Молитва
О молитве
Сделайте, чтобы знание стало делом и получаемый вновь сведения тоже тотчас входили в жизнь. Молитва - проба всего; молитва - и источник всего; молитва - и двигатель всего; молитва и направитель всего. Коль скоро молитва исправна, все исправно. Ибо она не допустит быть чему-либо неисправным.
(
№ 730. письмо 796. вып.5. стр. 10.)
Молитва никогда не пропадает даром
Молитва никогда не пропадает даром, исполняет ли Господь прошение или нет. По неведению мы часто просим неполезнаго и вреднаго. Не исполняя этого Бог за труд молитвенный подаст другое что, незаметно для нас самих. - Потому речь: "вот и Богу молитесь, а что получили?" - безтолкова. - Молящийся просит блага себе, указывая на него. Видя, что просимое не поведет к благу, Бог не исполняет прошения и этим творит благо: ибо если б исполнил, худо было бы просителю. Блюдите, како опасно ходите среди века сего лукаваго!
13 мая 89 г.
(
№ 776. письмо 1406. вып.8. стр. 120.)
Как надобно в молитве просить Господа
... Это леность в молитве. Разозлитесь на нея и сейчас же уничтожьте, чтоб дух ея не пах...
Если она прорывается, но бывает всякий раз прогоняема, то это ничего, и говорить про это нет нужды. А если поблажка ей делается, то тут хозяюшка кругом виновата... что не жалеет добра свояго... От частых поблажек молитва совсем ослабеет, и молитвенное правило обратиться в безжизненную форму, и духовная жизнь замрет. Но я думаю, что вы тут немножко лишнее на себя наговариваете. Вам Бог дал доброхотное сердце, которое бывает и у вас есть источник деятельной жизни по заповедям относительно ближних.
Извольте законом иметь: всякое дело Богу посвящать в самом его зародыше, к Богу обращать его во время производства его и у Бога просить сил на совершение его; потом кончивши и благодарение Ему же воздать за то... каясь, если что протолклось покривившее дело, - или представляющее его пред очами Божиими в чем-либо недостаточным. Действуя так, вы наконец, сим трудовым путем достигнете того, чего достигают от всего отрешающиеся пустынники. А если не будете, то останетесь на одной степени с иудеями не теперешними, а древними, кои жили по предписанной им норме.
Извольте сие поиметь в мысли. Наложенное вами на меня послушание молиться о Н.Н. исполняю. Только не молюсь: возьми то и дай это, а так: сотвори с ним Господи как для него спасительно. А то молитва будет походить на указ Богу... что совсем не пригоже.
28 октября 82 г.
(
№ 774. письмо 552. вып.4. стр.118.)
О настойчивости в молитве
Вы молились Божией Матери, устроить ваш перевод в другое место, если будет Ея соизволение; а теперь жалуетесь, что Она этого не устроила. Не соизволила Она устроить это, конечно, потому, что там было бы хуже, чем здесь. Следовательно, сделано это для вашаго блага. Удостоверьте себя в этом покрепче... и найдете утешение, и станете благодарить Ея, что не послушала вас. Может быть, там ожидали вас слезы - и слезы, и слезы. Слава Богу, что Матерь Божия избавила вас от них. Слезы не от одной скудости, а от всех обстоятельств жизни и внутренних и внешних, которыя провидеть нам не дано.
Присоедините к сему и вот что: не следовало вам так молиться, как молились, именно: подай и подай непременно. На словах хотя и говорилось: если будет соизволение, но это мимоходом, а в сердце было: непременно подай. Враг подхватил эту неправость и под конец так разжег вашу уверенность в получении просимаго, что вы не колеблясь ожидали сего... Неполучение же сильно и продействовало на вас.
Так перестаньте скорбеть, а напротив благодарите Господа и Матерь Божию, что не послушали вас; о том же, что так скорбели и жаловались, кайтесь с сокрушением. За эти чувства покаянныя Господь пошлет вам утешение. Открыть это духовному отцу тоже не худо будет.
Благослови вас Господи и супруга вашаго. Спасайтесь!
22 сентября 1893 г.
Е.Феофан.
(
№ 760. письмо 587. вът.4. стр. 116.)
Молитва делами
Жалуетесь на скудость молитвы. Да ведь можно молиться, не стоя на молитве. Всякое возношение ума и сердца к Богу есть молитва настоящая. Если вы это делаете между делами, то и молитесь. Помню, у Василия Великаго вопрос о том, как Апостолы могли непрестанно молиться, решается так: они при всех своих делах о Боге помышляли и жили в непрестанной преданности Богу. Это настроение духа было их непрестанной молитвою. Вот вам и пример. Я вам, кажется, уже писал, что от деятельных людей, к коим вы принадлежите, нельзя того же требовать, что от людей сидяк. Главною их заботою должно быть то, чтоб не допускать неправых чувств при делании дел, и всячески стараться все их посвящать Богу. Это посвящение превратит дела в молитву. Пишется, что кровь Авеля вопиет Богу. Так и дела Богу посвящаемыя вопиют к Нему. Один старец, когда к нему принсли от кого-то нечто съестное... сказал: как дурно пахнет..., а принесенное было по содержанию очень хорошее. Когда спросили его: как так? Он разъяснил, что прислано не с хорошими чувствами и от нехорошаго. Так всякое дело намащается теми чувствами, с какими совершается. И те, кои имеют очищенныя чувства, ощущают то. Выходит, что как от хороших цветов исходит хороший запах, так и от дел с хорошим расположением делаемых, исходит свое благовоние, и восходит горе, как фимиам из кадила. Вот еще молитва.
