ГРЕХОВНЫЕ ПОМЫСЛЫ И БОРЬБА С НИМИ

ДА БУДЕТ МЫСЛЬ ТВОЯ ЧИСТА

Враг всячески старается вкладывать нам мысли, противные судьбам Божиим, и через то приводит в уныние, в смущение, в грусть и тоску, чтобы ум отлучить от Бога и молитвы. Должно просить у Него помощи (архим. Феофан Новоезерский).

Все благоугождение и служение Богу в помышлениях состоит.

Размышление о Боге - жизнь и свет души.

Худые мысли надо отгонять молитвой: "Господи, помилуй мя, яко немощен есть".

Мыслию душа назидается, мыслию и развращается (старец Георгий Затворник).

Освящение нашего ума, как дело величайшей важности, достигается нашей сердечной молитвой, внимательным чтением Священного Писания и святоотеческих книг, писаний и Богомыслием.

"Ум, переставший созерцать Бога мыслию, - учил старец, - становится или демоном, или скотом". Я возразил ему: "Как возможно, чтобы ум человека непрестанно был с Богом?" - "В каждой мысли и в каждом деле, - отвечал он, - участвует душа, но с Богом бывает она тогда только, когда благочестиво и благоговейно размышляет о Нем".

Люди обращают ум свой или ко грехам, или к Иисусу, или к людям.

Закон - всякий помысл открывать старцу.

Надо размышлять или о Божиих свойствах, или о Божиих делах, или о спасении человеков, или о погибели их, об Иисусе Христе, об Ангелах и Святых, и о других спасительных предметах. Когда мы таким образом будем блюсти чистоту в мыслях, тогда мы будем думать только о добром и спасительном, ибо от добрых мыслей непременно родятся у нас и добрые чувствования, а от добрых мыслей и чувств произойдут и добрые расположения, далее - добрые дела и доброе поведение. И мы, значит, достигнем того, чего ищем - жизни непорочной и благоугодной... Чем более кто будет держать духовных мыслей над сердцем, тем оно само будет духовнее, мягче, чувствительнее...

В Богомыслии - всякое веселие, и всякая радость и блаженство. Та душа, которая думает только о божественных предметах, живет как бы в раю, окружена божественным невещественным светом, разливающим блаженство, и, входя в общение с Богом Всеблаженным, блаженствует.

Помыслы всевает враг. Тут противодействующее значение имеет святыня, которой подвижник всегда должен себя ограждать: это - крестное знамение, св. вода, св. елей, призывание имени Иисуса Христа, открытие Св. Евангелия и чтение его и т.п. Вот благодатные средства, данные от Бога для врачевания и утешения, к которым нужно прибегать постоянно, потому было бы странно иметь в руках такое духовное богатство и не пользоваться им.

Принуждай себя как можно чаще читать Св. Писание, чтобы оно собрало твои помыслы, которые враг рассеивает своим злоухищрением, влагая в тебя лукавые мысли...

Любовь есть размышление о Боге с непрестанным благодарением; благодарению же радуется Бог, оно есть знак успокоения (авва Исайя).

Св. Писание есть для нас советник и учитель, ибо учит, какие обычаи злые искоренять и какие добрые насаждать. Если же ум наш и воля оставят советника своего (т.е. Св. Писание), то впадают в прелесть.

Один из первых признаков того, что в человеке живет Дух Христов, Дух Святый - это есть богомыслие и молитва, и, наоборот, первый признак действия в человеке духа сего мира есть рассеянность. Как Дух Божий сосредотачивает человека в себе, побуждает думать о себе, молиться, так дух мира сего рассеивает человека, побуждает его блуждать повсюду, по всяким предметам, только не заходить в самого себя, в свою душу.

Следи за мыслями: здесь - начало греха.

От ежедневного воспоминания страданий Христовых происходит теплая любовь ко Господу, благодарность и смирение.

Что такое внимание к себе? Внимать себе - это значит постоянно, неуклонно бодрствовать над собою, следить за движением своих мыслей и чувств и всему давать ответ: что плохо - отвергать, изгонять, укорять себя, а на благоговейных, молитвенных, святых мыслях и чувствах останавливаться и в них пребывать.

Что мы делаем при помощи головы? Обдумываем, рассуждаем, мыслим. Грешник обдумывает, как бы ему лучше устроить земную жизнь, как бы свои греховные желания удовлетворить. А вы думайте больше о Боге, о вечности, о милостях Божиих, об ответе на Страшном Суде Христовом да как бы что сделать доброе на пользу душе своей.

