Протоиерей Герасим Шорец.  Есть ли Бог? Апологетические статьи.
Верить или не верить в Бога?

В наше время часто приходится наблюдать враждебное и недружелюбное отношение к нашей христианской вере.

Теперь нередко можно услышать: Нам пора покончить с религией и верой, если мы не хотим прослыть невежественными и отсталыми людьми. Долго нас держали в темноте, пора нам сбросить с себя это тяжелое ярмо и иго, этот тысячелетний предрассудок и заблуждение, именуемые верою. Ведь она, эта вера, сковывает свободную человеческую мысль, мешает нам как следует и в свое удовольствие пожить на земле, стесняет человека здесь, заставляет его тревожиться и за свою загробную участь.

А как хорошо, говорят нам, быть человеком неверующим: ничто тебя не стесняет, живи в свое удовольствие и не думай о загробной жизни, потому что ее нет, она выдумка.

Как, спросим мы, неужели образованный человек может обойтись в жизни без всякой веры? Неужели исповедание ее есть признак невежества и отсталости? Неужели она противоречит разуму?

Конечно, да, ответят нам неверующие люди.

Но ведь, позвольте, возразим мы, разве всякий человек не прибегает почти на каждом шагу к вере? Разве не верим все мы в существование этого видимого мира, нас самих и других людей, в существование чужих стран, которых мы никогда не видали, исторических личностей: Наполеона, Кутузова и др., живших до нас, а также и в то, что при помощи наших внешних чувств: зрения, слуха, осязания и пр. мы можем приобретать познания? Разве не руководится верою земледелец, когда засевает свои нивы и поля и ждет осенью урожая с них, купец, когда едет за товарами, мореплаватель, когда предпринимает далекое путешествие в чужие края, ученый, когда без устали работает в своей лаборатории и думает, что его занятия не пропадут даром, но принесут людям пользу, увенчаются успехом?

Разве не руководится верой человек, когда в пору расцвета своей жизни, в годы светлой юности, полный надежд, он вступает на жизненный путь?

Что его одушевляет? Вера в свое призвание, в свои силы и в успешность своей работы.

А разве мыслимо начинать какое-либо дело, даже самое маленькое, без веры в его успешность?

Разве возможна была бы и самая общественная жизнь без веры в друг друга и без взаимного доверия?

Но то, скажут нам, вера житейская, практическая; не о ней идет речь. Мы говорим про веру религиозную. Исповедание ее мы считаем признаком невежества и отсталости. При том же вера житейская подтверждается самой жизнью, ежедневными наблюдениями, а ваша не подтверждается.

Так ли это? Нет, скажем мы, и у нас есть свидетели, которые своею жизнью и своими делами доказали, что наша вера вдохновляла людей на великие дела и подвиги во благо человечества.

Что одушевляло великих апостолов в их самоотверженной, не знавшей отдыха, деятельности, покорившей Христу мир, как не вера в Него? Во имя чего ярый гонитель христиан Савл сделался ревностным проповедником христианства, великим апостолом Павлом? Во имя веры во Христа. Что воодушевляло христианских мучеников, когда они шли на костры, на ужасные пытки и мучения? Та же вера во Христа.

Что воодушевляло великих Отцов и учителей Церкви? Та же вера. Она, эта вера, вдохновляла многих знаменитых ученых, доставляла и доставляет великое духовное утешение миллионам верующих лиц. Она вдохновляет человека на подвиг, примиряет его с житейскими невзгодами, дает ему светлую надежду и душевное умиротворение.

Что же такое вера?

Вера есть живое, непоколебимое убеждение в бытии невидимого Бога, это есть горячий порыв и глубокое стремление человека умом, волей и сердцем познать своего Спасителя и Господа, стать к Нему ближе, сделать Его Хозяином своей души и жизни, она есть истинно-христианское настроение мыслей, желаний и чувствований.

Но разве можно, возразят нам, познать и видеть Невидимого?

Да, скажем, но только не телесными очами. А чем же? спросят нас. Очами веры. Кроме глаза органа зрения, у нас есть еще духовное око наше религиозное чувство. Как и всякая душевная способность, оно может существовать и развиваться при условии надлежащего упражнения и воспитания. Подобно совести, оно может заглохнуть, если человек не будет о нем заботиться. Как нежный благоухающий цветок нуждается в бережном и тщательном уходе, так и вера развивается и укрепляется в той душе, которая не похожа на каменистую почву.

Для того, чтобы приблизиться к Богу, чтобы познавать Его требуется нравственная чистота. Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят (Мф. 5; 8).

Как зеркало отражает предметы, когда оно чисто, так и человек может познавать Бога при условии душевной чистоты чистоты своего сердца и совести.

Одним из лучших средств к богопознанию является добрая благочестивая жизнь. Вера зависит от нашего образа жизни: если мы устроим свою жизнь по заветам Евангелия, если в своей деятельности будем руководиться заповедями Христа, вера придет к нам, сделается нашим неотъемлемым достоянием.