(
№ 761. письмо 555. вып.4. стр. 114.)
Молитва при рукоделии
Порождение молитвы во время рукоделья - милость Божия, - и молитесь тут же за работою. - Жалеете, что молитва Иисусова не бывает непрерывною, что не произносите непрестанно - это и не требуется... требуется постоянное чувство к Богу, которое может иметь место и при разговоре и при чтении, и при наблюдении и рассматривании чего-либо... Но как молитва Иисусова, когда вы молитесь ею бывает в настоящем виде; то продолжайте так действовать, и молитва сия расширит область свою.
30 марта 93 г.
(
№ 785. письмо 694. вып.4. стр. 122.)
Умная молитва
Захотели учиться умной молитве. Добре! А прежде то какая же у вас была молитва?! Молитва по существу своему есть действие умное, - и если вы не молились умно, то и совсем не молились. - А я вам скажу, что никого нет, кто бы не молился умно. Все умно молятся. Все когда молятся, мысленно Бога представляют присущим и Ему изрекают свои потребы. Хоть и читают молитвы, все стараются мысленно к Богу возноситься. Если что следует сказать, так это то, что делают это не совершенно, не непрерывно даже и во время молитвословия, и главное без чувств. Таким образом ваше желание будет: как дойти до совершенства в молитве - умно к Богу возносимой. Ответ на это: "Ищите и обрящете".
Как выучились вы писать?! Трудом писания с желанием писать исправно по образцам. Делайте так и в молитве, - и выучитесь. Сама не придет; учиться надо. 1. Навыкайте ходить в присутствии Божием, пред очами Божиими с соответственными тому чувствами. 2. Как только свобода - кладите поклоны, в чувствах сокрушения и смирения. 3. Читайте книги все о молитве, - и размышляйте о ней. 4. Паче же всеми силами старайтесь церковное богослужение проводить в памяти Божией, а затем и домашнее правило. Тереть надо душу и согреется. Теплота когда придет, тогда и мысли улягутся, - и молитва станет чиста. Все же от благодати Божией. Почему и надо молиться Господу, чтоб дал молитву.
(
№ 783. письмо 1457. вып.В. стр. 160.)
О молитве
Очень рад, что у вас все хорошо идет, не по монастырю, а в душе вашей. Ибо тут коль скоро молитва есть, то лучшаго и не требуется. По тому где-то замечено, что древния иноки, встречаясь с другими - при посещениях взаимных, или так где - прежде всего осведомлялись, как идет молитва. В молитве настоящей все наши к Богу отношения, самыя высшия, находятся в действии и делают, что в то время духовная наша жизнь в своем стоит чине... Молитва свидетельство о духовном нашем бытии и мера его! Что дивиться тому, когда читаем, что кто-нибудь из Святых стал на молитву и не отступал иногда ночь всю с прибавкою и дня.
Молитва вознесла его в родной дом, где Отец, Мать, братья и сестры с полною любовию объемлют его и утешают и услаждают. Даруй вам Господи никогда не потерять молитвеннаго строя внутри.
Столько забот у вас о сестрах, не может быть, чтобы одна из них не входила в то, что вы предлагаете. Иныя в своей им мере и усвояют то. Но вы все же не оставляйте действовать на них, по мере возможности, молясь непрестанно, чтобы Господь, Кояго оне суть дщери, присещал их и просвещал их мысль и сердца. Ваша молитва не должна ограничиваться вами самими... но более, чем о себе должны докучать Богу о преуспеянии сестер.
15 августа 93 г.
(
№ 692. письмо 542. вып.З. стр.201.)
О духовном утешении в молитве
Шепчете мое правильце... Оно не мое, а святаго Златоуста... Оно подает много мыслей возбудительных и охранительных. Но когда одна мысль о Господе займет, тогда с нею и оставаться можно и лучше. Вам поклоны сладки... и вкушайте сей сладости, как только возможность иметь будете. Их похваляют все молитвенники. Погрузитесь во смирение!
31 июля 1891 г.
(
№ 768. письмо 531. вып.З. стр.208.)
О молитвенном настроении
Вы пишете, что самоцена у вас нет потому, что душа ваша вся стремится славословить Господа, - и вы чувствуете, как ея тянет к Нему всем существом. Это весьма хорошее состояние, нормальное... "Чувство, что душу тянет к Господу", есть сокровенная молитва и оно одно может заменить молитвословия... Ибо оно - то и "есть непрестанная молитва!"
Ваш вывод из всего Добротолюбия: "Всякий вздох посвящать чистой молитве и зорко смотреть, откуда враг направляет свои стрелы и соответственно тому действо- вать"... Сей вывод настоящий... Извольте быть так. У Анастасия Синайского это составляет первый пункт его аскетических наставлений. Сестрам вы все же напоминайте о делах духовных, несмотря на их холодность к сему. Так и следует: какия-либо не внимают, а какия с усердием слушают и в сердце добрыя намерения полагают. Рукоделие со бдением молитвенным мешать не следует. Всему свое время... Когда в свое время занимаетесь рукоделием, тогда руки пусть работают, а душа молится... Но когда вы на молитве... все члены должны участвовать в сем... Желаете поминать родителей моих! Благодарствую! Родитель мой - иерей Василий, а матушка - Татьяна.
3 января 1893 г.