Многие ли из нас стараются всегда быть неразлучными с Богом, т.е. памятовать о Нем, беседовать о Нем, размышлять о Нем, стремиться к Нему с любовию?

Через исповедание помыслов враг отходит от человека.

Мысли человека имеют крайне сильное влияние на состояние и расположение его сердца и действий; потому, чтобы сердце было чисто, добро, покойно, а расположение воли доброе и благочестивое, надо очищать свои мысли молитвою, чтением Св. Писания и творений св. отцов, размышлениями о тленности, скоропреходности и исчезновении земных удовольствий (св. Иоанн Кронштадтский).

Нужно следить за своими мыслями, когда мы бываем одни. Какие именно мысли тогда овладевают нами? Что особенно мучит совесть? (о. Алексей Мечев).

Злые и худые помыслы суть слова бесов и предтечи страстей (св. Григорий Синаит).

Не то навлекает на нас осуждение, что помыслы входят в нас, но то, когда мы даем им худое направление (св. Варсонуфий Великий).

Вражия сила в самом внутреннем человеке, в его уме и в сердце, тайно действует, рождая мысли противные божественным, но люди не знают, что это делается вражиим наваждением, и думают, что это происходит естественным образом; потому, что не сознают действующего в них греха; благочестивые же люди, души которых просвещены от Христа, знают откуда и отчего все сие происходит, и тотчас покаянием и молитвою то изгоняют.

Сатана действует на человека или внутренне, т.е. в мыслях человека, или наружно, т.е. через людей грешных, или через видимые соблазнительные предметы. Следовательно, человек должен бороться с врагами видимыми и невидимыми; и потому надо всегда всматриваться в действия, происходящие в сердце; когда мысли приходят противные Богу, то в ту же минуту противостоять им мыслями приятными Богу и тем побеждать себя и сатану.

Память и размышление: о смерти, о суде, об аде, о Царствии Небесном - есть истинная мудрость.

Как-то сказала я батюшке, что во время пения и чтения в храме меня смущают помыслы тщеславия и теряется спокойствие совести. Он мне на это ответил: "Пред тем, как выйти читать, скажи про себя: "Господи, молитвами отца моего духовного (имя его) помоги мне" (о. Алексей Мечев).

Как нельзя не допустить ветра до открытой груди, так нельзя остановить и прилива помыслов; потому что человеческая душа по самой природе (вследствие грехопадения прародителей) открыта для действий зла (авва Пимен).

Будь привратником сердца твоего, чтобы не входили в него чуждые; постоянно говори приходящим помыслам: "... наш ли еси или от супостат наших?" (Ис. Нав. 5,13) (авва Стратегий).

Всякий согрешает оттого, что при нападении худых помыслов, не отвергает их тотчас противоречием.

Цель сатаны в том, чтобы отвлечь ум наш от памятования о Боге и от любви Божией, употребляя к тому земные приманки, и от действительно прекрасного отвращать нас к мнимо прекрасному.

Смиренный убежден, что он не может ни помыслить, ни пожелать ничего доброго, если Бог не даст ему ни мысли благой, ни желания доброго.

Из сердца непрестанно исходят помышления, иногда добрые, а больше злые. Злым совсем не должно следовать, но и добрые не всегда должно исполнять, ибо бывает, что и добрые сами по себе помышления неуместны на деле по обстоятельствам. Вот почему и предписывается внимать себе, смотреть за всем, исходящим из сердца, - и злое отвергать, и доброе обсуждать, и исполнять только то, что окажется истинно добрым (свт. Феофан Затворник).

Если хочешь иметь по Богу житие, помышляй всегда в тайне сердца своего, что ты ниже и хуже всех живущих с тобою. Преуспеяние состоит в том, чтобы приучить себя мыслить в сердце своем: "Каждый человек лучше меня". Без этой мысли человек, хотя бы великие дела совершил, хотя бы кровь пролил, - не угоден Богу.

В том и добродетель, чтобы человек не занимал ума своего миром (св. Исаак Сирин).

Худой помысл - предложение греха.

Труд наш над душой - это прежде всего напряженное внимание к ней, постоянный самоанализ своего состояния, внимание к совести, своим поступкам, словам, мыслям, взглядам, выявление искушений и оценка всего происходящего в душе с точки зрения вечных ценностей. Св. Иоанн Кронштадтский говорит про себя: "При непрестанных внутренних искушениях я должен был постоянно обращать душевное мое око внутрь себя, чтобы усматривать нападения внутренних врагов, и таким образом я приучил себя почти к непрерывному духовному созерцанию и тайной молитве".

