Священник Лев Шихляров. Избранные статьи. |
Уважаемая НГ! В юбилейном номере от 21.12. с.г. прочитал статью Н. Айрапетовой "Визовый режим как часть общей системы безопасности". Не могу согласиться с ее мыслями, касающимися отношений со странами СНГ, особенно с Грузией. Из статьи не совсем ясно, чем определяется позиция автора - то ли заботой о безопасности РФ, то ли тем, что "за всё надо платить в эпоху рынка".
Забота о безопасности государства может стать благим делом при двух условиях:
1) когда не человек для государства, а государство для человека, т. е. помогает ему организовать достойную жизнь;
2) когда государство ассоциируется не с эгоизмом неких лиц или семей, а с сильной духовной идеей, ради которой вообще стоит жить в этом государстве, и, скорее всего, это - не идея рынка. В любом случае позиция автора, как и вся современная политика России по отношению к бывшим республикам Союза, исполнена того же эгоизма.
Сегодняшние страны СНГ - искусственные образования, напоминающие экспроприацию собственности после 1917-го года: хозяин в ужасе бежал, а его дом делят те, кто вовремя "поспел". То же происходит и в самой России, в той же Чечне, к примеру, где воинственные горцы требуют независимости, но прихватывают заодно и территории, которые никогда им не принадлежали. Возникает множество несуразностей, когда одни народы оказываются разделенными госграницей, а другие "объединены" одним дефисом: Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкесия, Чечено-Ингушетия и т.п. "Не передвигай межи давней, которую провели отцы твои", - сказано в Ветхом Завете. Но границы, из-за которых ссорятся бывшие советские народы, вовсе не древние, они были навязаны большевистской властью, часто приносившей права народов в жертву своим сиюминутным интересам. До поры до времени народы, оказавшиеся в "нерушимом" Союзе, не обращали большого внимания на эти границы, но не столько из-за сталинского тоталитарного режима, сколько вследствие многовековой традиции. Ибо их не большевики собрали вместе - их кропотливо собирала великая Российская империя, движимая осознанием своей духовной роли хранительницы Православия, какие бы искаженные формы ни принимала порой в истории эта идея. Не только единоверцы на Кавказе и в Закавказье встречали Россию как защитницу веры и жизни, но и мусульманские народы в итоге обретали в ней достойное бытие. Противились ей только плененные магическим мировоззрением племена, ибо дикарь противится цивилизации. За несколько веков на Кавказе, особенно в Грузии, сформировалось преимущественно ориентированное на Россию население. Тбилиси и сейчас многонациональный город, а до революции 1917 г. в нем жили, никем не притесняемые, русские, армяне, азербайджанцы /кавказские татары, как их называли/, курды, евреи, украинцы, немцы, китайцы. При чем грузин, как свидетельствуют путеводители 10-20-х гг, в самом Тбилиси было даже не большинство. Между этими народами под эгидой России установились трогательные отношения. Старожилы помнят, что в Тбилиси каждый человек определялся по району: "Авлабар", "Мтацминда" (Свято-Давидовская гора), "Воронцов", "Земмель" были визитной карточкой тбилисца, его национальностью. Знали и до сих пор поименно помнят хозяев многих домов и предприятий: Караван-Сарай Африкянов на Майдане, аптеки Оттена и Гейне, дома Манташева, Долуханова, Мелик-Азарянца и т.д. Большая часть интеллигенции, духовенства, купечества, да и простого народа, не мыслила себя без России, без ее царя, с любовью относилась к армии. Столица Грузии стала своеобразным культурным центром, привлекавшим поэтов, художников, певцов с мировым именем.
Большевики, захватив власть, вытеснили из Грузии меньшевиков-шовинистов, запретили исповедовать религию, но отнимать у России статус заступницы не входило в их планы. В 70-е гг. Шеварднадзе сказал, что "для Грузии солнце восходит с севера". И для самого первого секретаря ЦК КП Грузии, и для многих жителей эта подобострастная формула была по сути верной.