Когда уж очень утомитесь, то лежите и молитесь... храня дух спокойный... То, что у вас бывает, что тянет к Господу... блюдите... С этим можно и одним жить и спасаться.
(
№ 694. письмо 539. вып.3. cmp.209.)
Ключ молитвы
Если можете быть неотходно с Господом; то другаго чего и искать нечего. В этом все дело, да живот наш весь сокровенен будет со Христом в Боге. Имея теперь внешний покой, избавляетесь от целой половины препятствий к тому. Другая половина - внутри. И эта тотчас сама собою устраняется, коль скоро на сердце падет какоелибо чувство к Господу; и если такое чувство не отходит, то все внутри мешающее быть с Господом, отступает само собою. Если б кто спросил: как всегда быть с Господом, можно смело отвечать: имей чувство к Господу, - и будешь с Господом. Я, кажется, вам об этом писал. А как чувство иметь? Думается, одно воспоминание о Господе уже приводит в движение чувство к Нему. Если к сему приложить помышление о том, что Он есть, и что сделал и делает для нас, то не знаю, чье сердце останется не тронутым. Потому очень праведно святыя отцы почитают богомыслие, или созерцание свойств и действий Господа ключом молитвы... и молитвы непрестанной. Потому что от сего чувство к Богу оживает... и с Господом соединяет.
22 июня 1888 г.
(
№ 724. письмо 1026. вып.6. стр.78.)
Быть с Господом отрада для души
Милость Божия буди с вами!
Д...М...
Сколько уже раз сознаете вы обязанность внушаемую вам совестию: быть с Господом, ничего Ему не предпочитая. Память об этом верно не отходит у вас! Да будет и дело сие в силе у вас. В этом, ведь, и цель ваша. Когда мы с Господом, то и Господь с нами. И светло все. В комнате, когда все окна открыты и солнце светит, светло, светло бывает.
Но закройте одно окно, потемнеет, а когда все закроются, совсем темно станет. Так и с душею.
Когда она вся всеми силами и чувствами обращена к Господу, в ней все светло, радостно и покойно. Когда же обратит на что-либо другое кроме Господа свое внимание и чувство, светлость сия умаляется. Больше вещей занимают душу, большая тьма входит... А там и совсем темно. Мысли не столько омрачают, сколько чувства; однократное увлечение чувств, не столько, сколько пристрастие к чему-либо. Больше всего омрачает грех делом. Да хранит вас Господь и Владычица Небесная и Ангел Хранитель.
(
№ 696. письмо 519. вып.3. стр. 162. )
Молитва и духовное горение сердца
Если сердца ваше согревается при чтении обычных молитв, то этим способом и возгревайте сердечную к Богу теплоту. Молитва Иисусова, если ея механически творить, ничего не дает, как и всякая другая молитва, языком только проговариваемая.
Попробуйте при молитве Иисусовой поживее помыслить, что Господь Сам близ есть и предстоит душе вашей и внимает тому, что в ней происходит. В душе же при сем пробудите жажду спасения и уверенность, что кроме Господа неоткуда ожидать нам спасения. Затем вопийте к Нему, мысленно пред собою зримому: "Г.И.Х.С.Б. п.н." или "Милостивый Господи, спаси меня имиже веси судьбами". Дело совсем не в словах, а в чувствах к Господу.
Духовное горение сердца к Господу есть любовь к Нему. Она загорается от прикосновения Господа к сердцу. Как Он весь есть любовь; то прикосновение Его к сердцу тотчас и возжигает любовь к Нему. А от любви - горение сердца к Нему. Вот это и должно быть предметом искания. Творение молитвы Иисусовой есть только орудие к тому, или лучше только труд, показывающий сильное желание души обресть Господа.
На языке пусть будет молитва Иисусова, в уме предзрение Господа пред собою, в сердце - жажда Бога, или общения с Господом. Когда все сие будет постоянно, тогда Господь, видя, как нудите себя, подаст просимое. Извольте все сие сообразить и взять в руководство и почаще прочитывать, чтоб поновлять в памяти, как должно действовать.
29 ноября 84 г.
(
№ 821. письмо 1338. вып.8. стр. 157.)
Молитва что "ручеек" журчит
Вспомнили вы молитовку краткую... Добре сказал вам иерей Божий, что не надобно забывать сие. Трудитесь не прерывать ея, - и она так утвердиться, что сама будет повторяться, - и будет у вас "ручеек журчать", как выражался старец Парфений Киевопечерский. А из древних некто сказал: как когда воры, подошедши к дому, чтобы прокрасться в него для кражи, услышат, что там внутри говорит кто-нибудь, не решаются пролезть в него, так, когда враги наши подкрадываются к душе, чтобы обокрасть ея и слышат, что там журчит маленькая молитовка, то ходят около, а в середку боятся идти.
К маленькой единой молитовке, можете прибавить 24 молитовки, что стоят в ряду молитв на сон, и затвердив их, часто приговаривать: оне обнимают внутреннюю духовную жизнь во всем объеме. У нас в церковных службах очень много разсеяно кратких молитовок. Замечайте и затверживайте. И будете всегда носить в себе молитвенник... который и прочитывать можете на всяком месте владычества Господня...
Да благословит вас Господь великим благословением.
Всего хорошаго и отраднаго желаю вам. Спасайтесь!
4 октября 93 г.
Ваш доброхот Е.Феофан.
(
№ 762. письмо 979. вып.6. стр.94.)