Да будет Господь наш Иисус Христос первым и всегдашним памятованием нашего ума и сердца.

Часто надо спрашивать себя: не занимает ли что-либо меня и не памятуется ли более Бога в сердце моем? Не пристрастилось ли к чему паче Господа окаянное сердце мое и не мечтает ли воображениями, противными святой любви Божией?

Не надобно дозволять, чтобы мысль наша скиталась всюду.

Особенно же наблюдайте за помыслами, пожеланиями и мыслями, зная, что их часто внушают демоны, дабы осквернить душу помышлением о вещах безполезных и отвлечь ум от размышления о грехах своих и о Боге (авва Илия).

Главный вид, в каком является враждебное в нас, есть помысл. Когда враг успеет занять нашу мысль худым помыслом, он уже не без прибыли. Поэтому-то у св. отцов все правила обращены на помыслы, страсти, пожелания и применяются к их свойству. Отсюда - отсеки (не прими) помысл - и все отсечешь.

Мы не можем остановить помыслов, но можем противиться им (св. Ефрем Сирин).

Всякий греховный помысл изгоняй из сердца, как можно скорее, как сбрасываешь с одежды и малейшую искру, попавшую в нее.

Не питай пространно плоть твою, и скверные помыслы оскудеют в тебе (авва Евагрий).

Молись крепко и с воздыханием во время постигшего искушения помыслами: "Господи, помилуй", "Господи, не оставь меня", "Боже, в помощь мою вонми", "Господи, помощи ми потщися" или иначе как, и - не будешь побежден помыслами.

Не склоняй слуха своего к речам греховным, чтобы не осквернился ум твой.

Хранение ума важнее дел. Истинно хотящий спастись - внимай себе! Сначала приучи ум различать греховные мысли, всеваемые врагом спасения, и немедленно прогонять их молитвою (старец Филарет Глинский).

Постоянно размышляй о Боге, и не позволяй уму своему развлекаться.

Открытие помыслов, вопрошение и совет - врагу страшны.

Хорошо собирать мысли смирительные и держать их в душе, нежели раздражительные или гордые.

Нападение на нас греховных помыслов попущено нам для нашей пользы, потому что оно приводит нас к смирению, к опытному познанию нашего падения, нашей греховности.

Греховным помыслам должно противиться, а увлеченья ими немедленно врачевать покаянием... Греховные помыслы и ощущения не должно рассматривать, чтоб они не вкрались в душу и не заразили ее, должно их немедленно отвергнуть, а самому повергаться в пучину милосердия Божия.

Осуждение бывает не только языком, но и мыслию...

Бывает иногда враг сильно восстает, внушает мысли, что не будет тебе помилования и пойдешь в муку вечную, наводит скуку и отчаяние (схим. Авраамий).

Помыслы отгоняются псалмопением, молитвою, размышлением о вышних предметах, а страсти отсекают презрением тех вещей, к которым страстны (старец Георгий Затворник).

Будем внимать себе. Для сего не должны мы внимать посторонним слухам, которые могут породить в уме нашем только праздные и суетные помыслы.

От излишнего сна страстные помыслы рождаются.

От Иисусовой молитвы рождаются благие мысли (старец Георгий Затворник).

Если мы будем помнить о зле, какое сделали нам люди, - в нас ослабеет памятование о Боге; если же будем помнить о зле, наносимом демонами, - будем безопасны от стрел их (авва Макарий).

Имей в мысли всегда добро, чтоб и делать его; ибо мысль человека не сокрыта от Бога. Итак, мысль твоя да будет чиста от всякого зла (Достопамятные сказания).

Если ощутите мысли, уничижающие в чем-либо других, старайтесь скорее изгонять их из своего сердца и не давать им места.

Должно, вставши утром, посвящать первые мысли и чувства Богу.

Кто скрывает свой религиозный образ мыслей, тот оставляет добро, которое мог бы и должен был бы сделать (через наставление религиозного людям), и становится посему виновен.

Глупы те люди, которые говорят все, о чем они думают, и всякому вверяют свои тайны; благоразумие требует, чтобы мы прежде обдумывали, с кем надо нам говорить, и не причинит ли нам и другим вреда то, что хотим сказать.

Памятование о смерти предохраняет от грехов.

