Мы благодарим Бога, что сейчас выпускается очень много православной литературы. Только в одной Москве насчитывается более 30 православных издательств. Остались лишь воспоминания о советском времени, когда трудно было достать духовную книгу. Сегодня христианин может приобрести в православных магазинах и лавках все, что необходимо в его домашней церкви.
Вместе с тем, возникают опасения, все ли издаваемое в современных условиях полезно, не попадаются ли среди новой православной литературы книги душевредные. В связи с этим своевременно был создан Издательский Совет Московского Патриархата, создаются также епархиальные издательские советы, где опытные протоиереи изучают издаваемую и попадающую в продажу литературу. Многие отцы-благочинные, многие настоятели храмов также очень добросовестно относятся к этому и считают своим долгом просматривать литературу, поступающую в книжную лавку, отсеивать все сомнительное и ненужное.
Конечно, мы очень благодарны светским издателям, поскольку Церковь не обладает достаточными средствами. Так, например. Церковь не имеет возможности финансировать издание учебников, необходимых для ее учебных заведений. Я думаю, что упорядочение православного книгоиздания - дело времени. Вместе с тем, очень большая ответственность лежит и на самих издателях - они должны повышать свой богословский уровень, располагать полной информацией о том, что они издают, чтобы не плодить суеверий. Ведь некоторые из новых православных издателей, являясь неофитами и не понимая, что они делают, выпускают даже оккультную литературу.
Многие светские издатели, издавая молитвословы, включают в них неканонические молитвы, например, молитву священномученику Киприану, различные молитвы позднейшего происхождения, не прошедшие соответствующую экспертизу и не имеющие церковного благословения. То, что такое издается и находит спрос, говорит о недостаточной воцерковленности как издателей, так и читателей.
В результате, нередко принижается само значение святости. Святым молятся только для достижения какого-то эффекта - например, избавления от зубной боли или от боли в суставах. Между тем задачей православного человека является духовное перерождение его души, исполнение ее Духом Святым, стремление к богоподобию. Нужно разъяснять людям христианское отношение к болезням и исцелению от болезней. Церковь служит молебны о здравии, заботится о телесном и душевном укреплении своих чад. Но главное, что мы можем видеть в Евангелии, - вместе с исцелением тела Спаситель всегда направлял к исцелению и душу человеческую, укреплял ее в вере. Легко заметить, что современное наше общество страдает именно суеверием: верят в разные приметы, но не пекутся при этом о сокровище небесном, о своем спасении.
...Не все выходящее под церковным именем заслуживает такового. Мы знаем о "Церковно-общественном вестнике", который сейчас перестал выходить. Это была газета, направленная именно против Церкви, направленная на разрушение устоев Церкви. Выходят книги о так называемых "младостарцах", которые по сути своей не стали старцами, но остались доморощенными лидерами, из тщеславия желающими повести за собой народ. На самом же деле это "слепые вожди слепых". Руководствоваться такими изданиями, конечно же, нельзя. У нас есть святоотеческий опыт, древняя традиция Православной Церкви, нужно придерживаться ее.
- Ваше Преосвященство, долгое время Издательство Московской Патриархии было единственным. Каковы Ваши сегодняшние задачи?
- Действительно, до перестройки Издательский отдел Московского Патриархата, как он тогда назывался, выпускал много литературы. Правда, выпуск был ограничен фондами бумаги, выделявшимися правительством через Совет по делам религий. Сейчас ситуация совершенно другая - возможностей для книгоиздания больше. Но Издательство Московской Патриархии находится в очень трудном положении. После реорганизации оно не работало 9 месяцев, лучшие сотрудники ушли, литература со складов была распродана. Когда в августе 1995 года меня назначили руководителем издательства, начинать пришлось с нуля.
Сейчас в нашем издательстве работает около ста человек. Творческих работников не так много, как хотелось бы. Но тем не менее задача центрального Патриаршего издательства весьма ответственна - мы должны выпускать официальные издания Церкви. Это, во-первых, "Журнал Московской Патриархии", газета "Московский Церковный Вестник", сборник "Богословские труды" и ежегодный настольный Патриарший календарь.
Это те задачи, которые возлагает на нас священноначалие. Сами для себя мы определяем приоритетной задачей выпуск богослужебной литературы, пособий для священнослужителей, а также изданий для домашней церкви - Св. Писания и молитвословов. В настоящее время многие российские издательства выпускают такие книги. Так монополистом по выпуску Св. Писания сейчас является Библейское общество, которое имеет не самую хорошую репутацию. Многие частные издательства печатают богослужебную литературу.
Это, конечно, очень плохо. В древние времена, когда готовились к изданию богослужебные "Минеи", Патриарх лично прочитывал их от корки до корки. Потому что эти книги - сердце нашей литургической жизни. Никакие ошибки в них недопустимы. К сожалению, частные издательства не только выпускают богослужебные книги, но даже их редактируют. Я думаю, что это очень опасно. Издательский Совет Московского Патриархата пытается противостоять этому, но силы его ограничены.
Издательский Совет - орган общецерковный. Он рецензирует книги, проводит экспертизу тех рукописей, которые предоставляют издательства. Мы либо делаем какие-то замечания, либо указываем на неприемлемость такого издания с точки зрения Церкви. Разумеется, издать отклоняемую книгу все равно могут, поскольку мы не являемся органом цензуры. Но, надо сказать, значительное большинство издателей, которые находятся в непосредственном контакте с нами, прислушиваются к нам и вносят исправления, необходимые для того, чтобы книга не наносила вред Церкви и душе верующего.