СТРАДАНИЯ И БОЛЕЗНИ ВОИНСТВУЮЩЕЙ ЦЕРКВИ

В мире будете иметь скорбь.
Ин. 16, 33.

     Как "Тело Христово", воинствующая Церковь должна на земле страдать, как страдал на земле Сам Христос.
     Как несущая мир и проповедь о любви к врагам, Церковь, по словам схиархимандрита Софрония, "становится посреди всех враждующих сил, и тот гнев, которым полны эти враждующие между собой силы, встречая Церковь на своем пути, естественно обрушиваются на нее. Но Церковь, осуществляя дело Христово на земле, т.е. спасение всего мира, сознательно принимает на себя тяготу общего гнева, подобно тому, как Христос взял на себя грехи мира.
     Если Христос в этом мире греха был гоним и должен был пострадать, то истинная Церковь Христова тоже неизбежно будет гонима и будет страдать. Это духовный закон жизни во Христе, о котором говорил и Сам Господь, и апостолы. Павел же божественный категорически выразил его такими словами: "Все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы" (2 Тим. 3, 12).
     У воинствующей Церкви, как и у всякой земной организации, конечно, можно увидеть и многие ее недостатки: недостойных и подверженных тем или иным страстям и пристрастиям пастырей, из числа верующих христиан - черствых сердцем и ханжей, немилосердных и к ближним при наличии материального достатка; выполняющих внешние обряды Церкви, но лишенных Христовой любви, гордых, тщеславных, сварливых, с дурным характером и т.д.
     Да, это так, и все это, однако, неизбежно, и Господь предупреждал об этом. Он говорил: "Не всякий говорящий Мне: "Господи, Господи!", войдет в Царство Небесное" (Мф. 7, 21). И в Его притче о разных рыбах, захваченных неводом (символ воинствующей Церкви) лишь часть рыб была выбрана (в Царство Небесное), а остальные были выброшены вон (Мф. 13, 47-50).
     Весь неверующий мир (по существу языческий) можно сравнить с мертвой природой (почва земли), а воинствующую Христову Церковь с растущим на ней садом. В первой нет жизни, нет возрастания и изменения своей сущности; во второй - сад находится в процессе постоянного изменения, возрастания, цветения и, наконец, плодоношения.
     Однако в этом саду есть и мертвые, и гибнущие деревья, и сломанные ветки, и гниющие плоды, и дички с непригодными плодами.
     Вместе с тем тут идет непрерывная борьба с вредителями-насекомыми, грибками, плесенью, паразитными растениями и т.п. Но вся эта картина частичной гибели, разрушения и омертвления живого разве говорит о ненужности или порочности сада? Несмотря на все отрицательное - в нем и только в нем зреют плоды и будет собран какой-то урожай, которого чужда мертвая природа. Учитывая наличие в Христовом саду - в винограднике (Ин. 15, 1-2) - мертвых, неплодоносящих деревьев и виноградных лоз, христианину надо уметь разбираться в вопросах, что является в этом саду живым и что мертвым и сгнившим деревом.
     Вместе с тем, следует предупредить, что решение этого вопроса часто будет совсем нелегко: вспомним времена арианства, когда из числа верховных иерархов Церкви лишь один св. Афанасий Александрийский не принял лжеучения Ария.
     Как пишет схиархимандрит Софроний: "Истинная Церковь всегда хранит учение Христа неповрежденным, но не все, считающие себя членами Церкви и даже говорящие от имени ее, разумеют его...
     В силу этого, эмпирически данное бытие Церкви всегда представляет смешение истины, выявляемой святостью жизни, с не истиной, приносимой грехами немощных членов ее, не исключая и отдельных представителей священной иерархии.
     Это обстоятельство весьма усложняет вопрос различения истинной Церкви от лжецерквей, которые также могут указывать на свою историческую преемственность от апостольских времен, которые тоже проповедуют догматическое учение, почерпнутое из Священного Писания, но с привнесением того, что чуждо Божественной истине и Божией воле.
     Источником привнесенных повреждений и извращений является греховная воля человеческая или демоническая, которая часто не может быть не только логически доказана другим, но даже и уяснена для самого себя".
     Как на выход из этого затруднения, схиархимандрит Софроний указывает на единственный достоверный критерий, почерпнутый им из поучений старца Силуана - на наличие выполнения важнейшей и вместе с тем, может быть, и труднейшей заповеди Христа: "Любите врагов ваших" (Мф. 5, 44). Схиархимандрит Софроний пишет: "Весь мир ищет критерий истины даже до сего дня. Верующий таковым признает Церковь, ибо она "столп и утверждение истины" (1 Тим. 3, 15), в силу бытийной связи ее с Главою-Христом, мистическим Телом Которого она является, в силу непрестанного пребывания в ней и действия Духа Святого, по обетованию Божию.
     Но в историческом опыте обнаружилась недостаточная ясность такого указания, потому что Церковью называют себя не только Единая истинная, но и все лжецеркви, и нет внешнего признака, бесспорно отличающего истинную Церковь от лжецерквей.
     Указываемый же старцем критерий можно назвать универсальным, потому что каждому дает возможность через подлежащую контролю нашего сознания духовную жизнь в ее психическом выявлении не только определить свое духовное место, т.е. познать правду или неправду своего индивидуального пути перед Богом, но и отличить учение истинной Церкви от всего того, что привносится в него чуждого и извращенного".
     Что же касается недостоинства священнослужителей, совершающих в Церкви Таинства, то нужно уметь (как пишет Н.) "отделять формует сущности и постигать силу и могущество Таинства в самом себе. Недостойный священник вредит лишь самому себе. Люди же, в простоте сердца ищущие его благословения и идущие к нему на исповедь, получают по вере своей непосредственно все от Самого Бога через Таинство священства, врученное пастырям.
     Духовное благополучие этих верующих не зависит от недостатков лиц, не умеющих носить и уважать своего священного сана.
     Чего бы стоила религия, как могла бы она существовать на протяжении веков, если бы ее таинственная сила и могущество были в зависимости от совершенства или несовершенства приставленных к ней слуг. Им дана власть быть лишь свидетелями, проводниками или охранителями этой величайшей святыни, ведать ее формальной, чисто внешней стороной, но самая сила ее таинственная, всегда живая, от глаз людей скрытая, открывается людям лишь по мере их духовного роста, духовно-умственного развития".
     Пусть же недостоинство некоторых пастырей и номинальных (не истинных) христиан в Церкви Христовой не смущает никого. Жизнь Христова процветает лишь здесь и только здесь, а Церковь Христова боролась, борется и будет бороться со злом и вне, и внутри себя и имеет непреложное обетование от Христа, что "врата ада не одолеют ее" (Мф. 16, 18).