Иногда хорошо занять себя мыслию о страдании Спасителя или другими какими-либо священными событиями; только бы ум и сердце не были в праздности.

Должно следить за мыслями, где они, и направлять их к чему-либо Божественному и к памяти смертной.

В уединении и тишине, а не в народе и молве родятся добрые и небесные мысли (свт. Тихон Задонский).

Нужно тебе не принимать худой мысли на ближнего твоего. Кто забывает свое заднее добро, тот есть самый мудрый человек.

Кто к Св. Духу мыслию (в молитве) обращается, тот подобен бывает Моисею, от явления Божия лице прославлено имеющему (свт. Василий Великий).

Суета (суетные мысли) - это развлечения настоящей жизни.

От напора помыслов, от врага наносимых, читай Св. Евангелие, ибо Слово Духа Святаго отгоняет мрак душевный, более же вражеский (преп. Амвросий Оптинский).

Вопрос: По какой причине бывают хульные мысли? (На Бога, святых, иконы, Св. Тайны, вообще на священное). Ответ: Перестанем судить и осуждать ближнего, и мы не будем бояться хульных помыслов (св. Иоанн Лествичник).

Никто не должен думать, что он виновен в хульных помыслах (если он не соглашается с ними и их не хочет), и относить их к бесам. Старайтесь не обращать на них никакого внимания.

Главное - нужно очищать свою душу исповеданием пред духовным своим отцем (или старцем) помыслов... Ведь, помыслы, когда скрываются, рождают страсти, а когда исповедуются, становятся Богоугодными... и если бы духовники или старцы оказались и не очень опытными, не соблазняйся, ибо не несправедлив Бог, - чтоб души, смирившие себя верою и непорочностью, ввести в заблуждение советом и судом духовника.

Идя исповедать помыслы отцу своему духовному или спросить его о чем, помолись прежде в сердце своем и скажи: "Господи, что угодно Тебе, вложи то в уста отцу моему, чтобы он сказал мне то, и я, как от уст Твоих, приемлю слово его. Утверди его в истине Твоей, чтобы мне всегда слышать от него Св. волю Твою". И потом храни верно и со страхом, что он тебе скажет (Маргарит).

Уединение удаляет от человека суету мирскую, оставляет его с самим собою и Богом; посему келья - та же пустыня. Тогда человек более способен к познанию себя и Бога. Уединение способствует очищению сердца и помышлений.

Знакомства отвлекают от дела, рассеивают ум, жизнь наполняют излишнею суетою, не дают сосредоточиться в себе и в Боге.

Враг паче всего всевает хулы на сию Иисусову молитву. Ибо тогда огонь палит его и отгоняет.

Внешний мир рассеивает внутреннюю сосредоточенность.

Мысленное делание есть размышление - внутренняя беседа с Господом (св. Агафон).

Как бы ни благовиден был помысл, но если отнимает мир у сердца, тонко приводит к нарушению любви с ближними, - он вражеский. Не спорь с ним, не рассуждай - а то уловит и заставит вкусить от запрещенного древа; вооружайся скорее против него, гони его прочь от себя оружиями духовными: славословием Бога, благодарением Бога, преданием себя Его воле, укорением и осуждением себя, молитвою. Превосходное оружие при сильной брани: прийти в свою келью, повергнуться на минуту пред Богом с прошением Его помощи и преданием себя Его воле. При сильной брани это повторяй несколько раз в день и очень помогает (свт. Игнатий Брянчанинов).

О прочитанном Божьем Слове думайте целый день.

Пристрастие не только к человеку, но и к вещам наводит гнев Божий... Не желай видения или присутствия любимого человека, и не услаждайся мыслию о нем.

Минутами уединения пользуйтесь для Богомыслия, либо молитвы и чтения Слова Божия.

Когда идут мысли, выставляющие твои хорошие качества, тогда немедля говори покаянные слова мытаря, припоминая свои грехи, и - искушение уничтожится.

Размышление о смерти есть пища, которая дает жизнь душе человеческой.

Чаще переноситесь в загробный мир.

Бывает крест мысленный: смущают человека греховные мысли, но человек не бывает в них виновен, если не соглашается с ними.

Отгоняйте худые мысли чтением Священных книг. Душа требует ежедневно пищи духовной: молитвы, чтения Слова Божия и Богомыслия.

Ничто так не отвлекает ум наш от Бога, как множество житейских забот.

Когда тело отдыхает, то дух должен бодрствовать в молитве и Богомыслии.