О молитве
Желаете слышать что-либо о молитве. Что могу сказать вам, чего бы вы не знали? Есть молитва, которую сам человек творит; и есть молитва, которую Бог дает молящемуся (1 Цар. 2,9). Первой кто не знал? Должна быть вам известна и последняя, хоть в начатках. Сначала, когда приступает кто к Господу, первое дело молитва. Начинает он ходить в церковь, и дома молиться по молитвенникам, и без них. Но мысли все разбегаются. Никак с ними не управиться. Чем впрочем больше трудиться в молитве, тем больше мысли все улегаются, и молитва становится чище. Однакож атмосфера души не очищается, пока не затеплится духовный огонек в душе. Огонек сей есть дело благодати Божией, но не особенной, а общей всем. Он является в следствие известной меры чистоты во всем нравственном строе человека ищущаго. Когда затеплится сей огонек или образуется постоянная в сердце теплота, тогда бурление помыслов останавливается. Бывает с душею то, что с кровоточивою: "ста ток крове ея" (Лук. 8,44). В этом состоянии молитва, больше или меньше, подходит к непрестанной. Посредницею ей служит молитва Иисусова. И это есть предел, до котораго может доходить молитва, самим человеком творимая! Думаю, что все сие вам очень понятно. Далее, в сем состоянии, дается молитва находящая, а не самим человеком творимая. Находит дух молитвенный и увлекает внутрь сердца, все одно, как бы кто взял другаго за руку и силою увлек его из одной комнаты в другую. Душа тут связана стороннею силою, и держится охотно внутри, пока над нею есть нашедший дух. Знаю две степени сего нахождения. В первой - душа все видит, сознает себя и свое внешнее положние, - и разсуждать может и править собою, может даже разорить сие состояние свое, если захочет. И это вам должно быть понятно.
У святых отцев и особенно у святаго Исаака Сирианина, указывается и другая степень даемой или находящей молитвы. Выше показанной стоит у него молитва, которую он назвал экстазом или восхищением. И тут тоже находит дух молитвенный; но увлекаемая им душа заходит в такие созерцания, что забывает свое внешнее положение, не разсуждает, а только созерцает, и невластна править собою, или разорить свое состояние. Помните, в отечниках пишется, что кто-то стал на молитву пред своею вечернею трапезою, а опомнился уже утром. Вот это и есть молитва в восхищении или созерцательная. В иных она сопровождалась просветлением лица, светом вокруг; в иных подъятием от земли. Святой Апостол Павел в этом состоянии восхищен был в рай. И пророки святыя в нем находились, когда взимал их дух.
Подивитесь, какая великая милость Божия к нам грешным. Мало кто потрудится; и чего сподобляется? Всяко трудящимся можно смело говорить: трудитесь; есть из-за чего!
Оздоравливайте поскорее, и в дальняя простираться устремитесь.
(
№712. письмо 746. вып.4. стр. 103.)
О молитве
Спрашиваете о молитве. Встречаю у отцев, что молясь надо изгонять все образы из головы. Я так и стараюсь делать, напрягаясь стоять в том убеждении, что Бог везде есть... есть и тут, где я, где моя мысль, и мое чувство. - Совсем от образов освободиться не имею успеха... но они все более и более испаряются. Верно есть термин, когда они совсем исчезнут.
В молитвах готовых много есть образов представления Бога, - судя по сему надо полагать, что, имея такия представления, не погрешаем. Но лучше напрягаться до помышления о Боге, более близком к тому как Он есть. Когда явится молитва чувства, тогда образы исчезают, а в силе только одно чувство. Умственная же молитва трудно отрешается от образов и картин. Но труд все преодолеть может.
С тем, что в голове бывает тяжело от молитвы с чувством, - не знаю, как быть. Молитва чувства освежает... а это у вас что-либо особенное. Пройдет. Но молитва чувства есть настоящая молитва... Богу - сердце, по приказанию Его: "Сыне, даждь Ми сердце!" Господь все подает нужное. Молитесь Ему о вразумлении как быть с тем, или другим. И Он подаст. Благослови вас Господи! Спасайтесь.
4 декабря 1881 г.
(
№ 709. письмо 1150. вып.7. стр. 187.)
О молитве
Спрашиваете о молитве самаго плохаго молитвенника.
Как я молюсь?! Всячески стараюсь в час молитвы быть в том убеждении, что Бог вездесущий есть и тут, где мое сознание, и что Он видит и слышит не слово только, - произносимое или нет, - но и всякое движение мысли, и особенно чувство. Образа же всякаго избегаю, как это ни трудно. Когда приходит молитва с чувством, тогда никакаго труда нет держать безобразность в молитве. Это дает разуметь, что безобразность в молитве есть настоящее дело, - и что для достижения сего надо добиваться до молитвы сердечной, - и стало из головы сойти в сердце. Как этого достигнуть, прописано в письмах по поводу писем Сперанскаго... (я просил Аскоченскаго доставить вам. Доставил ли?)
Также - не надо душею воображать ни Божией Матери, ни святых, ни ангелов. А и им молиться в том же убеждении, что слышат. Как слышат? Что об этом разсуждать. Слышат, да и только.
Положим, такое различие... что для работ умовых нужны образы; они и есть в Писании о Боге самом и всех вещах божественных. И воображение есть способность умовая - знательная.
Воображение - способность формовать, и удерживать образы - есть способность чернорабочая... самая нисшая! Уж по этому - не след ему позволять являться с своими образами в высшую область, какова молитва... Умосозерцательная деятельность высока... а духовная в молитве проявляющаяся еще выше... Куда туда поспеть воображению... Вот где прилично: ''друже, како вшел еси семо"?!!
