О ЦЕРКВИ
Один важный момент христианства
– то, что Сам Христос ничего не написал.
Евангелие, которое у нас есть, это память
Церкви, память самых близких учеников
Христа о том, что они пережили, чему
научились, общаясь с Ним; но Сам Христос не
оставил за Собой книгу, как оставляли
многие другие учители. Что же Он за Собой
оставил? Знаем ли мы с достоверностью, что
Он говорил, чему учил, каков был Его образ?
Да, знаем, и гораздо надежнее, чем если бы у
нас была книга, в которую мы “вчитывали” бы
то, что нам хочется в ней увидеть, как мы
постоянно делаем, читая произведения
разных писателей: мы видим себя в них и
воспринимаем книгу только в меру своего
понимания. Христос не оставил книги, но
оставил живое общество, которое называется Церковью
и которое Его лично знает.
Я говорю “знает”, а не только “знало”,
потому что из столетия в столетие все те,
кто стал верующим, это люди, так или иначе
встретившие Христа, и они могут повторить
слова одного из Посланий апостола Иоанна: О
том, что мы слышали, [...] что
видели своими очами, что рассматривали, и
что осязали руки наши [...],
возвещаем вам (I Ин. 1:1-3);
мы говорим о том, что для нас абсолютно
несомненная реальность в пределах нашего
опыта. Это из столетия в столетие случается
с бесчисленным количеством людей. И надо
помнить, что Церковь – не просто сообщество
людей, объединенных, как говорится в Катехизисе,
догматами, священноначалием и таинствами.
Конечно, все это есть в Церкви и является
как бы составной частью ее, но есть в Церкви
и другая сердцевина: встреча, – встреча
лицом к лицу со Христом. Эта встреча может
быть потрясающая или может произойти
исподволь, едва заметно, но она всегда
должна осуществиться, чтобы человек мог
сказать: “Я – верующий”.
Но тут есть момент, который мне
кажется очень важным. Вера, то есть опыт
встречи с Богом невыразим. Передать то, что
случилось, невозможно; на человеческом
языке можно выразить только то, что
доступно языку, нашему восприятию. Я вам
расскажу откровенно, хотя, может быть,
некстати, что со мной случилось, и потом
перейду к вопросу о том, как вера может
найти себе выражение.
Я родился до первой мировой войны.
Мой опыт жизни заключает все трагические
годы жизни России и заграничной эмиграции.
Обстоятельства были такие, что я никакого
церковного или даже просто христианского
учения не слышал. В эмиграции я жил в
закрытой школе, выходил из нее только на
несколько часов в воскресенье; тогда было
не до того, чтобы меня учить, – тогда меня
надо было утешить, обрадовать. И поэтому я о
Боге никаких понятий не имел. Я знал, что мои
родители верят в Бога, но кроме этого не
знал ничего. И так длилось довольно долго. Я
поступил мальчиком в русскую молодежную
организацию. Там был отец Георгий Шумкин, о
котором я говорил в прошлой
беседе; он передо мной открыл таинство
всепобеждающей любви, – любви, которая
может ликовать или быть крестной мукой. Но
это я воспринял только как его личное,
непонятное мне свойство. Потом прошли годы.
О Боге я слышал, но не интересовался Им.
И вот раз во время игры в волейбол
к нам, мальчикам лет четырнадцати, подошел
наш руководитель и сказал: “Вот, ребята, мы
пригласили священника провести с вами
беседу, потому что наступает Страстная
седмица, идите в зал”. Все отказались, я в
том числе особенно резко. Другие были
сколько-то церковны, а я никакого
представления об этой области не имел и
ответил, что я ни в Бога, ни в священников не
верю и никакого желания не имею куда-то идти
учиться тому, что мне совершенно не нужно.