Вырабатывается привычка: привыкнешь о Боге мыслить - так и будешь всегда в душе Его носить, привыкнешь мирское помышлять - так и будешь умом всегда в этом, привыкнешь мыслить страдания Господа, привыкнешь думать о вечном огне - так и усвоится это в душе (преп. Силуан Афонский).

Диавол нападает на молодых блудными помыслами; на старых - злопамятством, разленением и вредными привычками; на боязливых - страхом и привидениями; на других - клеветою человеческою, враждою, злобою; на ученых - гордостью и самовозношением.

Вы семейные. Вам нельзя не хлопотать о житейском. Дело все просто: мыслию с Богом будь, а телом твори дела, кои лежат на тебе по заповеди. Вот и все!

Если примешь злой помысл или страсть в сердце, посочувствуешь ей и поносишь ее в душе некоторое время и осквернишь ею душу, то читай покаянный канон или 50-й псалом с несколькими поклонами; если не помогает, то повтори, пока не успокоится душа.

К Одному Богу должны прилепляться любовию и в мыслях не разлучаться с Ним, не заниматься суетою.

Не должно ни о ком худых мыслей иметь, ибо злое помышляет злой, а добрый - доброе.

Мы должны постоянно насаждать духовные желания через святые размышления, молитву, чтение Св. Писания и божественные беседы.

Что глаз не видит и ухо не слышит, то и на ум не придет.

Старайся избегать мирских развлечений и разговоров, которые удаляют от Богомыслия.

Что ни делаешь - размышляй о присутствии Божием.

Не должно мыслить о земном, ибо наше житие - на небесах, откуда и Спасителя ожидаем, Господа нашего Иисуса Христа.

Учитесь внутреннему смирению, говоря: "Господи, даждь ми смирение в мыслях моих"; а себя почитать мысленно, что хуже всех (архим. Феофан Н.).

Если что ощутите в мыслях своих нехорошее, то тотчас же и обратите мысль ко Господу и помолитесь: "Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей".

Господи, мы поползновенны от юности: Ты освяти души наши, Ты освяти и наши мысли, слова наши, телеса наши (архим. Феофан Н.).

Худые беседы заражают худыми мыслями, злом (пороком каким-нибудь) людей и с добрым характером.

Когда страсти взволнуются, ум омрачится и растеряется перед громадностью искушения, помыслы нападут с настойчивостью и неистовством, тогда не только против блудных помыслов, но и против помыслов гнева, печали, уныния, отчаяния, - словом, против всех греховных помыслов, самое надежное оружие - молитва с участием в ней тела (свт. Игнатий Брянчанинов).

Душа, которая любит осуждать людей или непослушлива, или невоздержанна, или оставила покаяние - не может избавиться от бесовских козней и освободиться от плохих помыслов (преп. Силуан Афонский).

Мысли твои открывай не всем, но только отцу твоему (духовному).

Видения же и помыслы, смущающие душу, как учат св. отцы, не от Бога. И это несомненно.

Духовная жизнь замирает не только от дел греховных, но и таких, которые хотя не только не греховны, но и добры, а отвлекают от богослужения, богомыслия и молитвы.

Секрет святости - замечать все малейшие недостатки наши и неисправности и тотчас выносить их пред милосердное око Спасителя нашего.

Самые телесные добрые дела получают силу только будучи освящены Именем Божиим.

Когда кушаете пищу или питие, мешайте их в устах своих с Именем Божиим.

Беседы о мирском и житейском удаляют мысль от Бога, потому и сама о том не говори, и не сиди с теми, кои говорят о том.

Заботы о суетности житейской и о богатстве отклоняют ум человека от Бога.

Поскольку отвне приходят к нам искушения через зрение, слух, обоняние, вкус и осязание, то должно всячески хранить их.

Добро и весьма добро молчание - оно матерь святых помышлений. Дух Святый бегает многословия, суетливости и рассеяния.

Вспоминай в уме своем о Святых и добродетелях их.

Примеры внутреннего покаяния видны из дневника св. Иоанна Кронштадтского. Он пишет часто про то, как, заметив за собой грех раздражения, или внутреннего осуждения кого-либо, или принятия излишнего количества пищи, или суетной мысли во время богослужения и т.п., тотчас начинал каяться и усиленно просить Бога о прощении ему подобного греха. "Вот что замечаю в долгом опыте: все, в чем раскаялся человек, осудив себя и дела свои пред Богом и людьми, все это словно исчезает из бытия, становится словно никогда не бывшим, и внутренний свет очищается от всякой тьмы. Когда я исповедуюсь, то обвиняю себя во всех зломыслиях, потому что искренно не нахожу во всем мире такого греха, которого я не сотворил бы мимолетным прикосновением мысли".

