СЛУЧАИ ВЕЩИХ СНОВ


      Под именем вещих снов в тесном смысле разумеются сны с предвещанием или предсказанием будущего, а в широком смысле - все необыкновенные правдивые или имеющие смысл и значение сны в отличие от обыкновенных, как пустой игры воображения. Так, нередко случается во сне находить разрешение научных, философских и др. задач, не разрешенных днем, вспоминать о событиях и лицах, давно забытых, получать сведения о вещах затерянных; еще поразительнее, хотя и реже, сны с предсказанием, прямым или символическим (под покровом образов), будущего, каковы: грозящая спящему или знакомым ему лицам опасность, болезнь, смерть, а также (очень редко) особенно поразительные сны с живым изображением отдаленного будущего всей судьбы человека в подробностях.

Вещий сон о. Иоанна Кронштадтского

      14 декабря 1895 года исполнилось 40-летие служения в священническом сане отца Иоанна. В этот день, после поздней литургии, высокочтимый юбиляр в своем слове, обращенном к предстоящим в Кронштадтском Андреевском соборе, между прочим, рассказал о своем вещем сне, виденном за 15 лет до назначения в Кронштадт, куда он был определен в 1855 году. "Велико было мое удивление, - сказал о. Иоанн, - когда я увидел сияющую внутренность обновленного к тому времени храма, давно уже мне знакомую по сновидению в отрочестве. Да, лет пятнадцать перед тем я видел дивный сон, в котором мне показана была эта самая внутренность храма, с этими вновь сделанными иконостасами. Этот сон запечатлелся в душе моей навсегда, оставив во мне радость неземную. Это было мне знамение от Бога, что я буду священствовать в этом храме, ибо тогда уже я видел себя входящим и исходящим из северных и южных врат, - так, как бы я был свой человек".

Сон Рылеевой

      В январской книжке "Исторического Вестника" за 1895 г. в небольшой статье под заглавием: "Сон Рылеевой", рассказывается о том, как мать казненного декабриста Кондратия Рылеева заранее предвидела печальную судьбу своего сына на основании одного вещего, знаменательного сна. Вот что она сама рассказывала (как сообщает о том г-жа Савина - автор статьи, напечатанной в "Историч. Вести.") в кругу своих знакомых об этом знаменательном сне.
      "Коне было всего три года, когда он, дорогой, любимый мой мальчик опасно, безнадежно занемог. Вероятно, то был круп или дифтерит, - доктора не объяснили мне; они, созванные на консилиум, только качали головой, сознавая всю невозможность выздоровления ребенка. "Он не проживет и до утра", - сказали они няне, плакавшей о Коничке. Мне, видя мое полное отчаяние, они не решались говорить об этом, но разве я не замечала сама всей опасности положения бедняжки. Он, задыхаясь, метался по постельке, сжимая тоненькие исхудавшие бледные ручки, уже не узнавая меня, своей матери.
      "Радость, счастье, сокровище мое, неужели ты уйдешь от меня?! Уйдешь!.. Нет, это невозможно, немыслимо!.. Разве могу я пережить тебя! - шептала я, обливая слезами эти дорогие мне ручки. - Разве нет спасения!.. Есть оно, есть... Спасение - одно милосердие Божие... Спаситель, Царица Небесная возвратят мне моего мальчика, возвратят, и снова он, здоровенький, весело улыбнется мне!.. А если нет?.. О, Боже, поддержи меня несчастную!.."
      И в страшном отчаянии своем упала я пред ликами Спасителя и Богородицы, освещенными мерцающим светом лампады, и жарко, горячо молилась о выздоровлении моего крошки. Молилась так, как никогда потом не могла пламенно сосредоточиться на молитве. Тогда я всю душу свою вложила в слова незаученного обращения к Господу.
      Не знаю, сколько времени длился молитвенный экстаз мой... Помню только, что всем существом моим овладела какая-то непонятная, светлая радость, какое-то тихое чувство покоя... Меня точно что-то убаюкивало, навевая сон. Веки мои отяжелели. Я едва поднялась с колен и, сев у кровати больного, облокотясь на нее, тотчас же забылась легким сном. До сих пор не могу отдать себе отчета, был ли то сон или я действительно услыхала... О, как ясно услышала я чей-то незнакомый, но такой сладкозвучный голос, говорящий мне:
      - Опомнись, не моли Господа о выздоровлении... Он, Всеведущий, знает, зачем нужна теперь смерть ребенка... Из благости, из милосердия Своего хочет Он избавить его и тебя от будущих страданий... Что если я тебе покажу их?.. Неужели и тогда будешь ты все-таки молить о выздоровлении!..
      - Да... да... буду... буду... все... все... отдам... приму сама какие угодно страдания, лишь бы он, счастие моей жизни, остался жив!.. - говорила я, с мольбой обращаясь в ту сторону, откуда слышался голос, тщетно стараясь разглядеть, кому он может принадлежать.
      - Ну, так следуй за мной...
      И я, повинуясь чудному голосу, шла, сама не зная куда. Пред собой видела я только длинный ряд комнат. Первая из них по всей обстановке своей была та же самая, где теперь лежал мой умирающий ребенок.
      Но он уже не умирал... Не слышно было более свиста или как бы предсмертного хрипа, выходившего из горлышка. Нет, он тихо, сладко спал, с легким румянцем на щеках, улыбаясь во сне... Крошка мой был совсем здоров! Я хотела подойти к кроватке его, но голос звал уж меня в другую комнату. Там крепкий, сильный, резвый мальчик; он начинал уже учиться, кругом на столе лежали книжки, тетради.
      Далее, постепенно, видела я его юношей, затем взрослым... на службе...
      Но вот уж предпоследняя комната. В ней сидело много совсем мне незнакомых лиц. Они оживленно совещались, спорили, шумели. Сын мой с видимым возбуждением говорит им о чем-то. Но тут снова слышу я голос, и в звуках как бы более грозные, резкие ноты:
      - Смотри, одумайся, безумная!.. Когда ты увидишь то, что скрывается за этим занавесом, отделяющим последнюю комнату от других, будет уже поздно!.. Лучше покорись, не проси жизни ребенку, теперь еще такому ангелу, не знающему житейского зла...
      Но я с криком: "Нет, нет, хочу, чтоб жил он!" задыхаясь, спешила к занавесу. Тогда он медленно приподнялся - и я увидела виселицу!..
      Я громко вскрикнула и очнулась. Первым движением моим было наклониться к ребенку и, как выразить удивление мое... он спокойно, сладко спал, ровное, тихое дыхание сменило болезненный свист в горле; щечки порозовели, и вскоре, просыпаясь, он протянул ко мне ручки, зовя маму. Я стояла как очарованная и ничего не могла понять и сообразить... Что это такое?.. Все тот же ли сон или радостная действительность?.. Но ведь все точно как было во сне там, в первой комнате!..
      Все еще не доверяя глазам своим, я кликнула няню и вместе с нею убедилась в чуде исцеления приговоренного к смерти младенца. Няня передала мне решение докторов о невозможности его выздоровления. И надо было видеть изумление одного из этих эскулапов, приехавшего на другой день осведомиться о часе кончины мальчика, когда няня вместо трупа показала ему спокойно сидящего на постельке Коню, здорового и веселого.
      - Да ведь это ж чудо, чудо!.. - твердил он.
      Время шло, а сон мой исполнялся с буквальною точностью во всех, даже самых мелких подробностях... и юность его и, наконец, те тайные сборища.
      Более не могу продолжать!.. Вы поймете... эта смерть... виселица... О, Боже!.."
      Трудно с достоверностью решить вопрос о том, дожила ли злополучная мать до окончательного исполнения своего знаменательного сна, как предполагает г-жа Савина, или же не дождалась она завершения трагической судьбы своего сына и скончалась за год - два ранее его казни, как явствует это из заметки г. Можаева, напечатанной в февральской книжке "Историч. Вестника" по поводу "Сна Рылеевой". Но, при том или ином решении этого вопроса, достоверность и нравственное значение самого рассказа остаются в одинаковой силе.

