Сегодня Святая Церковь чтит память преподобного Павла Фивейского, отца всех православных монахов. Он родился в III веке в Египте и 91 год провел отшельником в Фиваидской пустыне. Пищей его были финики и хлеб, одеждой - пальмовые ветви.
Тяжелый подвиг святого, непрестанная покаянная молитва и безропотное перенесение почти что вековых искушений соделали его душу и тело вместилищем Божественной благодати.
Однажды преподобному Антонию Великому было явлено, что в пустыне спасается преподобный Павел, еще более великий, чем сам Антоний. Тотчас направившись к месту подвигов святого Павла, преподобный Антоний увидел, как ворон приносит отшельнику хлеб в клюве, и уже по одному этому признаку понял, что имеет дело с подлинным святым, которому покоряется и дикая природа.
Скончался преподобный Павел в возрасте 113 лет. Предание говорит, что после его смерти два льва пришли из пустыни и лапами вырыли могилу святому.
Грех разрушил гармонию между человеком и природой. Мы видим, как цивилизация, в погоне за сиюминутными выгодами, безжалостно уничтожает животный и растительный мир, отравляет воздух и варварски опустошает недра земли. На нашей памяти - высушенное Аральское море, северные реки, чуть было не повернутые вспять, продолжающаяся вырубка лесов, этих "легких" земли. А выбросы вредных веществ в атмосферу! А отравленные реки, а Чернобыль!..
Ученые подсчитали, что XXI век при нынешнем отношении к природе может оказаться последним в истории человечества.
Только особая милость Божия может предотвратить надвигающуюся гибель. Но для этого необходимо всеобщее нелицемерное покаяние во всех грехах, в том числе и за содеянные преступления над природой. Однако современный человек не спешит каяться. Люди забыли Бога, ожесточили свое сердце и впали в рабство золотому тельцу и безудержному потребительству. Они не думают о последствиях своего безрассудного произвола и насилия над тварным миром. Главное для них - наслаждение и удовольствие какой угодно ценой: "Будем есть и пить, ибо завтра умрем" (1 Кор.15, 32). Так нередко живут и те, кто на словах называют себя христианами.
Святое Евангелие учит нас, что лишь сердечное сокрушение и осуждение всех своих грехов наставит людей на путь истины и приведет к миру с Богом, друг с другом и с окружающей средой.
Подлинно верующий человек исполнен любви и кротости, он никому не приносит зла. С кем бы он ни общался, его слова и дела всегда умножают мир и покой на земле. Это касается его отношения и к ближнему, и к природе. Замечено, что и животные, и растения тянутся к святым православным подвижникам, напоминая тем самым о том, в какой райской гармонии находился первый человек с природой. Тогда еще не было ни жестокости, ни взаимной отчужденности в его отношениях со всем сотворенным миром.
Преподобный Павел Фивейский святостью своей жизни стяжал любовь хищных зверей и птиц, которые служили ему в пустыне, добывая пищу и приготовив ему впоследствии даже место погребения.
В истории русского подвижничества всем нам известны примеры из жизни преподобных Сергия Радонежского и Серафима Саровского, когда святые кормили из рук приходивших к ним медведей.
Венец творения - человек, а природа его бесценная среда обитания. Нам свойственно тянуться к ней, наблюдать за жизнью божиих тварей, любоваться растениями и цветами. Святой праведный Иоанн Кронштадтский говорил в свое время, указывая на цветы: "Это остатки рая на земле".
Пророк Исаия, взирая на будущее духовными очами, писал, что наступит время, когда не будет уже ни насилия, ни войн и младенец будет играть над норою аспида и поведет за собой молодого льва. И все познают Бога, и это познание покроет собою весь мир подобно воде, покрывающей море. Таким ему виделось будущее. Однако наступит оно только для покаявшегося человечества.