ДУХОВНОСТЬ И ДУХОВНИЧЕСТВО
Тема моего доклада – духовность
и духовничество или, если предпочитаете,
духовное окормление или душепопечение.
Я хотел бы сначала определить
слово “духовность”, потому что обычно,
когда мы говорим о духовности, мы говорим об
определенных выражениях нашей духовной
жизни, таких как молитва, как
подвижничество; и это ясно из таких книг,
как, например, книги Феофана Затворника. Мне
кажется, однако, надо помнить, что
духовность заключается в том, что в нас
совершает действие Святого Духа, и
духовность не есть то, что мы ею обозначаем
обычно, а эти проявления таинственного
действия Духа Святого.
И это сразу нас ставит по
отношению к духовничеству в очень четкое
положение, потому что тогда речь не о том,
чтобы человека воспитывать по каким-то
принципам и научить его развиваться в
молитве или аскетически по каким-то
трафаретам. Духовничество тогда будет
состоять в том, чтобы духовник, на какой бы
степени духовности он сам ни находился,
зорко следил за тем, что над человеком и в
человеке совершает Святой Дух, возгревал бы
Его действие, защищал против
соблазнов или падений, против колебаний
неверия; и в результате духовническая
деятельность может представиться, с одной
стороны, гораздо менее активной, а с другой
стороны – гораздо более значительной, чем
мы часто думаем.
Раньше чем пойти дальше, я хочу
сказать два слова о том, что духовничество
– не однозначное понятие. Есть, как мне
кажется, три типа духовников.
На самом основном уровне это
священник, которому дана благодать
священства, который в себе носит не только
право, но и благодатную силу совершать
таинства – таинство Евхаристии, таинство
Крещения, таинство Миропомазания, но также
и таинство Исповеди, то есть примирения
человека с Богом. Большая опасность,
которой подвергается молодой неопытный
священник, полный энтузиазма и надежды,
состоит в том, что подчас молодые люди,
выходящие из богословских школ, воображают,
будто рукоположение наделило их и умом, и
опытностью, и “различением духов”, и
делаются тем, что в аскетической литературе
называли “младостарцами”; то есть, не
обладая еще духовной зрелостью, не обладая
еще даже тем знанием, которое дает просто
личный опыт, они думают, что их научили
всему, что может им помочь взять кающегося
грешника за руку и повести от земли на небо.
И, к сожалению, это случается
слишком часто, и во всех странах: молодой
священник, в силу своего священства, но не
потому, что он духовно опытен, и не потому,
что Бог его к этому привел, начинает
руководить своими духовными детьми “указами”:
этого ты не делай; это ты делай; такую-то
литературу не читай; в церковь ходи; отбивай
поклоны... И в результате получается некая
карикатура духовной жизни у его жертв,
которые делают всё, что, может быть, и делали
подвижники, – но те-то делали это из
духовного опыта, а не потому что они
дрессированные животные. А для духовника –
катастрофа, потому что он вторгается в
такую область, в которую у него нет ни права,
ни опыта вторгаться. Я настаиваю на этом,
потому что это насущный вопрос для
священства.
Старцем можно быть только по
благодати Божией, это харизматическое
явление, это дар; и научиться быть старцем
нельзя, так же как нельзя выбрать своим
путем гениальность. Мы все можем мечтать о
том, чтобы быть гениальными, но мы отлично
понимаем, что Бетховен или Моцарт, Леонардо
да Винчи или Рублев обладали такой
гениальностью, которой нельзя научиться ни
в какой школе, и даже нельзя научиться
длительным опытом, но которая является
Божественным даром благодати.
Я настаиваю на этом, может быть,
слишком долго, потому что мне кажется, что
это насущная тема – в России, возможно,
больше, чем на Западе, потому что роль
священника в России гораздо больше
центральна. И часто молодые священники –
молодые или по возрасту, или по своей
духовной зрелости или незрелости – “управляют”
своими духовными детьми вместо того, чтобы
их взращивать.
Взращивать – это значит
относиться к ним и поступать с ними так, как
садовник относится к цветам или к растениям:
надо знать природу почвы, надо знать
природу растения, надо знать условия, в
которые они поставлены, климатические или
другие, и только тогда можно помочь – и
это всё, что можно сделать – помочь этому
растению развиться так, как ему свойственно
по его собственной природе. Ломать человека
для того, чтобы его сделать подобным себе – нельзя.
Один духовный писатель
Запада сказал: духовное чадо можно привести
только к нему
самому, и дорога
внутрь его жизни бывает иногда очень долгая...
В житиях святых можно увидеть, как большие
старцы это умели делать, как они умели быть
собой, но прозреть в другом человеке его
исключительное, неповторимое свойство, и
дать этому человеку, и другому, и третьему
возможность быть тоже самими собой, а не
репликами этого старца или, еще хуже, его
трафаретным повторением.
