Протоиерей Герасим Шорец. Есть ли Бог? Апологетические статьи. |
Вера в Бога существует столько же лет, сколько лет живет на земле и сам человек. Несмотря на время, в течение которого одни человеческие поколения сменялись другими, вера в Бога никогда совершенно не исчезала на земле. Все народы, независимо от того, к каким племенам они принадлежали и в какой части света жили, признавали ту великую истину, что есть Особое Высочайшее Существо Бог, Который невидимо управляет миром и людьми. Правда, каждый народ думал о Боге по-своему, почитал Его такими способами, о которых думал, что они самые лучшие и Богу угодные. Были (и есть) народы дикие, которые держались мыслей, недостойных Бога; по своей простоте приписывали Ему поступки и действия, несвойственные и неприличные. Но и эти ложные и искаженные верования имеют свою цену: в них ясно сказались попытки человека найти Бога; обнаружились следы тех путей, которыми люди старались приблизиться к Высочайшему Существу; проявлялась общечеловеческая потребность религиозная. Так, вера в Бога существовала всегда, везде и у всех народов. Отсюда становится понятным для нас такой факт. В глубокой древности в Греции появился ученый человек Протагор, который стал говорить, что ему неизвестно, существует ли Бог или нет. Эта мысль показалась афинянам до такой степени чудовищной и вредной, что они ученого безбожника изгнали из своих владений, а книги, в которых содержалось его учение, сожгли публично. Священное Писание человека, отрицающего бытие Божие, считает душевно больным, ненормальным: Сказал безумец в сердце своем: нет Бога (Пс. 13; 1). О чем же свидетельствует всеобщность веры в Бога? Что значит, что все признают Бога, и если не всегда помнят о Нем, не могут забыть Его совершенно? Это значит, что мысль о Боге глубоко хранится в душе человека и составляет ее необходимое требование. О происхождении первых людей Священное Писание говорит: Создал Бог человека из праха земного и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душою живою (Быт. 2; 7). Отсюда мы можем понять, что такое душа и откуда она ведет свое начало. Душа сообщена человеку от Бога: она есть как бы искра и отражение в нем Самого Божества. Происходя от Бога, имея в Нем родственное себе Существо, душа сама собой, по своей воле обращается к Богу, ищет Его. Жаждет душа моя к Богу Крепкому, Живому (Пс. 41; 2, 3). Подобно тому, как глаза обращаются к свету и устроены для того, чтобы видеть свет, так и душа человека стремится к Богу, имеет нужду в общении с Ним и только в Боге находит покой и счастье. Цветок тянется к солнцу оттого, что от солнца он получает свет и теплоту, без чего он не может жить и расти. Подобно этому постоянное, ничем непреодолимое, тяготение человека к Богу происходит оттого, что только в Боге наша душа может найти все то, что ей необходимо для правильной и здоровой жизни. Душевные наши потребности разнообразны и зависят от тех сил и способностей, которыми одарил Господь человеческую душу при создании. Мы имеем разум, который отличает человека от прочих творений Божиих. Разум стремится понять все окружающее. В течение веков много потрудился ум человеческий для обогащения себя разного рода познаниями. Он старался изучить и понять мир Божий. При помощи устроенных орудий он открыл доступ к небу и многое узнал о светилах небесных. На земле он не оставил и малейшей части без своего наблюдения. Своим любопытным взором проник человек и в глубь земли. Не оставил человек без внимания и самого себя, во всех подробностях он изучил свое тело и открыл средства и способы лечения болезней. Но не все с одинаковым успехом может понять и изучить наш ум. Есть целая область, область духовная, в кторой он не так силен и способен, как в деле изучения предметов земных и временных. Для человека, как существа высшего других тварей и предназначенного к вечной жизни, необходимо знать не только то, что относится к временной жизни, но еще более то, что относится к Богу, к небу, и что касается самого человека и его духовной природы. Что такое Бог? Что такое сам человек? В чем состоит его долг и обязанность к Богу? Как жить, чтобы оправдать свое назначение и не подвергнуться ответственности перед Богом? Вот вопросы, стоящие перед человеком и ожидающие от него ответа. Эти вопросы всегда волновали человеческий ум. Сколько было предпринято трудов, усилий и напряжений, чтобы ответить на эти вопросы. Но все старания оказались напрасными: одними своими силами люди не могли дойти до познания Бога. Одного древнего мудреца спросили, что и как он думает о Боге. Мудрец попросил, чтобы ему дали на размышление один день, по окончании его он попросил два дня, потом еще два и, наконец, сознался, что чем более он размышляет о Боге, тем темнее для него становится истина. Самые разнообразные мнения существовали и о таких важных предметах, как душа человека и сам человек. По словам Ермия философа, одни признают душу за огонь, другие за воздух, третьи за ум, четвертые за движение и т.