиозный человек, молебны заказывал, молился со слезами - все, казалось, было. Одного не было: смирения. Любил осуждать других, не умел прощать людских недостатков. Заговорили с ним об одном соседе. "Что вы,- говорит,- да разве он человек?"-"А то как же, конечно, человек!"- "Ну вот, какой же он человек? Просто тварь".-"Да ведь и все тварь, ангелы и те тварь: "О Тебе радуется, Благодатная, всякая тварь: ангельский собор и человеческий род..."-"Да нет, его человеком нельзя считать!"-"Да почему?"-"Он безбожник, он в церковь не ходить, в Бога не верит, разве это человек?" А старая нянюшка говорит ему: "Левушка, не осуждай их; ну пусть они как знают, а ты их не суди, тебе-то что? Сам за собою смотри". Но не мог он переделать себя и плохо кончил.
Вот и теперь иная думает: "Я в церковь хожу, а вон та не ходит - ну, уж какая она... А та вот что делает - ну, уж на что это похоже". Да так все машет да машет ручкой, себя лучше других считает. Глядишь, и доехала до того, что упала ниже тех, кого осуждала. Надо себя всех недостойнее считать.
Научитесь бороться со своими страстями - это очень важно и даже необходимо. Лучшим руководством для вас будут жития святых. Мир давно уже оставил это чтение, но не сообразуйтесь с миром - и оно много утешит вас. В житиях святых вы найдете указания, как вести брань с духом злобы и остаться победителями. Да поможет вам Господь.
В житиях святых рассказывается про двух женщин, двух сестер, из которых одна пошла в монастырь, а другая вышла замуж, и обе они спаслись.
Правда, та, которая пошла в монастырь, получила высшую награду от Господа, но спасение получили обе. Но как нам спастись в миру, когда там так много соблазнов? Апостол говорит: "Не любите мира, ни яже в мире". Впрочем, здесь надо оговориться. Под словом "мир" подразумевается не вселенная, а низменное, пошлое, греховное.
|