Пример этому в истории Русской
Церкви – встреча Антония и Феодосия
Печерских. Феодосий был воспитан Антонием,
и, однако, их жизнь ничего общего не имеет в
том отношении, что Антоний был отшельником,
а Феодосий – основоположником общего жития.
Казалось бы – как мог Антоний приготовить
его делать то, чего он сам не стал бы делать,
и воспитать его таким человеком, каким он
сам не хотел быть и к чему Бог его самого не
призывал? Мне кажется, тут надо очень зряче
различать между нашим желанием сделать
человека подобным себе и желанием сделать
его подобным Христу.
Старчество, как я сказал, это
благодатный дар, это духовная гениальность,
и поэтому никто из нас не может думать о том,
чтобы вести себя подобно старцам. Но есть
еще промежуточная область – это отцовство.
И опять-таки, слишком часто молодой – и не
такой молодой – священник, только потому,
что его называют “отец такой-то”,
воображает, что он не просто исповедальный
священник, а действительно “отец”, в том
смысле, в котором Павел говорил, что
пестунов у вас много, но я родил вас во
Христа; и то же самое в свое время говорил
святой Серафим Саровский. Отцовство
заключается в том, что какой-то человек – и
это может быть даже не священник – родил к
духовной жизни другого человека, который,
вглядевшись в него, увидел, как старое
присловье говорит, в его глазах и на его
лице сияние вечной жизни и потому мог к нему
подойти и просить быть ему наставником и
руководителем.
Отца отличает также то, что он как
бы одной крови, и в духовной жизни – одного
духа со своим учеником, и может его вести,
потому что между ними есть истинное, не
только духовное, но и душевное созвучие, Вы,
наверное, помните, как в свое время
египетская пустыня была перенаселена
подвижниками и наставниками, и, однако, люди
не выбирали себе наставника по признаку его
выдающейся славы, не шли к тому человеку, о
котором говорилось больше всего хорошего, а
находили такого наставника, которого они
понимали и который их понимал.
И это очень важно, потому что
послушание не в том, чтобы делать слепо то,
что говорит некто, имеющий над вами или
материально-физическую, или душевно-духовную
власть; послушание заключается в том, что
послушник, выбрав себе наставника, которому
он верит безусловно, в котором он видит то,
что он сам ищет, вслушивается не только в
каждое его слово, но вслушивается и в тон
голоса, и старается через все проявления
личности наставника и все проявления его
духовного опыта перерасти самого себя,
приобщиться к этому его опыту и стать
человеком, который уже вырос за предел той
меры, которой он мог бы достичь своими
собственными усилиями. Послушание – это
раньше всего стремление слушать, и слышать
не только умом, не только ухом, но всем
существом, открытым сердцем, благоговейным
созерцанием духовной тайны другого
человека.
А со стороны духовного отца,
который вас родил или который вас воспринял
уже рожденными, но может быть отцом для вас,
должно быть глубокое благоговение к
тому, что в вас совершает Святой Дух.
Духовный отец – так же, собственно, как
любой добросовестный приходской священник
– должен быть в состоянии (и это порой
дается ценой усилия, вдумчивостью,
благоговейным отношением к тому, кто к нему
приходит) видеть в человеке ту красоту
образа Божия, которая никогда не отнимается;
если даже человек поврежден грехом,
духовник должен видеть в нем икону, которая
пострадала от условий жизни, или от
человеческой небрежности, или от кощунства;
видеть в нем икону и
благоговеть перед тем, что осталось от этой
иконы, и ради этой божественной красоты,
которая в нем есть, работать над тем,
чтобы устранить все, что уродует этот
образ Божий. Отец Евграф Ковалевский,
будучи еще мирянином, как-то мне сказал:
когда Бог смотрит на человека, Он не видит в
нем ни добродетелей, которых может и не быть,
ни успехов, которых он не имеет, но Он видит
незыблемую, сияющую красоту Собственного
Образа... И вот, если духовник не способен
видеть в человеке эту извечную красоту,
видеть в нем уже начинающееся свершение его
призвания стать по образу Христа
богочеловеком, то он не может его вести,
потому что человека не строят, не делают, а
ему помогают вырасти в меру собственного
его призвания.