РАССКАЗЫ О ЯВНОМ ОТКРОВЕНИИ ВОЛИ БОЖИЕЙ ЧРЕЗ СНОВИДЕНИЯ

      В заключение приведем рассказы об явном откровении воли Божией чрез сновидения. Преподобный Пахомий видел сон, будто роса сошла с неба в его правую руку и сделалась как мед, и в то же время слышал голос, что это означает благодать, которая будет ниспослана на него (Чет.-Мин. 15 мая). И действительно, благодать Божия так обильно излилась на него, что он и чудеса творил, и назван церковью Великим.

      Св. Царь Константин Великий пред войною с Максентием видел наяву знамение креста на небе, слившийся из света, и с надписью "Сим побеждай!", а потом в следующую ночь увидел во сне Самого Спасителя, Который явился ему с тем же знамением креста и сказал, что этим знамением он победит врага. И действительно, император Константин, соорудив знамя, украшенное крестом, окончательно поразил своего врага - Максентия.

      Прп. Марфа, когда еще жила в миру, видела во сне св. Иоанна Предтечу, который предсказал ей, что от нее родится сын Симеон, что он будет великий и святой человек. И от нее действительно родился св. Симеон, известный под именем Дивногорца (Чет.-Мин. 24 мая).

      У благочестивых жителей города Едесса, Симеона и Марии, была только одна дочь, а им хотелось иметь и сына; вот, они начали молиться о том Богу, и в одну ночь оба видят во сне, будто они в какой-то церкви, будто сюда же являются св. ап. Павел и св. великомученик Феодор Тирон; св. Феодор будто говорит апостолу: "Вот они просят себе сына, будь их ходатаем". Апостол после того будто бы положил им на рука младенца мужского пола, а св. великомученику Феодор сказал: "Пусть будет имя ему Феодор". И это сбылось: от них родился сын Феодор, который впоследствии был св. епископ Едесский (Чет.-Мин. 9 июля).

