Митрополит Сурожский Антоний |
(Лондон, осень 1990 г. Беседа.)
Все верующие в наше время
— и те, которые родились в православии или в
какой—либо иной вере, и те, которые обрели веру
после какого—то периода неверия, активного или
пассивного безбожия, — все находятся перед
вопросом и ко всем обращаются с вопросами, сама
жизнь обращается ко всем с вопросами. И поэтому
первая тема, о которой я хотел бы сказать и над
которой мне хотелось бы подумать вместе с вами,
это тема о вопрошании: о законности вопрошания, о
том, чего требует добросовестное вопрошание, и
вопрос о сомнении. А это нас должно подвести к
вопросу о вере, о ее существе и о том, как можно
жить по вере.
|
Дети вырастают в чуждой среде. Как общаться, как способствовать сохранению в них веры?
Я думаю, что одна из
проблем, которая встает перед подростком, в том,
что его обучают чему-то, когда он еще маленький, а
потом, когда он на десять или на пятнадцать лет
старше, вдруг обнаруживают, что у него и сомнения,
и вопросы, и непонимание. Он перерос все то, чему
его учили в детстве, а в интервале мы ничему его
не научили, потому что нам в голову не приходило
следить за тем, какие вопросы в нем рождаются, и
обращать внимание на эти вопросы, относиться к
ним всерьез, не просто “как же так ты это ставишь
под вопрос?..” Когда-то я привел к одному
священнику в Париже студентку медицинского
факультета, учившуюся вместе со мной, умную,
живую девушку. Она мне говорила, что ни во что не
верит, и я решил ее привести в священнику, потому
что я тогда не дерзал вообще говорить о вере ни с
кем (я обнаглел с тех пор). Она ему сказала:
“Батюшка, я не верю в существование Бога”. Он
ответил: “Как же ты можешь не верить в
существование Бога, раз Он тебя сотворил!” Она
возразила: “То, что вы мне говорите, — сплошное
идиотство!”. Он глянул на нее и приказал: “Вон!”
Это, конечно, крайний пример, но часто бывает, что
когда подрастающий ребенок нам ставит вопрос, мы
на него не отвечаем. И не отвечаем, к сожалению,
очень часто не потому, что мы невнимательны к
нему, а потому, что нам нечего отвечать, мы сами
никогда не думали.
Есть подростки, молодые отпрыски наши, которые если и верят в Бога, то не так, как нам хотелось бы. В церковь не ходят, верят в своего какого-то совершенно непонятного Бога, хотя, может быть, даже из Священного Писания вычитанного... Во-первых, это очень мало похвального говорит о родителях, когда они признают, что дети их верят в какого-то непонятного им Бога. Родителям, знающим своих детей, следовало бы попробовать понять, в какого Бога они верят. Это первое. Раньше чем давать ответы, надо было бы задуматься над вопросом. Часто — да, дети подрастают и начинают верить или, вернее, выражать свою веру, описывать свою веру в таких категориях, которые нам чужды. Но нам-то надо их понимать, мы потому и взрослые... Вернее, будучи взрослыми, мы должны были бы быть в состоянии понять ребенка, продумать его вопрос, продумать, что за ним стоит, и перед собой поставить вопрос: вот мой сын, моя дочь верит в Бога такого-то. Каким образом под влиянием моего воспитания и сторонних влияний мог вырасти такой образ Божий? Что я могу на это возразить?.. Сказать: “это ересь, неправда, ложь” — очень легко, но это не ответ. У меня своих детей нет, но я, слава Богу, сорок первый год на этом приходе, и детей-то очень много оказалось. И я думаю, что каждый раз, когда тебе дают картину: “Вот каким я представляю Бога”, нельзя говорить: “Ой, нет! Он не такой!”, а надо поставить вопрос: “Как ты до этого дошел? Как интересно! Объясни”. Но мы не ставим вопрос так: “Ты мне объясни, потому что я не понимаю”, мы сразу говорим: “Я тебе объясню, что ты не прав”. А когда человеку говоришь, что он не прав, он сразу жестеет, конечно. Кому охота быть неправым всегда, всегда — потому что он маленький, а ты большой?.. И я думаю, что одна из задач нашего времени, когда все ставится под вопрос, именно вдуматься, вчувствоваться, вглядеться в вопросы, которые вырастают вокруг нас, и попробовать понять: ”Откуда они берутся, как могло вырасти такое уродство?” Или наоборот: “Может быть, он прав?” Для этого нужно, чтобы он — или она — хотели с нами об этом говорить и излагать свое представление о Боге, совместно с нами разбирать. Добрая воля нужна не только со стороны родителей...
