Духовное общение с умершими

     Все христиане помнят слова Спасителя: Несть Бог Бог мертвых, но Бог живых (Мф. 22, 32), однако многие нередко забывают или не хотят до конца прочувствовать глубокое действие на их земную жизнь существующего духовного общения с ушедшими в мир вечности. Значение этого общения художественно выразил английский поэт Джордж Байрон (†1824):
     "О, если там, за небесами,
     Душа хранит свою любовь,
     И если с милыми сердцами
     За гробом встретимся мы вновь,
     То как манит тот мир безвестный,
     Как сладко смерти сном заснуть,
     Оставить горе в поднебесной
     И в вечном свете потонуть".


     Любопытно, что эти слова Байрона попались мне на глаза в те минуты, когда я размышлял о связи Церкви "воинствующей" и Церкви "торжествующей" - Церкви единой.





* * *

     Работница наших Московских духовных школ Надежда Глушко рассказала мне следующее.
     8 августа 1995 г. скончался ее отец, Михаил. До этого он немного болел, но во время болезни, как и в течение всей своей жизни, терпеливо переносил невзгоды, никогда не повышал голоса на родных и вообще на ближних, любил Божий храм.
     В продолжение сорока дней Надежда посещала разные монастыри и храмы, везде заказывала поминовение о новопреставленном и сама молилась о нем. В сороковой день - 16 сентября - она была за Богослужением в Покровском Академическом храме, а затем передала некоторые продукты в профессорскую столовую с просьбой к преподавателям помянуть ее отца. И вот в третью ночь после сего видит она сон. Излагаю почти дословно. "Как будто я нахожусь в своем новом доме, где до последнего дня жил папа и где продолжает жить мама. Знаю, что папа умер. Мама заботится о поминальной трапезе и кому-то дает указания. Все время слышу духовное пение, вселяющее в душу отраду, мир, покой, но поющих не вижу. Стоим я, папа и вы (то есть автор этих строк - К. С.). Папа, обращаясь к нам, сказал: "Не думал я, что будут поминать меня профессора". И начал говорить о благодати Божией, пребывающей в святой обители преподобного Сергия Радонежского, о величии его святынь, о святости самого сего места, о том, что надо дорожить этим святым местом и ценить то, что мы здесь. Затем стал выражать свою радость, что я здесь - в стенах святой Лавры - работаю. Меня несколько смутило то, что он так радуется в вашем присутствии..."
     Что здесь необычного? - То, что я в сороковой день услышал просьбу Надежды: помянуть ее отца - и помянул, как и продолжаю поминать об упокоении его там, где нет болезней, печалей, но есть вечная жизнь.
     Заслуживает внимания и то, что это рассказано было мне Надеждой в день памяти преподобного Евфимия (20 января (2 февраля) 1996 г.) - день Небесного Покровителя моего отца, скончавшегося в 1943 г. Хочется верить, что наши отцы в ином мире вместе и напоминают нам о себе.

20 января (2 февраля) 1996 г.