Так, когда разсердитесь, воображайте, а когда молитесь, отгоняйте все образы. Если допустите образы, то есть опасность - начать молиться мечте. Можете вы сказать, что образ, какой держите в уме - выражает истину? Вот и нельзя... Следовательно, надо навыкать безобразности... но путь один - сердечная молитва... Ум же без образов едва ли может быть.
Для народа составить книжку о молитве, не дурно... но этот предмет надо выпустить. Я думаю, что когда кто из народа молится с чувством, у него нет образов... Всяко, об этом лучше не говорить. Бог просвещает умы, и когда кто в молитве приближается к Нему, Он Сам научит, как держать ум в молитве. Помнится, одно сказанное о старце, который всегда образно представлял Бога. Когда ему растолковали, что так не следует, он сказал: вы отняли у меня Бога... А у него отняли не Бога, а мечту его.
(
№ 732. письмо 1063. вып. 7. стр. 189.)
***
Милость Божия буди с вами!
Д... М...
Молитва, которую вы совершаете, внутренняя, от души, от себя, по чувству своих нужд духовных паче и других есть настоящая молитва. И извольте продолжать трудиться в сем роде молитвы паче всякой другой. Главное в молитве - чувство к Богу из сердца. Слова молитвенныя при сем, какия подберутся. Чувство к Богу и без слов есть молитва. Слово поддерживает и иной раз углубляет чувство. Устав молитвенный для Богослужений церковных должен быть исполняем, как есть.
Что касается до молитвеннаго правила домашняго, то оно не имеет неизменности, а может быть изменяемо и во времени и в длительности, и в составе, одно иметь во внимании, чтобы все делалось не в угоду лености, и чтобы молитва шла от души. Какой у вас есть устав молитвословия, тот хорош. Можете прибавлять и изменять. Хороши коротенькия молитовки святаго Златоуста 12 на ночь и 12 для дня.
Но есть, мати, непрестанная молитва, которая непрестанно идет к Богу из сердца. Это есть дар благодати. Святой Макарий Великий говорит: "молись и преутруждай себя в молитве, и Бог, видя, как ты усердно желаешь молиться, даст молитву". В Добротолюбии славянском старец Максим Кавсокаливит говорит о себе, что два года молился Матери Божией, чтоб Она дала, или испросила молитву. Однажды, говорит он, как я помолившись приложился к иконе Божией Матери, мгновенно уканул огонек сладкий в сердце и с тех пор там теплится; вот дар молитвы! Взыщите его и вы, и в молитве словами то выращайте, держа в мысли ту молитву, о коей говорит Максим оный. Иногда бывает так, что огонек сей ниспадает во время разрешения священническаго на исповеди, иногда при причащении святых Христовых Тайн. Всяко ищите. Труд же молитвенный держите как есть... всячески стараясь разогревать чувство свое к Богу.
Вы как будто ничего не читаете, если есть что, читайте все о молитве. У меня есть некия книги для раздачи. Шлю их, почитывайте понемногу. Желаю вам всякаго преуспеяния в приближении к Богу.
Выезды совсем можете прекратить, ссылаясь на многоделие...
Ваш доброхот Е. Феофан.
20 марта 1888 г.
(
№692. письмо 566. вып.З. стр. 193.)
***
Милость Божия буди с вами!
Д... М...
Очень обрадовали вы меня известием о бывшей вам милости Божией. Слава Богу! Я этому ничем не содействовал, кроме указания. Что дано вам по вере вашей, все от Господа и Матери Божией. Туда и с благодарением возноситесь со всею полнотою сердца. Храните дар сей. Как? Паче всего смирением, все благодати приписывая, себе же ничего. Как только на себя саму склонится у вас мысль, благодать умалится, и если не опомнитесь, совсем перестанет действовать, тогда плачь и вопль мног. Второе - чувствуя себя землею и пеплом, будьте так, как теперь, т.е. ни к чему не обращаясь без нужды ни мыслию, ни сердцем. Все с Господом. Мало, мало умалится внутреннее горение, тотчас спешите его воставить в силе. Господь близ. С соболезнованием и страхом обращаясь к Нему, тотчас получите.
Вот собственно когда пригодна молитва Иисусова, тут она бывает в настоящей силе. Впрочем, состояние ваше и так может быть в настоящем виде при одном внимании и чувстве к Господу. Службы в храме Божием все о божественном, и старайтесь быть там неопустительно. Паче всего блюдитесь - развлечения мыслей и разбивания их, и страстных движений. Разсеяние мыслей и какое-либо плотоугодие или упокоение пищею и сном первые враги, а с ними в содружестве всегда и раздражение. Самаго легкаго движения неудовольствия бегайте.
Впрочем, само дело хранения сего состояния научит вас необходимости избрать для сего средства и приемы. Когда придет охота читать, читайте только о молитве в тех книгах, кои у вас есть... выбирайте такия статьи. Сорадуюсь вам от всей души!
Вы написали: "благословите пожить так"... Уже не думаете ли вы сами управиться таким делом. Боже вас упаси... Благодатныя действия все от благодати... Ведайте сие и чувствуйте. Прошу ваших святых молитв.
Благослови вас Господи!
Ваш доброхот Е. Феофан.
24 июля 1888 г.
(
№ 692. письмо 517. вып.5. стр. 197.)