И тут слово “послушание”, может
быть, следует немножко уяснить. Обыкновенно
мы говорим о послушании как о подчиненности,
подвластности, а подчас и порабощении
духовнику или тому, кого мы назвали –
совсем напрасно и во вред не только себе, но
и священнику – духовным отцом или своим
старцем. Послушание же заключается именно в
том, что я сказал выше: в слушании всеми
силами души. Но это обязывает в равной мере
и духовника, и послушника; потому что
духовник должен прислушиваться всем своим
опытом, всем своим существом и всей своей
молитвой, и скажу больше: всем действием в
нем благодати Всесвятаго Духа, к тому, что
совершает Дух Святой в человеке,
который ему доверился. Он должен уметь
проследить пути Духа Святого в нем, он
должен благоговеть перед тем, что Бог
совершает, а не стараться воспитать либо по
своему образцу, либо по тому, как ему
кажется, человек должен бы развиться, как “жертва”
его духовного водительства.
И с обеих сторон это требует
смирения. Ожидаем мы легко смирения со
стороны послушника или духовного чада; но
сколько смирения нужно священнику,
духовнику для того, чтобы никогда не
вторгаться в святую область, чтобы
относиться к душе человека так, как Моисею
приказал Бог отнестись к той почве, которая
окружала купину неопалимую. И каждый человек
– потенциально или реально – уже является
этой купиной; и всё, что его окружает, это
почва святая, на которую духовник может
ступить, только иззув свои сапоги, никогда
не вступить иначе, чем как мытарь, стоящий у
притолоки храма, глядящий в храм и знающий,
что это область Бога Живого, место святое, и он не имеет права войти
туда иначе, как если Сам Бог велит или Сам
Бог подскажет, какое действие совершить или
какое слово сказать.
Одна из задач духовника в том,
чтобы воспитать человека в духовной
свободе, в царственной свободе чад Божиих, и
не держать его в состоянии инфантильности
всю жизнь: чтобы он не прибегал всегда по
пустякам, пусто, напрасно к своему
духовному отцу, а вырос в такую меру, когда
он сам научится слышать то, что Дух Святой
глаголет неизреченными глаголами в его
сердце.
И если подумать о том, что значит
смирение, можно обратиться к двум коротким
определениям. Первое – “смирение” по-русски
это состояние примиренности, когда человек
примирился с волей Божией, то есть отдался
ей неограниченно, полностью, радостно, и
говорит: “Делай со мной, Господи, что хочешь!”
– но в результате примирился и со всеми
обстоятельствами собственной жизни: всё –
дар Божий, и доброе, и страшное. Бог нас
призвал быть Его посланниками на земле, и Он
нас посылает туда, где мрак, чтобы быть
светом; где безнадежье – чтобы быть
надеждой; где радость умерла – чтобы быть
радостью. И наше место не просто там, где
покойно, в храме, или при совершении
литургии, когда мы защищены взаимным
присутствием, а там, где мы стоим в одиночку,
как присутствие Христово во мраке
обезображенного мира.
Если подумать затем о латинских
корнях смирения, то humilitas происходит от
слова humus, обозначающего плодородную землю.
Подумайте – об этом тоже пишет Феофан
Затворник, – что представляет собой земля:
она лежит, безмолвная, открытая,
беззащитная, уязвимая, перед лицом неба; она
принимает от неба и зной, и лучи солнечные, и
дождь, и росу, но она принимает также то, что
мы называем удобрением – то есть навоз,
отбросы, всё, что мы в нее кидаем, – и что
случается? – она приносит плод, и чем больше
она выносит того, что мы душевно называем
унижением, оскорблением, тем больше она
приносит плода.
И вот смирение – это раскрыться
перед Богом так совершенно, чтобы никак
против Него, против воздействия Святого
Духа или против положительного образа
Христа, Его учения не защищаться и быть
уязвимыми для благодати, как в греховности
нашей мы уязвимы бываем от рук человеческих,
от острого слова, от жестокого поступка, от
насмешки, – и отдать себя так, чтобы по
нашему собственному желанию Бог имел право
совершить над нами, что бы Он ни захотел:
всё принимать, открываться, и тогда дать
просто Святому Духу нас покорить.
Мне кажется, что если и духовник
будет учиться смирению в этом смысле:
видеть в человеке извечную красоту, и знать
свое место (а это место такое дивное, такое
святое: место друга жениха, которому
невеста – не его невеста, но который
поставлен обречь встречу жениха и невесты),
тогда духовник может действительно быть
спутником своего духовного чада, идти шаг
за шагом с ним, оберегая его, поддерживая
его и никогда не вторгаясь в область
Святого Духа; и тогда духовничество
делается частью той духовности и того
возрастания в святость, к которой каждый из
нас призван и которую каждый духовник
должен помочь своим духовным детям
совершить.