д.: То я бессмертен и радуюсь, то я смертен и плачу, то вижу распадающу меня на атомы; я становлюсь водою, воздухом, огнем; то я не воздух и огонь, но меня делают зверем, или превращаюсь в рыбу и делаюсь братом дельфинов. Смотря на себя, я прихожу в ужас от своего тела: не знаю, как и назвать его, человеком или собакой, или волком, или быком, или птицей, или змеем, или драконом, или химерой... Я плаваю, летаю, парю в воздухе, пресмыкаюсь, бегаю, сижу. Является Эмпедокл и делает меня растением... В наше время ученые Дарвин и Геккель объявили человека потомком обезьяны. Все это говорит о том, что человеческий ум слаб и ограничен в знании предметов божественных, он подвержен заблуждениям, склонен к ошибкам. Каждый думает по-своему, каждый считает себя правым. Где же истина? Кого слушать? Кому верить? Во всех тех знаниях, которые касаются Бога и отношений к Нему человека, нельзя полагаться на человеческий ум, непостоянный, колеблющийся, сомневающийся. Только Сам Бог может быть руководителем и воспитателем человека, только Он может открыть и сообщить истину твердую, несомненную, обязательную для всех. Эту истину возвестил Христос Спаситель. В Своем Евангелии Христос открыл людям все, что им нужно знать о Боге, мире, о самом человеке, о цели и смысле его жизни, его обязанностях к Богу и ближним. После Христа нам ничего не остается, как только веровать в Евангелие (Мк. 1; 15). Кроме стремящегося к знанию разума, человек имеет сердце, жаждущее счастья. Все мечтают о счастье, все желают быть счастливыми. Но где искать счастья? В чем оно состоит? Чаще всего люди полагают его в богатстве, в чувственных удовольствиях, в почестях и славе, и т.д. Но богатство большею частию приобретается большим трудом и особенными долголетними стараниями, не принося человеку действительного спокойствия и радости сердечной. Слава и честь иногда воздаются и незаслуженно и не могут радовать человека, знающего цену людской похвале: чины людьми даются, а люди могут обмануться. А в пустых людях слава и честь порождают чувство гордости, тщеславия, высокомерия и др. пороки. Разве это счастье? Что касается чувственных удовольствий, то они только на время могут привлекать и покорять себе сердце человека: часто повторяемые, они производят в своих жертвах скуку, пресыщение, расстраивают здоровье и ведут ко многим другим несчастным последствиям. Таким образом, все временные блага не доставляют истинного счастья душе человека по той причине, что они не соответствуют ее природе духовной, имеющей свои нужды и потребности. Люди, испытавшие в своей жизни все земные удовольствия, не нашли в них истинного покоя и счастья. Царь Соломон, проведший свою жизнь среди удовольствий, веселья и роскоши, говорил: Все суета и томление духа (Еккл. 2; 10). Английский писатель Байрон рассчитал, что только 11 счастливых дней он прожил в жизни. Ничто в мире не приносит истинного счастья человеку. Где же оно? Доступно ли и возможно ли оно для людей? Разве напрасно вложена в нас эта, ничем не утолимая жажда счастья? Разве нет предмета, в котором бы человек нашел свое успокоение и удовлетворение? Этот предмет всех желаний и чаяний нашего сердца, предмет любви и влечения всякой благочестивой души есть Бог, источник всякого блага и счастья. Приидите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас (Мф. 11; 28). Притом же полное счастье ждет человека не здесь, на земле, а на небе. Не видал того глаз, не слышало ухо и не приходило то на сердце человека, что приготовил Бог любящим Его (1 Кор. 2; 9). Человек по природе своей стремится к святости и благочестию. Хотя многие ведут греховную жизнь и не думают вовсе о святости, однако, всякий человек предпочитает быть лучше добрым, чем злым, а если и служит греху, то поступает так по увлечению, ошибке. Проходит увлечение, и исчезает греховный туман, и человек раскаивается, глубоко скорбит о своем падении. Утверди, Боже, святую Православную веру православных христиан во век века. Аминь. |