О молитве
Вы хорошо делаете, что бросаетесь на колена и молитесь. И делайте так. Опять нападки, - и опять бросайтесь на колена. Вы написали: "наконец успокоюсь". Так всегда и бывает. Не вдруг, как только воззовете, - и помощь. Проходит время и помощь приходит. - Вот и трудитесь. В борьбе состоите, - в борьбе на жизнь или на смерть. Соответственно тому, как вы выйдете из сей борьбы, потечет потом и жизнь ваша. Даруй, Господи, чтобы вы не стали спиной к делу богоугождения и спасения.
Вы мало молитесь. Возьмите в руководство Апостольское правило: в молитве пребывайте бодрствующе в ней. - Корень молитвы память Божия с теплою верою и чувством к Богу. Возбуждать это в вашей власти, - и долг ваш есть. С самаго пробуждения старайтесь это возставить в себе в силе. Как? Размышлением о таинствах веры и спасения. Когда спите, вас будто нет, А когда пробуждаетесь, снова начинаете быть, вступаете в область сознательнаго существования и в общение со всем сущим и бывающим. Все же сущее и бывающее есть царство Божие.
Первый поклон ваш - Царю царствующих, с сознанием, что все от Него, Им держится и направляется, как общее, так и до малейшаго частнаго. Тут и вы имеетесь во внимании, и настоящий момент существования вашаго свыше определен. Поставьте себя на эту точку, и определите, что потому требуется от вас, с твердою решимостью не отступать от того. Я думаю, что если вы так поступите, то быть не может, чтобы душа ваша оставалась пустою и влаялась в неопределенных помышлениях и чувствах. Ибо тут все определится и станет пред вами в стройном чине. Большая у нас ошибка считать молитву заурядным делом, таким о котором и думать нечего, которое можно делать зря, мимоходом. Обязанность молитвы чувствуется, а то, как совершать ея, не имеется в помышлении, и забывается, что бывает молитва в грех.
Потрудитесь возбудить в себе высокопочитание к молитве и всегда становитесь на молитву, как на первое и главнейшее дело в жизни. Тогда молитва будет религией в действии и движении, и из ней потом, как из ключа, все потечет доброе и святое.
Ведь у вас есть книжка: "Невидимая брань". Найдите там главы о молитве, это с 46-й, и прочитайте, не раз и не два. Там же все потребное указано. Если последуете сказанному, молитва ваша исправится, а за нею и все прочее.
Я вам указываю всеобъемлющий рецепт. Сокращение его - в памяти Божией, памяти смертной, и в страхе Божием. Когда сии укоренятся в сердце, и молитва и все прочее пойдет добре. - Не нерадите о деле Божием!
(
№ 749. письмо 949. вып.б. стр.91)
"Просите и дастся вам"
Милость Божия буди с вами! Возложите на Господа всю печаль вашу от всего сердца и Он сотворит благопотребное вам. Сами молитесь - не поклон другой, - а усердно и много, и дома, и в церкви. Сторонняя молитва не во главе стоит, а идет вслед за вашею и служит ей подспорьем. Если вы прежде мало маливались о своей участи, - а это делать долг есть, - то вот Господь и поставляет вас в тесноту, чтобы вы к Нему обратились, оживили свое на Него упование и исполнили долг сей. Если вы действительно мало маливались, думая - авось, небось, или совсем не думали, то теперь кайтесь перед Господом и давайте обет, вперед на Него Единаго во всем уповать, давайте серьезно, чтоб и исполнять то усердно. Другое пособие молитве милостыня... Ища милости у Господа, сами милость оказывайте другим. И если не оказывали, или мало и неусердно оказывали, кайтесь и в этом и давайте обет быть всегда милостивою к нуждающимся. Вооружась такими расположениями, ждите с полным упованием, что определит о вас Господь. Ждите желаемаго, но не предрешайте, что так определит Господь, а предавайте сие на волю Его с полною покорностию принять от Господа, что благоугодное Ему будет послать вам. Недостаток такой покорности покривляет молитву и лишает ея силы: ибо без нея молитва будет иметь такой смысл: хочешь-не хочешь, Господи, но подай; или по поговорке: "вынь да положь".
И я молюсь, но молитва моя не будет сильна, ибо я не имею дара молитвы, какой бывает у иных мужей Божиих, многогрешен будучи и не достигши в меру истиннаго покаяния. Милостивый Господь да утешит вас! Спасайтесь!
Е. Феофан.
28 апреля 1893 г.
(
№ 775. письмо 485. вып.З. стр. 165.)
О молитве и охлаждении
Милость Божия буди с вами!
Много просрочил я. Прошу извинения. Поздравляю с новосельем. Монастырь - молитва; святый Тихон благодать Божия готовая. Молитесь в монастыре, и черпайте благодать у сего источника. Помышляя о вашем новоселье, я думал было: вот вам и "дело" ходить к службам или службе в монастырь. Но потом положил, указав на это, оставить сие в вашей воле и на ваш выбор. Потому что это, может быть, помешает вашим домашним порядкам, - не житейским...
Первое письмо мое было направлено не туда. Я полагал, что у вас постоянное охлаждение... или сухость и нечувствие. Но этого у вас нет, а есть то, что со всеми по временам бывает. Об этом все почти писавшия о духовной жизни поминают. Святой Марк подвижник трех такаго рода врагов выставляет: неведение с забвением, разленение с нерадением и окамененное нечувствие. "Какое-то параличное состояние всех сил душевных". В кратких молитовках не забыл их и святой Златоуст: "избави мя от неведения, забвения, уныния (это разленение с нерадением) и окамененнаго нечувствия". - Средства указываются не многосложныя: терпеть и молиться.