Но где искать духовников? Беда в
том, что старцев, даже духовников, нельзя
искать, потому что мы можем обойти весь мир
и не найти; но опыт подсказывает, что иногда
Бог нам посылает нужного человека в нужную
минуту хоть на короткий срок. И он тогда
вдруг делается для нас тем, чем старцы были
в продолжительном отношении. Знаете, я
часто думаю, что мой как бы небесный
покровитель – валаамова ослица, которая
заговорила и сказала пророку то, чего он сам
видеть не мог, в том смысле, что так часто ко
мне приходит человек, и я не
знаю, что ему ответить, и вдруг нечаянно
скажу что-нибудь – и оказывается правильно.
И я думаю, что в такой момент Бог тебе дает
слово; но рассчитывать на то, что твой опыт,
твоя начитанность тебе даст возможность
это всегда делать, невозможно, и поэтому
приходится очень часто благоговейно
промолчать, а потом сказать человеку:
знаешь, я сейчас не могу тебе ответить... И у
нас есть замечательный пример в жизни
Амвросия Оптинского; к нему приходили люди,
прося совета, он их заставлял два-три дня
ждать; и в одном случае купец пришел,
говорит: мне надо возвращаться, у меня лавка
закрыта, а ты мне ответа не даешь... И
Амвросий ему ответил: не могу тебе ничего
сказать! Я спрашивал ответа у Божией Матери,
и Она молчит... И я думаю, что и мы могли бы
сказать: я мог бы тебе от ума, от книг, от
рассказов что-то сказать, но это было бы
нереально, – и вот я не могу тебе ничего
сказать. Молись, я буду молиться, если что-нибудь
мне Бог на душу положит, я тебе напишу, я
тебе скажу – и человек относился бы тогда к
слову, которое ты
скажешь, когда ты говоришь его, совсем иначе,
чем когда на все случаи жизни у тебя
прописные истины, потому что все наизусть
знают твои прописные истины: единственный
вопрос в том, что он не знает, которая к нему
относится вот сейчас.
Теперь я хочу пояснить, что когда
я говорил о гениальности, я не говорил ни о
священстве, ни даже о категории духовного
отцовства, а специально и исключительно о
старчестве. И я употребил слово “гениальность”,
потому что в области разговорного языка оно
выражает то, что можно
назвать иначе “благодатность”. В области
мирской это гениальность музыкальная,
артистическая, математическая – это нечто,
чего мы не можем достигнуть никакими
собственными усилиями. Поэтому я говорил не
о священстве вообще, и, конечно, не думал порочить приходского
священника, самого молодого, простого, но
искреннего, который делает свое
священническое дело, исповедуя людей,
делясь с ними тем, чему он научился от отцов
Церкви, от богословов, от собственного
духовника, от окружающей его христианской
молитвенной среды. Это драгоценная вещь. Но
есть момент, который меня немножко смущает:
это то, что некоторые священники – и чем
больше они духовно неграмотны и незрелы (это
относится также и к мирянам, но сейчас я бью
по священникам, потому что они “профессионалы”),
тем легче они думают, что как только они
облечены в рясу, надели епитрахиль, они
будут говорить от Бога. Я помню очень
уважаемого человека, которого сейчас
многие считают великим старцем на земле,
который мне говорил: я больше не молюсь,
когда люди ставят мне вопрос, потому что так
как после молитвы я говорю Святым Духом, то
если они не исполнят точно то, что я скажу,
они грешат против Духа Святого и им нет
прощения... Вот это я имел в виду; это,
конечно, слава Богу, крайность. И я в ужасе,
что человек может думать, что потому что он
трижды сказал: “Господи, просвети мой ум,
еже помрачи лукавое похотение”, то
следующие его слова будут просто
пророчеством от Бога.
И я думаю, что тут просто
элементарный разум играет роль: можно
говорить о том, что ты знаешь достоверно.
Скажем, беря пример громадного масштаба:
святой апостол Павел мог говорить с
совершенной достоверностью и уверенностью
о том, что воскрес Христос, потому что он
встретил живого, воскресшего Христа на пути
в Дамаск; о некоторых других вещах он
говорил не из такого первичного опыта.
Другие люди также обладают определенным
опытом, меньшего масштаба, может быть,
меньшей силы, но о котором они могут
говорить: “Да, я знаю достоверно” – как
один безбожник, обратившийся к Богу,
написал во Франции книгу под названием “Бог
существует, я Его встретил”.
Священник – и мирянин – могут
также говорить из опыта церковного,
которому они причастны, даже если не
обладают им полностью; потому что имея
общие с другими некоторые опытные
предпосылки, они могут прислушиваться к
опыту других, опыту, который еще не стал
полностью их опытом, но когда это нужно
другому, они могут сказать: это – правда,
потому что это говорит Церковь, и я знаю из
недр церковных больше, чем я знаю из
собственного опыта... И, наконец, есть вещи, о
которых мы можем говорить только потому,
что их нам открыл Господь.
|