ПУТЬ ПОДВИГА
ЧТО ТАКОЕ ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ
Духовная жизнь, как действие Духа в нас. Молитва: внимание и благоговение.
Наше
очередное говение я хочу посвятить теме
духовной жизни как таковой.
То,
что я хочу сказать, некоторые из вас,
несомненно, от меня и от других слышали.
Дело в том, что мы все стремимся к духовной
жизни и - ищем ее не в том и не там, где надо.
Мы часто думаем, что духовная жизнь
заключается в различных переживаниях,
которые у нас по временам бывают и которые
связаны с молитвой, богослужением, с
красотой пения, с красотою икон, со всем
строем нашей православной христианской
жизни. И стремясь к переживаниям, стараясь
достичь какой-то возвышенности мысли,
живости чувств, мы проходим мимо того, что
является настоящим, подлинным содержанием
духовной жизни, ибо духовная жизнь не
заключается в возвышенных мыслях и сильных
переживаниях: таковые могут родиться и из
других источников. Духовная жизнь вся
зависит от воздействия на нас Святого Духа
Божия и от того, как Божественная сила,
благодать, Христос, Святой Дух нас
постепенно изменяют, постепенно делают
сообразными Христу, то есть похожими на
Него, помогают нам стать и образом Божиим, и
подобием Божиим.
В
одном из своих писем святитель Феофан
Затворник, говоря о том, с каким настроением,
в какой установке нам надо приступать к
молитве, указывает три основные условия:
молиться надо со всем вниманием, на которое
мы способны, со всем усилием, всей
устойчивостью, всей крепостью нашего ума;
молиться надо со всем благоговением,
которое доступно нашей, порой очень
небольшой, чуткости, сознавая, что мы стали
перед Богом, что мы предстоим Ему и что наша
молитва, наше поклонение должно быть
трепетно и любовно, благоговейно и смиренно.
И, наконец, - третье условие, которое именно
побуждает меня упомянуть об этих советах
святителя Феофана: мы должны молиться не с
тем, чтобы нам было дано то, к чему мы
стремимся, о чем мечтаем, а с тем, чтобы в нас
совершена была воля Божия беспрепятственно,
какова бы она ни была. В молитве нет места
исканию тех или других чувств или мыслей,
потому что искать мы можем только то, о чем
мы уже имеем представление, тогда как мы
должны быть открытыми ко всему, что
совершит в нас Господь, ко всему, что Он нам
даст, - и нередко в нас исполняется слово,
когда-то при море Тивериадском сказанное
Спасителем Христом апостолу Петру: Придет
время, когда иной тебя препояшет и поведет
куда ты не хочешь (Ин. 21,18).
|