"Терпеть". Возможно, что Бог Сам посылает это для "обучения" не полагаться на себя. - Иной раз много берем на себя и многаго ожидаем от своих усилий, приемов и трудов. Вот Господь и берет благодать, и оставляет однаго, как бы говоря: "вот попробуй, насколько у тебя есть сил". Чем больше имеется дарований естественных, тем такое обучение нужнее. - Сознав это, будем терпеть. Посылается это и в "наказание" - за вспышки страстей допущенныя, и не осужденныя, и не покрытыя покаянием. Вспышки эти то же для души, что для тела - пища дурная... которая отягчает, или разслабляет, или отступает... Надо, выходит, при сухостях, осмотреться, не было ли чего такаго в душе... и покаяться пред Господом и положить вперед остерегаться. Больше всего достается это за гнев, неправду, досаждение, осуждение, возгордение и подоб. - Врачевство - возвращение опять благодатнаго состояния. Как благодать в воле Божией, то нам остается молиться... об избавлении от сей самой сухости... и от окамененнаго нечувствия. Встречаются такия уроки: обычнаго молитвеннаго правила при сем не оставлять, но все его точно исполнять, стараясь всячески, чтобы мысль сопровождала слова молитвы, напрягаясь и чувство расшевелить...
Пусть чувство - камень, но мысль будет: хоть половинная, но все же это молитва будет: ибо полная молитва с мыслию и чувством должна быть. При охлаждении и безчувствии - мысль трудно будет удерживать при словах молитвы, но все же возможно. Делать надо наперекор себе... это преутруждение себя и будет средством преклонить Господа на милость и возвратить благодать. А бросать молитву никак не должно. Святой Макарий говорит: увидит Господь, как искренно желаем блага этого... и пошлет. Молитву же против охлаждения возсылать своим словом пред правилом и после правила... и в продолжении его к Господу взывать, как бы преднося пред лице Его мертвую душу: видишь Господи, какова она! Но "рцы слово и исцелеет". С этим же словом и в продолжении дня по часту обращаться к Господу.
Некто говорит: "поставь себя в состояние умирающаго... Другой прибавляет: "еще лучше, поставь себя в момент суда над тобою, когда готово изыти из уст Божиих последнее о тебе решение"... Нельзя не согласиться, что такия приемы действительно сильны - размягчить каменное сердце.
Знаю однаго, который особенным образом держит молитвенное правило. Именно: оставил читать молитвы, что в молитвенниках, а избрал себе несколько кратких молитовок из псаломских стихов и воззваний на ектениях, какия более пригодны к его состоянию, расположил их своим образом... и затем, становясь на молитву, повторяет каждый стишек несколько раз со вниманием и чувством. Когда все переговорит Господу, и правилу конец. - Он уверяет, что как стал это делать, внимание не разбегается во все продолжение правила, и чувство держится. Но, конечно, не механическое повторение это производит, а силы мыслей, кои в стихах. - Он говорит: "начинаю правило, положив пред собою все грехи свои, готовые за них суд, посрамление и осуждение, - и взываю о пощаде". - Кроме этих стишков он уже ничего не читает молитвеннаго. У вас есть домашнее правило для всей семьи. Это святое дело не надо изменять или отменять. Но вам потом можно держать особое - для себя только правило... если вздумаете, по указанному образцу. И вот что я хотел указать вам как "дело". Если решитесь, наберите стишков... и правило готово.
Хождение в церковь - самое лучшее средство к раскрытию духа молитвеннаго, при коем не посмеете окаменеть сердце. Но вам едва ли можно этим пользоваться.
Есть молитвенники, которыя моляться одною Иисусовою молитвою... Но это для совершенных; а для нас начинающих эта единость мысли скоро наскучивает. Потому указанный прием лучше, разнообразя содержание молитвы указанием разных нужд духовных. Между тем молитовки все обращаются к Господу. Следовательно, в духе и тут молитва Иисусова.
Вот вам - слово святаго Исаака Сирианина - на случай охлаждения и нечувствия. "Не смущайся мыслию и не подавай руки душевному разслаблению, но терпи, читай книги учителей, принуждай себя к молитве, и жди помощи. Она придет скоро, чего и не узнаешь". Стр. 490.
22 октября 1888 г.
(
№ 769. письмо 129. вып.1. стр. 129.)
Труды заменяют молитву
Из-за хлопот за Дунею, вы правило не полно исполняете. Об этом не следует безпокоиться. Хлопоты эти заменяют правило: ибо и то и другое однаго рода труд - одному хозяину работа, ему угодная. Когда молитва внутри цела и держится при самых делах; то молитвы и труд - два течения в одной реке, в одном русле и в одну сторону. Можно также сказать, что тут деяние и разум идут вместе... Разум - это созерцание. Следовательно, вам нечего скорбеть, что созерцания нет. Молитва внутренняя не бывает без созерцания, которое собственно есть предзрение. Бога пред собою выну. Его также и с Богомыслием сочетавают. Он есть - явленных нам Богом святых Своих тайн миробытия, мирохранения, промыциления, воплощеннаго домостроительства, спасения каждаго, и кончины всего, - просматривание, иногда с разсуждением и размышлением, а иногда и просто.
(
№ 735. письмо 1006. вып.б. стр.87.)