Да зачем она нам нужна? К чему вы ее нам навязываете? спросят нас.

Неужели, в свою очередь спросим мы, вы никогда не задумывались над грозною загадкой о нашей будущей судьбе? Неужели вам представлялась вполне естественным явлением смерть человека? Неужели вы думаете, что разум человеческий может дать вам вполне удовлетворительные ответы на все интересующие и волнующие вас вопросы?

Да, скажут нам, разум не может дать вполне удовлетворительных ответов на многие вопросы, но зато это источник знаний вполне надежный, а вера ненадежный, да и притом она противоречит разуму.

Так ли это? Враждебна ли вера знанию? Ни в коем случае. Разве мы не знаем, что знание в своих исходных началах покоится на вере? Ведь верим же мы в существование видимого мира, возможность его познания и изучения, верим же мы в свидетельство других лиц. А разве возможно было бы без этой веры и самое знание, и существование науки? Что одушевляло тех лиц, которые без устали трудились в области наук? Вера в могущество разума.

Знание и вера, говорит один писатель, это два цветка, выросшие из одного и того же корня. Сорвите один из них, погибнет и другой: знание без веры будет сомнением и отчаянием; вера без знания превратится в мечту, суеверие, в бред.

Но если вера имеет такое важное значение и вполне законное применение в области науки, то еще более она необходима в нашей жизни.

Только она, эта вера, есть единственная несокрушимая скала, на которой могут найти убежище все изнемогающие под бременем сомнений и недоумений. Только она одна может служить надежной путеводной звездой в этом мире, полном мучительных тайн и разнообразных забот. Без света веры, без мысли о Боге мир становится неразрешимой мучительной загадкой, а жизнь человеческая теряет свой смысл и значение. Вера в Бога есть наша сила и наше сокровище.

Наша жизнь должна быть согласована с нашей верой, быть ее постоянным подтверждением.

Как тело без духа мертво, говорит ап. Иаков, так и вера без дел мертва (Иак. 2; 26).

К сожалению, современный человек часто не пользуется этим сокровищем. Он как бы сидит у многоводного источника и жалуется на жажду.

К сожалению, мы являемся свидетелями того, что в настоящее время неверие и равнодушие к вере широко распространяются повсюду и влекут за собой упадок нравственности, увеличение пороков и преступлений.

Естественно, возникает вопрос, где же причины этого грустного явления?

Причин много. И, прежде всего, здесь играет важную роль ложный, ошибочный взгляд, будто вера и наука области непримиримые, взаимно исключающие друг друга. Но в действительности, врагом религии является не истинная наука, а наука узкая, поверхностная и односторонняя.

Только поверхностное изучение природы может удалять нас от Бога, более же глубокое и основательное знание, напротив, обращает к Нему, говорил великий ученый Бэкон.

Затем, не нужно забывать того, что пути и цели у религии и науки разные. Наука изучает видимый мир, она учит, как мир живет, а религия и вера учат, как человеку нужно жить, она ставит своею целью его духовное обновление и спасение. Развитию неверия благоприятствует также и то, что религия стесняет человека и говорит ему: Живи не как хочется, а как Бог велит. А это многим не нравится и побуждает их отрекаться от веры.

Успехи неверия объясняются также влиянием духа времени и моды. В жизни нередко встречаются люди, которые во всем следуют моде: и в костюме, и в образе жизни. Следуют они моде и в области веры.

Что ему книга последняя скажет, то на душе его сверху и ляжет. Верить, не верить ему все равно.

Бывают моменты в жизни народа, когда все его думы и заботы направляются, главным образом, на приобретение богатств. Тогда жажда наживы всецело приковывает к себе внимание человека, и ему совершенно не хочется думать о Боге, о душе. Но как бы глубоко ни привязывался человек к земным благам, его богоподобная душа не может этим удовлетвориться и успокоиться, ибо не хлебом единым живет человек (Мф. 4; 4).

Только вера в Бога может дать человеку утешение и успокоение. Будем же дорожить своей верой, стойко, мужественно ее защищать и открыто исповедывать, ибо сия есть победа, победившая мир, вера наша (1 Иоан. 5; 4).

Будем стоять на страже Церкви Христовой, ибо она есть столп и утверждение истины (1 Тим. 3; 15). Ей не страшны никакие бури. По слову Спасителя, ее не одолеют даже все силы ада. Много волн, говорит Иоанн Златоуст, и сильна буря, но мы не боимся потопления, потому что стоим на камне. Пусть бушует море, пусть поднимаются волны, потопить корабль Христов они не в силах.

Огнем своей веры будем зажигать сердца сомневающихся, а также уклоняющихся от истинного пути. Братия, поучает нас ап. Иаков, если кто из вас уклонится от истины и обратит кто его, пусть знает, что обративший грешника от ложного пути его спасет душу от смерти и покроет множество грехов (Иак. 5; 19-20).