Руководитель мой был умный, он не сказал,
что это будет хорошо для моей души, – я бы
ему ответил, что у меня души нет, поэтому мне
не нужен и священник. Руководитель мне
сказал: “Ты себе представь, чтó разнесет
по Парижу этот священник, если никто из вас
не пойдет на его беседу! Я тебя не прошу
слушать, ты пойди, сядь в угол и думай свои
мысли”. Я решил, что из лояльности к
организации могу это сделать; пошел, сел в
угол и собирался думать свои думы. Но к
моему несчастью (а может, счастью) оказалось,
что священник говорил слишком громко и мне
мешал думать; а то, чтó он говорил, начало
меня возмущать в такой степени, что я стал
прислушиваться. Нас тогда готовили к тому,
чтобы с мечом в руках возвратиться и
спасать Россию от большевизма, а он плел нам
о Христе, – о смирении, о терпении, о
кротости, о всех добродетелях, до которых
нам никакого дела не было, потому что они
никакой, как нам казалось, пользы не
принесли бы нашему делу. Я слушал с
возрастающим возмущением; когда он кончил
свою беседу, я не
вернулся на поле игры, а помчался домой и
попросил мать дать мне Евангелие, потому
что мне хотелось лично удостовериться. Я
помню свои слова ей: “Я хочу проверить,
потому что если в Евангелии сказано то, что
этот священник говорит, я кончил с Богом,
кончил со Христом и выкину свой крестильный
крест”. Раньше чем читать, поскольку я был
мальчик разумный, я вспомнил, как батюшка
говорил, что есть четыре Евангелия; из этого
я заключил, что одно должно быть короче
других, и если уж терять время на чтение
Евангелия, давай-ка прочту самое короткое. И
тут я попался – не батюшке, а Богу, потому
что начал читать Евангелие от Марка,
которое было предназначено для таких
мальчиков, как я, для дикарей. Я начал читать,
и между первой и третьей главой, которые я
читал медленно, потому что не привык к
устарелому языку даже русского перевода,
вдруг почувствовал, что по ту сторону стола,
за которым я читаю, стоит живой Христос. Я
Его не увидел, я не обонял ничего, не слышал
ничего. Я откинулся на своем стуле, убедился,
что это не видение, не галлюцинация, а
совершенно простая уверенность, что Он тут
стоит. И тогда я подумал: если это так, то все,
что сказано о Нем, должно быть, правда; если
Он умер и теперь живой, значит, Он – Тот, о
Котором говорил отец Сергий...
Я начал читать Евангелие уже
вразбивку, и несколько вещей меня тогда
особенно поразили. Я привык рассматривать
жизнь как джунгли, всякий человек был для
меня опасностью, врагом; чтобы выжить в
джунглях ранней эмиграции, надо было
окаменеть, стать твердым, непроницаемым. И
вдруг я вижу, что в Евангелии от Матфея
сказано: Бог повелевает солнцу Своему
восходить над злыми и добрыми (см. Мф. 5: 45).
Я подумал: если Бог любит и добрых, и злых, а
я хочу быть с Богом, то должен тоже начать
любить не только добрых, которые меня любят
и ко мне хороши, но и злых, которых я так
боюсь и до сих пор ненавидел. Я задумался
над этим и решил: хорошо; что бы люди мне ни
делали, я их буду любить ради того, чтобы
остаться со Христом; пусть они меня хоть
кипятком ошпаривают, я все равно не
откажусь от этой любви... На следующий день,
когда я вышел на улицу, я смотрел на толпу
людей, которая устремлялась на вокзал (мы
тогда жили за городом) и думал: Бог их всех
сотворил, Он всех любит, и я всех буду любить...
Это было мое первое впечатление. До конца
выразить я это не могу; я могу лишь описать в
таких бедных словах то, как это сказалось,
но передать, чтó произошло в моей душе от
того, что я вдруг оказался лицом к лицу со
Христом, я никоим образом не могу.
Что же это значит? Это значит, что
вера, по слову Апостола, есть уверенность
в невидимом (Евр. 11:1). Христа я не видел, но
я Его встретил, и абсолютно уверен в этом до
сих пор, спустя почти восемьдесят лет, как я
был уверен тогда.
