Имя святителя Московского Филарета (Дроздова) впервые я услышал на уроках по Истории Русской Церкви от отца Виталия Борового в Минской Духовной Семинарии. Не могу сказать, что оно сразу стало мне близким - скорее рассказ о нем воспринимался как очередной учебный материал, знание которого полезно для души и необходимо для будущего служения Церкви Божией. Входить в мое сердце стал Святитель со студенческих лет в Московской Духовной Академии - с 1951 г. Объясняется это, прежде всего, тем, что в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре в Духовской церкви (вернее возле нее) был похоронен Святитель. (Надгробие стояло в Духовской церкви возле южной стены. Как оказалось при открытии святых мощей Святителя, часть из них была в могиле возле Духовской церкви, а часть - под надгробием). Будучи студентами, мы любили заходить в Духовскую церковь, чтобы помянуть там погребенных и испросить их молитв. А это и устанавливало с ними основы духовной связи. Большей же близости со Святителем содействовали проводившиеся в Духовной Академии по благословению Святейшего Патриарха Алексия I 1 (14) декабря - в день Небесного Покровителя Святителя святого, праведного Филарета Милостивого - "Филаретовские вечера". Вечера эти проходили в доброй семейной обстановке с непременным участием в них самого Патриарха. Каждый раз Его Святейшество выступал со словом, в котором с большой любовью к Святителю и теплотой сообщал о нем что-то новое, святое. Мы все больше и больше узнавали об этой светлой личности и все больше и больше проникались к ней любовью. Мы чувствовали, что святитель Филарет пребывает в сонме угодников Божиих. Но в те времена о канонизации святителя Филарета в ближайшие десятилетия невозможно было даже подумать. Однако судьбы Божии неисповедимы...
С 29 ноября по 2 декабря 1994 г. в Даниловском монастыре заседал Архиерейский Собор Русской Православной Церкви, на котором в числе прочих деяний было засвидетельствовано самое радостное для Московских духовных школ - святость митрополита Филарета. Незадолго до деяния Собора были открыты останки (ныне святые мощи) Святителя и положены в Духовской церкви на специально уготованном столе перед иконостасом. (Одновременно были открыты из-под спуда и святые мощи митрополита Иннокентия (Вениаминова), а также останки наместника Лавры - духовника митрополита Филарета архимандрита Антония). Сохранился череп, волосы на нем и все прочие косточки. Пока еще не было прославления - я видел.
Но что же побудило меня написать эти строки? Что произошло необыкновенного? - А вот что.
Первое. В четверг, 1 декабря, прочитав лекции, я сразу ушел в город по разным хозяйским делам. Дел было немало, и я рассчитывал вернуться в святую обитель только около 16 часов. Но все шло удивительно быстро, и в 14 часов 53 минуты я уже был в гостинице. Возле дверей меня встретила матушка Анастасия вопросом: "А вы пойдете?" - "Куда?" - в недоумении спросил я. - "На перенесение останков митрополита Филарета из Духовской церкви в Трапезный храм". - "Когда это будет?" - "А вот сейчас, ровно в 15 часов!.." Ничего об этом я не знал, иначе и не пошел бы в город, так как мог там надолго задержаться по самой простой причине - редко ходят автобусы. Могли быть и другие причины задержки. - Все Святитель устроил, вовремя вернул меня в Лавру и вовремя сообщил о своем переселении... Ровно в три часа я уже стоял возле Духовской церкви. Через несколько минут дверь в церковь открылась. Специально прибывшие в Лавру, по указанию Святейшего Патриарха Алексия II, епископ Истринский Арсений и епископ Тихвинский Симон с братией обители отслужили заупокойную литию, и под перезвон колоколов останки митрополита Филарета были перенесены и положены в уготованную раку между двумя боковыми алтарями, после чего была совершена панихида.
Второе. В субботу, 3 декабря, мне нужно было уезжать домой - в Москву. Но опять как будто случайно узнаю от воспитанников первого класса Духовной Семинарии о том, что в 16 часов приезжают с Собора архиереи и будет совершена последняя панихида о приснопамятном Московском Митрополите. - Я это принял опять как зов самого Святителя. Остался... и пережил поистине священные минуты... Панихиду совершил архиепископ Тамбовский и Мичуринский Евгений в сослужении наместника Обители архимандрита Феогноста. Пел студенческий хор под управлением великого мастера своего дела, архимандрита Матфея (Мормыля).
Третье. Я знал, что 4 декабря в Успенском Патриаршем соборе Кремля состоится сам акт канонизации митрополита Филарета. Знал и то, что в Кремль и, соответственно, на богослужение можно попасть только с пригласительным билетом. Достать в Академии его я не смог. И тем не менее, когда воспитанники спросили меня, буду ли я на торжестве канонизации, я ответил: "Уже два раза Святитель позвал меня, и, если ему угодно, позовет и в третий раз". Услышав мои слова, воспитанники улыбнулись. И что же? Возвращаюсь из семинарского корпуса, захожу в гардероб раздеваться, а за мной входит студент первого курса Академии и, передавая пригласительный билет на богослужение в Кремль, говорит: "Из Москвы Вам прислал иеродиакон Вениамин"... И я на канонизации святителя Филарета был! С глубоким волнением я слушал во время малого входа чтение митрополитом Крутицким и Коломенским Ювеналием Деяния Архиерейского Собора: "29 ноября - 2 декабря 1994 г. Свято-Данилов монастырь, г. Москва. Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Освященный Архиерейский Собор Русской Православной Церкви, исследовав жизнь и святительское служение Митрополита Московского и Коломенского Филарета... определяет:
1. Причислить к лику святых...
2. Честные останки... считать святыми мощами.
3. Память его праздновать 19 ноября по Юлианскому календарю..."
Четвертое и на сегодня последнее. Вчера воспитанники первого класса дали мне частички от гроба и облачения Святителя.
Слава Тебе, Господи, слава Тебе!
Святителю отче Филарете, моли Бога о нас!
10 декабря 1994 г.