Процесс так наз. "обретения независимости" Грузии происходил у меня на глазах. Те, кто говорит, что народ Грузии (видимо, как и многих других республик Союза), выбрал путь независимости, мягко говоря, лукавят. Народ, давно позабывший о свободе, а в последние десятилетия советской истории духовно искалеченный, ничего не выбирал. Он с недоумением и ужасом наблюдал, как свезенная на автобусах подготовленная кем-то крикливая толпа парализовала городскую жизнь, и подхватывая подсказанные провокаторами лозунги типа "долой дебильную Русскую империю" или "грузины, если у вас русские матери - откажитесь от них", угрожала расправой всякому несогласному. Безумные слова вылились в кровавые дела и привели цветущую Иверию к катастрофе. Старая власть позорно бежала, а за кулисами нового представления проступили очертания конкретных режиссеров.
Не сомневаюсь, что многие из тех, кто ратовал за независимость Грузии, прекрасно существуют в дальнем зарубежье или в той же самой ненавидимой ими России. Так что скорее верна другая формула: народ, растерявший веру и сплоченность, ничего не смог противопоставить лукавым планам авантюристов, воспользовавшихся всеобщей неразберихой при крушении советского колосса. Сегодня в Грузии в буквальном смысле голодающее население всех национальностей оказывается заложником захватившей власть новой-старой элиты, заменившей миф о мандаринах и чае времен З. Гамсахурдия угрозами создать базы НАТО назло России.
Но в итоге в Грузии оказались брошенными сотни тысяч людей, которые, любя свою благодатную землю не только за климат, но и за ощутимое веяние Духа Божьего, не мыслили жизни вне России. Это не только русскоязычные "меньшинства", а огромное количество людей, до сих пор осознающих себя в косвенном смысле подданными Российской империи. И этих людей власть РФ, признавшая свое преемство от СССР, но не от той России, просто, как сейчас модно говорить, "кинула", а проще - предала. Интеллектуальная и деловая - т.е. активная часть общества уехала, оставшиеся в силу различных обстоятельств стали заложниками чиновничьего беспредела. Даже там, где не было войны, оказались разделенными родные люди, страдающие по вине бесчеловечных и беспомощных политиков. И потому сами по себе границы, вдруг возникшие там, где их никогда не бывало и где - что греха таить - постоянно жируют взяточники всех мастей, всласть издеваясь над бесправием человека, не имеющего средств на авиапутешествия, где письма и переводы почти никогда не доходят до адресата, где телефонные звонки, для многих недоступны по стоимости, и где теперь еще и визы введены - не бандитов пугают, а приводят большую часть людей по обе стороны в отчаяние. Возникает впечатление, что тот самый мальчик из сказки о "стране невыученных уроков", разделивший зайчиков и сложивший лошадь с коровой, когда вырос, пошел именно в национальную политику. Но пока политики плетут интриги, пытаясь выиграть в сиюминутном раскладе сил, выросло уже целое поколение людей, ничего не знающих и не желающих знать о многовековой истории и о православном русско-грузинском братстве.
И когда Россия ведет себя так, будто она извиняется перед соседними странами (что не нравится г-же Айрапетовой), быть может, она чисто инстинктивно припоминает, что это вовсе не соседние страны, а потенциальные части ее самой; части эти могут стать реальными, когда сама Россия встанет на путь духовного самосознания - не как империя, не как монархия, а как та, которую за православную веру и способность к покаянию пред Богом называли "Святой Русью". И если Россия в новом веке решилась выправить крен последних десятилетий и навести порядок в доме, то этого нельзя делать ценой забвения о людях, тем более о тех, которые считают Россию, вопреки "эпохе рынка", своей матушкой.
декабрь 2000 |
Исправлено в декабре 2001 года в связи с ценными замечаниями Оганезовой М.П. |