      Одной благочестивой девице, жившей в городе Казани, явилась во сне Царица Небесная и сказала: "В таком-то месте, в земле, зарыта Моя икона, объяви об этом: пусть отроют ее и вынут". Она рассказала, и ей не поверили. Но тот же сон повторился еще, и когда та девица стала рыть в указанном месте землю, то, действительно, нашла там икону Божией Матери. Эта икона известна у нас под именем Казанской (Чет.-Мин. 8 июля).

      Преподобный Даниил видел раз во сне высокий столп, на котором будто бы стоял и спасался св. Симеон Столпник с двумя Ангелами; Ангелы будто бы звали его к себе, и когда Даниил сказал, что он не может туда подняться, Ангелы сами будто бы подняли его на столп, а св. Симеон принял его и обнял. Так и случилось: впоследствии Даниил, подобно Симеону, тоже стал спасаться на столпе (Чет-Мин. 11 декабря).

      Однажды, по сообщению самого бл. Августина, мать его, св. Моника, видела во сне, что она стоит на длинной и узкой черте и погружена в глубокую скорбь; вдруг ей явился Ангел и с участием спросил, о чем она плачет. "Я плачу о погибели души сына", - отвечала она. "Успокойся, - сказал ей Ангел, - где ты стоишь, тут и увидишь его" (т.е. он впоследствии будет разделять с тобою одни и те же христианские верования).

      Св. Евагрий сам сообщает об одном бывшем ему сне во время сильного искушения, переживавшегося им (чувственная склонность к жене одного знатного гражданина в Константинополе). "Бог сжалился, - рассказывает он, - надо мною и послал мне сон. Я видел себя в глубоком и темном подземелье, и мне явился Ангел и сказал: "Здесь ты погибнешь, если сейчас же не убежишь. Поклянись мне Св. Евангелием завтра оставить город, и я помогу тебе бежать!" Я поклялся и проснулся, но по пробуждении в моих ушах стояли еще слова "здесь ты погибнешь". Св. Евагрий бежал в Иерусалим и победил свою склонность.

Основание Свято-Екатерининской обители

      В 17 веке земли, где стоит Свято-Екатерининский монастырь и где ныне раскинулся подмосковный город Видное, зеленели девственными рощами и глухими лесами. Это были места любимой царской забавы - охоты.
      24 ноября по старому стилю (7 декабря по-новому) 1658 года царь с многочисленной свитой охотился в своей заповедной Ермолинской роще. В этот день он не возвратился, как предполагалось, в Москву, а остался на ночлег в лесу. Ночью, когда тихий сон смежил усталые царские очи, вдруг показалось ему, что шатер его осветился необыкновенным сиянием, и пред ним предстала дева ангельской красоты, облеченная в белую как снег одежду. Боголюбивый царь узнал в ней святую великомученицу Екатерину. Она поведала, что в эту ночь Господь даровал ему дочь. Алексей Михайлович, пробудившись, объявил своей свите о чудном видении. Было решено немедленно сниматься с места. На пути в Москву у села Коломенского царя встретил гонец, посланный сообщить ему, что царица родила дочь и что обе они находятся в добром здравии. В радости и трепете от того, что видение оказалось истинно пророческим, Алексей Михайлович дал обет основать на месте чуда монастырь, а новорожденную назвать Екатериной.
      Так сама святая выбрала место для своей русской обители.

Случай из жизни митрополита Московского Филарета

      Г. Листовский в №10 "Русского Архива" 1885 г. в статье "Рассказы из недавней старины" приводит следующий интересный факт из жизни московского митрополита Филарета.
      "Против одного священника, - говорит г.Листовский, - было много обвинений. Журнал консистории о запрещении ему служить был подан Филарету на утверждение. Это было на Страстной неделе. Филарет проживал тогда в Чудове монастыре. Он взял уже перо, чтоб подписать журнал, но почувствовал какую-то тяжесть в руке, как будто бы перо ослушалось его. Он отложил подписание журнала до следующего дня. Ночью видит он сон: перед окнами толпа народа разного звания и возраста о чем-то громко толкует и обращается к нему. Митрополит подходит к окну и спрашивает, чего им надо. "Оставь нам священника, не отстраняй его!" - просит толпа. Впечатление этого сновидения было столь сильно, что митрополит не мог отделаться от него по пробуждении и велел позвать к себе осужденного священника. "Какие ты имеешь за собой добрые дела, открой мне", - обращается он к нему. "Никаких, владыко, - отвечал священник, - достоин наказания". Но владыка с настойчивостью убеждает его подумать. "Поминаешь ли ты усопших?" - спрашивает Филарет. - "Как же, владыко; да у меня такое правило: кто подаст раз записочку, я уж постоянно на проскомидии вынимаю по ней частицы, так что и прихожане ропщут, что у меня проскомидия дольше литургии, а я уж иначе не могу". Филарет ограничился переводом этого священника на другой приход, объяснив ему, кто был за него ходатаем. Это так тронуло священника, что он приложил старанье к исправлению своему и отличался потом примерною жизнию".