Это правда; но это
возможно, если с раннего детства устанавливать
диалог, а не монолог. А если ребенок должен быть
только ушами, а родители только голосом, то
ничего не получается. Но если с самого раннего
детства родители проявляли живой интерес: ”Как
ты мне интересен! Каждая твоя мысль мне
интересна, весь твой опыт и все движения ума и
души мне интересны. Объясни мне, я не понимаю”...
Беда с родителями в том, что они почти всегда себя
ставят в такое положение: “Я-де понимаю, а ты не
понимаешь”. А если родители говорили бы (что
просто правда): “Я не понимаю, ты мне объясни,” —
очень многое могло бы быть объяснено. Потому что
дети с готовностью объясняют, что они думают,
если не ожидают, что их тут же посадят и докажут,
что они не правы.
Но если это уже произошло? Живем — видим детей полтора часа в день, живем параллельной жизнью... Вопроса не услышать, потому что его никто не задает... Даже когда говоришь: ”Но расскажи мне, как ты живешь”, — ответ может быть, с каким я встречалась: ”Мы двадцать лет с тобой все делили, могу я жить своей жизнью наконец?”
Я думаю, что можно, не
ставя вопросов, а просто так сидя, рассказать
что-нибудь о себе, можно раскрыться сколько-то.
Если ребенок, подросток на это отзовется
критически или просто не захочет слушать, это
неважно. Ты с ним поделился, он тебя будто не
послушал; но он не мог не услышать, и где-то в
памяти это задерживается. Я глубоко уверен, что в
памяти задерживается такое, о чем мы не имеем
даже представления. Я вам дам пару примеров. Я в
детстве жил в Персии и говорил по-персидски.
Уехали мы, когда мне было почти семь лет, попали
на Запад, и через два года я не понимал и не мог
сказать ни одного слова по-персидски. Меня отдали
жить в лицей, и когда я ночью бредил вслух, сны
видел, я бредил на персидском языке, на котором
говорить не мог и которого не понимал. Значит, он
где-то во мне был.
Могут ли книги помочь? и какие? я имею в виду детей... Тут у меня большое затруднение в том, что я не был верующим ребенком. Для меня Бог не существовал до 14-15-летнего возраста, поэтому у меня нет никакого представления о том, что можно дать читать ребенку, чтобы ему открыть область веры. Я только знаю, что за последние лет шестьдесят мне приходилось заниматься с детьми самого разного возраста, и единственное, что можно сделать — это передавать им свое переживание о прочитанном. Причем можно читать на одном уровне и передавать на другом. Можно читать, скажем, Священное Писание, но не вычитывать его, как есть, потому что оно еле понятно, а рассказать рельефно, живо, как рассказ, как событие, а потом, когда ты рассказал своими словами так, чтобы это дошло, взволновало ребенка, можно предложить: “А теперь давай прочтем так, как Христос эту притчу рассказывал”. И тогда ребенок делается способным эту притчу прочесть в Евангелии и в ней узнать все, что он пережил до того. Я это делал в течение каких-то шести лет, когда у нас была детская школа на русском языке. Я с детьми проходил воскресные чтения и другие отрывки Евангелия. Я сначала им рассказывал своими словами как можно более живо, выпукло, не перевирая ничего (то есть не прибавляя, не убавляя, но можно рассказать вещи очень разно). А потом у нас бывала дискуссия о том, как они это воспринимают, что это для них значит. А завершая дискуссию, я говорил: ”А теперь прочтем” — и этот отрывок приобретал смысл в той форме, в которой он написан. Но если ребенку давать читать, скажем, Закон Божий для детей или Катехизис митрополита Филарета, который — гениальное произведение, но не для детей, или даже жития святых, которые часто написаны приторно или описывают такие невозможные и ненужные вещи, конечно, это их останавливает. То, чего они не могут воспринять, они выкинут, но они выкинут тогда все, они и святого этого выведут как бы за линию, потому что то, что о нем сказано, просто невыносимо. А как быть с теми детьми, с кем нет возможности видеться? Допустим, у меня в России крестник...
Я отвечу сначала
плоскостью: молиться о нем. Я называю это
плоскостью, потому что это самоочевидно. Но с
другой стороны, действовать в зависимости от
обстоятельств. Скажем, теперь можно ему писать,
вероятно, легче, чем десять лет тому назад. Можно
найти кого-нибудь там, кто бы им заинтересовался
и с ним поделился чем-нибудь. Это уже вопрос
другого рода.
|