Если не обленимся и не дадим у себя места порочным помыслам, но волею своею привлечем ум, понуждая помыслам устремиться к Богу, то, без сомнения, Господь Своею волею придет к нам и действительно соберет нас к Себе, потому что все богоугождение и служение зависит от помышлений (преп. Макарий Великий).

"Если на молитве мыслию уклонишься в рассеяние, то возвратись и начни с тех слов молитвы, которые удержались в памяти"... Тем христианам, которые имеют и время и силы, следует исполнять это указание преподобного.

Св. Иоанн Кронштадтский говорил, что воздух нашими действиями и нашими греховными мыслями загрязняется, и надо его очищать - св. вода отгоняет и уничтожает этот нечувствуемый смрад.

Схиарх. Илиодор заботился о чистоте своих помыслов, удаляясь от людей рассеянных и имея духовное общение лишь с людьми благочестивыми.

Каждый помысл, производящий в тебе брань, открывай наставнику твоему.

Особенно на сем пути наблюдать должно, чтоб не обращаться на чужие дела, не мыслить и не говорить о них, по псаломнику: не возглаголют уста моя дел человеческих (преп. Серафим Саровский).

Надо соблюдать ум от многоведения и любопытства, ибо они рассеивают ум. Расследование и разузнавание о земном - это узы и сети диавола, который покушается победить любопытством.

Собрание ума в сердце есть внимание. Собрание воли есть бодренность. Собрание чувства есть трезвенность.

Св. Варсануфий Великий сказал и подтвердил, что должно день и ночь укорять и уничижать себя, дабы в помыслах своих видеть себя хуже всякой твари, и что нет иного пути ко спасению.

Откровение помыслов очень нужно и приносит великую пользу. Сие благое делание в нынешнее время совсем почти оставлено.

С благословением и крайне осторожно нужно мыслить о троичности Божества (св. Иоанн Кронштадтский).

Много деланий деятельному уму; разумею же - помышление о любви к Богу, о памятовании смерти, о памятовании Бога, о памятовании царства, о ревности св. мучеников, о памятовании вездеприсутствия Божия, о памятовании Святых и умных Сил, о памятовании своего исхода, предстоящей встречи, мучения и вечного осуждения (св. Иоанн Лествичник).

Веруя во имя Отца и Сына и Святого Духа, непрестанно содержи в уме твоем сей высочайший догмат нашей веры и в ежедневных молитвах твоих неопустительно читай: "Пресвятая Троица, помилуй нас...".

Как только заметите, что подходит недоброе, сейчас поражайте то, - неприязнью, ненавистью, гневом. Это то же, что подать в грудь нападающего. Затем вопийте ко Господу, Матери Божией и Ангелу-Хранителю о помощи. И не переставайте вопить, пока не пройдет... Все дело внутренней жизни в этом: заметить врага, подать ему в грудь и вопиять ко Господу (свт. Феофан Затворник).

Если же за Богослужением будут приходить тебе в голову мысли посторонние, то воззри на крест Господень, помысли о страданиях Спасителя, о своих грехах, за которые Он распялся, и этими благочестивыми размышлениями старайся заглушить в себе мысли, неприличные в храме Божием.

Миром называет Писание чувственные вещи, и мирские человеки суть те, которые к ним прилепили свой ум.

Владыко Господи, прости мне, что я помыслил противное воле Твоей в ведении или не в ведении, ибо Твоя есть милость во веки.

Борьба с помыслами, со страстями! Как она непонятна для людей мира сего, преданных служению плоти и земным кумирам! Между тем, эта борьба - внутренняя борьба человека с самим собою, со своими нравственными недостатками и слабостями, с худыми помыслами, со страстными движениями души, со сквернами сердца, с плотскими похотями и пр. - долг каждого христианина. Все люди так страстно ищут счастья и не понимают, что это счастье не вне, а внутри нас, в очищении от страстей сердца, в возвышенном уме, в просветленной душе, в освобождении от плотских вожделений духа. Это счастье достигается именно путем нравственной борьбы человека с самим собой - борьбы со страстями. Но своими человеческими силами нам не выкрутиться из рабства у дурных сил, надо прибегать к Богу, Его Церкви и Св. Таинствам.