ГЛАВА 7

АСКЕЗА ПОЛА


ОБЩЕЕ НАСТАВЛЕНИЕ О ДЕВСТВЕ И БРАКЕ


      Ты уже, вероятно, заметил, что тело твое взрослеет, что в нем возникают новые, незнакомые прежде половые ощущения и отправления. Некоторые злонамеренные воспитатели, точнее, растлители делают из этого для тебя конкретный вывод: вот, мол, у организма появляется новая функция и новая потребность, которая должна быть задействована.
      Это ложь. Есть два очень важных и неоспоримых возражения против нее.
      Во-первых, половое созревание - это не момент, а долгий процесс, и начало половых отправлений вовсе не свидетельствует о его окончании, оно и есть лишь начало значительной перестройки всей физиологии организма. У разных людей, у разных рас и народов имеются некоторые особенности этого процесса, но во всяком случае, пока продолжается рост организма, продолжается и созревание. Раннее начало осуществления половой функции может этому только помешать.
      Во-вторых, с точки зрения физиологии у человека вообще нет никакой половой потребности. Потребности тела состоят в дыхании, питании, тепле, отдыхе, движениях и шлаковых выделениях. Без удовлетворения таких потребностей в продолжение долгого времени человек просто умирает или тяжко заболевает.
      Совсем иначе обстоит дело с половым влечением. Множество людей без всякого ущерба для здоровья и долголетия всю жизнь сохраняли девство, не дав ни разу в жизни ни малейшего удовлетворения этой якобы "потребности". Да и ты сам можешь вспомнить, что новые и непонятные чувства полового происхождения поднимаются в душе внезапно и отходят достаточно спокойно и безболезненно. У юношей бывают в связи с этим половые выделения во сне, совершенно безвредные и безболезненные, но тем вся телесная "потребность" и кончается до времени. У девушек же чисто плотская сторона полового влечения выражена обычно еще слабее. Женщинам в общем легче сохранять девство, чем мужчинам. В любом случае ясно что половое влечение не есть потребность тела, но оно приходит к телу через душу.
      Другое дело, если захотеть и дать себе волю, можно вселить блудную страсть в тело и сделать ее физиологически необходимою. Но это делается точно в том же смысле и ровно в ту же меру, как привычка к алкоголю, табаку и наркотикам делает телесной потребностью принятие этих ядов. Без очередной дозы зелья человек чувствует явное ухудшение здоровья и самочувствия, но никто же не делает из этого вывод, будто в человеке изначально живет или с возрастом развивается алкогольная или табачная потребность. Так и половое влечение для человека не развращенного не есть телесная потребность, но скорее - особое душевное расположение, необходимое для воспроизводства человеческого рода.
      Половое влечение само по себе непредосудительно, но реализоваться оно должно только в честном браке, в христианской семье. Для того Бог и дал его людям, чтобы мужья и жены держались друг друга, совместно воспитывали детей, потому что вне семьи воспитать человека-христианина чрезвычайно трудно, если вообще возможно. Но нужно помнить, что брачные отношения установились у людей лишь после падения. До этого наши прародители были настолько ближе к Богу и духовнее, что не ощущали полового влечения. Потому-то девство ценится Церковью выше брака.
      Иисус Христос, Его Пречистая Матерь, Иоанн Предтеча, огромное большинство почитаемых Церковью святых были девственниками. Девственники ближе к Богу, духовное начало в них развито сильнее. Вступающие в брак познают при этом некие психологические особенности, тонкости человеческого поведения друг у друга. Мужчины начинают лучше понимать женские характеры, подобно и замужние женщины лучше понимают поведение мужчин. Но это чисто душевное обогащение всегда идет за счет некоторого оскудения духовного.
      Поэтому не должно верить тем лжеучителям, встречающимся даже в христианской среде, которые учат, будто бы только в браке личность доходит до своего наивысшего развития и раскрытия, будто только здесь познает настоящую любовь. Это не так. Что бы или кого бы ни возлюбили девственники, их любовь всегда глубже и сильнее. Себя полюбят - сойдут с ума гораздо быстрее семейных, (что давно уже замечено о девственницах, сохранивших девство не намеренно, не Христа ради); но если Христа полюбят - гораздо ближе семейных будут к Нему. Живущие в браке, хотя бы и благочестивы были, всегда вынуждены делить сердце между супругом и Богом, всегда вынуждены отвлекаться от попечений духовных и небесных к земным и временным. Девственники же всегда цельнее в своем религиозном чувстве, женатые никогда с ними в этом не сравнятся.
      Так учит Христова Церковь испокон веков, и у всех Отцов в оценке девства видно поразительное единодушие. Не осуждая брак, все они любят и ценят девство паче брака. Ты скажешь: они сами девственники, не испытали по себе, что такое семейное счастье. - Так вот тебе свидетельство женатого человека, вполне довольного своей женитьбою: девство действительно выше. В девстве духовная ревность о славе Божией всегда горячее, даже честный брак подрезывает духовные крылья.