Молитва о прощении грехов
Но у вас программа суда (страшнаго), а не ответ. Ответ потребуется такой: ты это сделала? - Зачем сделала? Как оправдаешься? Святая Феодора лучше решала во время прохождения мытарств. Нападут бесы... ты то сделала, - и то сделала... Она отвечала: да, сделала; но я покаялась, получила разрешение, и эпитимию несла... Тем истязание и кончилось... Добрый ответ будет иметь тот, кто хоть сознает много грехов, но имеет удостоверение, что раскаяния ради они прощены... Это удостоверение - предел покаянных трудов на земле... Забыл какая преподобная пришла к старцу и разсказала все. Он заключил ея в келлию... одев, как монаха... и дал ей покаянное правило... Три года каялась... и сказано ей было: прощены грехи твои... И старец тоже получил удостоверение. Вот чего нам грешным добиваться надо!... В покаянном псалме святаго Давида - слова: "слуху моему даси радость" - значит: ухо души моей да услышит слово Твое: отпущаются тебе грехи твои. В душе пронесется такое слово... Та же мысль и в словах: воздаждь ми радость спасения Твояго.
27 декабря 1888 г.
(
№ 736. письмо 1034. вып.6. cmp.88.)
Великопостная молитва
Милость Божия буди с вами! Прииде пост... ваш разлюбезник. Извольте обниматься, целоваться, миловаться. Поздравляю. И в церкви хорошо и дома хорошо. Молитва-то тихонькая, может быть, скорее доплетется до неба. А шумную кто-нибудь не добрый услышит и собьет с дороги, или загородит ея. Ваша вышка точь - в - точь пустынная келья. Можно ничего не видеть и не слышать... Кое почитать да подумать, кое помолиться, да опять подумать... Вот и все тут. Когда бы Бог подал теплоту в сердце, и она не отходила!! Чистая совесть да обращение к Богу молитвенное непрестанное должны бы именно это производить. Но все от руки Божией. Как Его святой воле угодно, так и будет и бывает, а Ему угодно всегда так, как для нас лучше. О Господи! Спаси нас имиже веси судьбами!
Я здоров! Как буду постом, еще не знаю. Но великий пост уже в ходу. Разве прибавить уединенье.
Всех вам благ от Господа желаю.
Ваш богомолец Е. Феофан.
20 февраля 1873 г.
(
№ 782. письмо 395. вып.З. стр. 167.)
О молитвах к святым
Милость Божия буди с вами!
Нашли теперь пристанище небурное; держитесь в нем. Господь да хранит вас и умудряет. Но и сами не дремите. Хорошо, что вы замечаете, что осталось еще от прежних мудрований и не скрываете того. Вас смущает, как вы пишите - моление к святым, и вы боитесь, как бы не подвергнуться осуждению в идолопоклонстве. Нет, наше моление святым и их чествование не имеет ничего идолопоклонническаго. Было бы идолопоклонство, если бы мы почитали их богами; но мы чтим их, как слуг Божиих и ходатаев о нас пред Богом. Внутреннее чувство должно говорить вам, что вы не почитаете их Богом, и не считаете их первою причиною просимых благ, а только орудием подаяния их. Взывая к святому мы говорим: "Святый Божий, помолись о нас; умоли Господа дать нам то и то". Возьмите во внимание и вот что: мы, живущия здесь на земле, чада церкви, просим друг друга молиться о нас... Все это делают. И никто не думает.чтобы тут было что-либо идолопоклонническое. Вы пишете же ко мне: "помолитесь о том-то и том-то". Опасаетесь ли при этом провиниться в идолопоклонстве? Я думаю, что никого еще в свете не было, кто б так думал. Как же это у вас в голове держится мысль, что когда святыя были здесь на земле, можно было безопасно просить их о молитве, а когда они перешли туда - в царство небесное, стало нельзя? Отошедшия отцы и братия наши, не смотря на сие отшествие, пребывают в церкви Божией, так же, как и мы оставлыпиеся здесь...
Отношения наши взаимныя, как членов церкви, остаются те же, в силе. Вот и молим их, как молили прежде.
Существо идолопоклонства в том, что твари присвояют божеския свойства, и в силу сего чтут их... мы же святым Божиим никаких божеских свойств не присвояем... а чтим их как совершеннейших из людей, в меру возраста исполнения Христова достигших... а чрез то приблизившихся к Богу, приискреннее других. Войдите внутрь себя и разсмотрите: считаете ли вы святых богами... Чувство должно сказать вам это. Если окажется, что вы считаете их такими, то перестаньте считать, а если не считаете, нечего и смущать себя помыслом не попасть бы в идолопоклонницы.
Господь да умиротворит душу вашу. Приношу вам врачевство от подобных смущений. Как только вспадет что подобное на ум, молитесь Господу о вразумлении и придет просветление мыслей. Равно, когда придет какое страстное движение, молитесь - порадует... На молитве такой предпосылается всегда отвержение, чем сильнее отвергнуть неправую мысль и неправое желание и влечение... Господь близ и внемлет. Господь да сохранит вас от всякаго зла... и да благословит в семейном отношении; сына же вашаго да приимет в блаженныяе обители! Спасайтесь!
20 января 1893 г.
Еп. Феофан.
(
№ 758. письмо 478. вып.3. стр. 171.)
0 молитве при святых мощах угодников
Писать записочки и класть на мощи Святителя, мне кажется, означает большую притязательность. Разве у Святителя Тихона нет слуха, чтоб слышать молитвы к нему?
1 октября 1889 г.
(
№ 850. письмо 192. вып. 1. стр. 152.)