      Итак, храни девство и целомудрие не просто как запретительное установление Божие, защищающее от греха. Не просто вспоминай о той табличке на высоковольтном столбе - помнишь? Но всякий раз, когда половое влечение дает о себе знать каким-то образом, вспоминай о том сокровище целомудрия, которое еще осталось в душе твоей, и береги его. Теряется оно один раз, и больше не восстанавливается. Даже в христианском браке ты уже этим сокровищем обладать не будешь.
      Богу и Церкви нужны служащие в иноческом, девственном звании. Может ли вообще существовать Церковь, если в ней иссякнет монашество? И может ли монашество держаться только на вдовых, увечных и разведенных, когда девственных здоровых монахов уже не будет? По крайней мере до сих пор без девственников Церковь никогда не обходилась и не оставалась. Так что, скорее всего, без них она быть не может.
      Поэтому стремление к житию девственному, с настроем на монашество с юности - дело весьма похвальное. Опасность в нем - отсутствие в наши дни духоносных наставников и крайнее оскудение наставников, относительно приемлемых, а также отсутствие условий для монашеского подвига. Поистине, сбывается мрачное предсказание: в монастыре стало как в мipy, а в мipy как в аду. Остается надежда, что искренне ищущим Бога Он Сам укажет путь спасения, так сказать в порядке исключения, ибо правилом уже не только в мiру, но и в церкви стал широкий путь погибели.
      В любом случае девство надобно хранить и тем, кто не решается на подвиг всегдашнего девства. По сути дела - это верность будущей жене, если Бог ее пошлет. Верным до брака легче и потом сохранить святыню брака, не изменяя друг другу, а в этом основа семейного счастья.
      Бог поругаем не бывает, обмануть Его невозможно, и потому все желающие блудить до брака пусть помнят, что хорошей семьи у них не будет.
      Впрочем, для счастливого брака недостаточно только добрачного целомудрия, недостаточно и освящения брака Церковью в таинстве венчания. Нужно, чтобы брак был заключен по воле Божией, чтобы эта воля видна была из складывающихся обстоятельств. Вступающие в брак должны быть людьми одного круга. Чем больше между ними неравенства: во-первых, религиозного; во-вторых, национального; в-третьих, сословно-социального; в-четвертых, имущественного; в-пятых, возрастного, - тем больше трудностей и проблем возникнет в таком смешанном или неравном браке.
      Во времена общественного благочестия смешанные браки просто запрещались, и это было правильно. Если жених и невеста исповедуют разные религии, то им никогда не удастся создать христианскую семью. Если такой брак не распадется, то все члены семьи приобретут одну общую религию - практическое безбожие. Даже разная по силе приверженность к одной и той же вере служит к постоянному семейному напряжению. Редко бывает, что ревностный христианин увлечет малорелигиозную жену к пути христианскому, или подобно жена пробудит мужа от сна духовного. Скорее наоборот, отношения супругов наладятся в ущерб духовным интересам.
      Разная национальная принадлежность также крайне нежелательна в браке. (Здесь мы не разделяем единого русского народа на три части.) Исключение могут составлять разве только исконно православные народы: греки, сербы, румыны, болгары. Душевный склад иного народа впитывается во всех его членах и постоянно будет мешать другому супругу. Тем более, что не просто одна особа станет теперь женою (мужем), но и вся ее (его) семья будет почитаться роднею, и с нею могут возникнуть свои трудности в отношениях.
      Брак, резко неравный в социальном или имущественном отношении, а также заключаемый против воли родителей, также вряд ли будет счастливым и долгим. Недаром говорится о брачных делах: руби дерево по себе.
      Это общее наставление следует иметь в виду задолго до брака. Некоторые юноши и девушки легкомысленно думают, будто любовь эти проблемы победит и преодолеет. Нет! Любовь одолела бы, но влюбленность не есть любовь. Любовь ищут в горах и пустынях, на кресте или в темнице, где страждут за Христа, но такой любви не найдешь в брачном чертоге.
      Не ищи жены или мужа, - это прямое наставление Апостола (1 Кор. 7, 27). В особенности не ищи их где-нибудь за пределами Церкви. Хочется иметь семью - молись об этом, и Бог, когда нужно, пошлет семейное счастье. Впрочем, бывает и так, что человек до относительно зрелого возраста так и не может найти себе удачную партию. Что же, такова воля Божия. Некоторых Бог как бы определяет на службу Себе вне брака, хотя у них поначалу не было к этому решимости. Просто Он видит, кто из рабов Его склонен, а кто несклонен к семейной жизни. Кому-то лучше послужить Господу в таком несколько вынужденном безбрачии, чем создать семью несчастную.
      Важно, чтобы мы всё встречали с покорностью воле Божией. Но пока об этом думать еще рано. Неслучайно и в церковном, и в гражданском отношении во всех обществах установлен определенный брачный возраст - как правило 18 лет, а то и больше. Прежде всего нужно утвердить себе на сердце одно: до осуществления законного церковного брака (а кому-то на всю жизнь) настраиваемся на подвиг хранения девства и целомудрия.