Но потом мне пришлось выражать
свою веру, передавать ее. И много лет спустя
мне попала книга святого Макария
Египетского, где он делает различие между
опытом веры и выражением его на словах. Он
говорит: представьте себе, что темной ночью
вы лежите в челноке, который несет река или
море. Над вами бездонное небо, звезды, вас
качает вода, и вы всем существом
переживаете это баюкание. А потом
начинается отлив, и ваш челнок садится на
песок. В тот момент вы уже не чувствуете
убаюкивающего качания челнока, но во всем
вашем существе оно продолжает
присутствовать. Вы
знаете, что оно было, вы все еще чувствуете
его в себе. Это и есть момент, когда из опыта
веры мы можем перейти в ее выражение, можем
начать говорить о том, что пережили всем
телом, всей душой.
И это очень важный момент в
Церкви. Все апостолы, все святые, все
грешники, которые когда-либо прикоснулись
хоть края ризы Христовой, могут сказать:
в тот момент что-то со мной случилось, в тот
момент я что-то пережил, почувствовал, и
могу попробовать вам это передать как-то
косвенно... А что значит “косвенно”? Мы все
умеем говорить, но передать – как возможно?
Неужели человек просто поверит мне или кому-нибудь
из нас, потому что мы скажем: “Это со мной
случилось”? А может, ты врешь, может, ты
ошибаешься, может, тебе показалось. Как это
объяснить?..
И вот тут мне вспоминается
рассказ из Евангелия о том, как Христос
явился после Своего Воскресения десяти
ученикам (Иуда уже умер, а Фомы с ними не
было). Они встретили Христа и возликовали о
том, что Он жив, что смерть над Ним не имеет
власти, что Он победил зло, смерть; победа
принадлежит Ему. А потом вернулся Фома, и
остальные ему начали рассказывать о том,
что видели воскресшего Христа. Он окинул их
взором и ответил: Если не вложу перста
моего в раны от гвоздей, не поверю (Ин. 20
:25). Почему? Потому что, глядя на них, он
увидел, что с ними ничего решительного не
случилось. Да, они ликовали, но остались
теми же самыми учениками, какими были
раньше. Преображения в них Фома не увидел.
Это преображение случилось позже, когда они
приняли дар Святого Духа. Но до того Фома не мог поверить их словам,
потому что не увидел в них решительной и
решающей перемены.
И вот это случается с нами
постоянно. Между нами, грешниками, которые
иногда светим малым светом, как свечка
может гореть на чердаке, и святыми, которые
сияют, как святой Серафим Саровский просиял
перед глазами Мотовилова, разница, конечно,
колоссальная. Но если человек может через
нас, в нас увидеть какой-то свет, если он,
глядя на нас, увидит, что мы не такие, какие
все люди, что из нас льется свет вечной
жизни, тогда он может поверить нашему слову,
вернее, даже не слову, – поверит нам.
Один христианский писатель говорит, что
между неверующим и верующим должна быть
такая же колоссальная разница, как между
изваянием, статуей и живым человеком.
Статуя может быть прекрасна, прекраснее
всякого человека, но она остается деревом
или камнем. Человек может быть и невзрачен,
но в нем что-то сияет Божественным светом. И
этот писатель говорит, что когда неверующий
встречает верующего, он должен бы
остановиться и воскликнуть: “Что случилось?
Я ожидал встретить статую, а передо мной
статуя, которая ожила, она живая, движется,
она мне передает нечто, чего я никогда
раньше не видел!”
Вот это – существо Церкви в
личности каждого человека, по мере его
приближения ко Христу, приобщения Христу,
принятия Святого Духа, в этом разница между
человеком верующим – и неверующим, чуждым
Церкви. Но “чуждый” человек тоже является человеком
в полном смысле слова. Это человек, который,
как сухие дрова, ждет момента, когда искра
падет, и он сам загорится. Он не “обесчеловечен”
своим неверием, это человек, который еще не
нашел полноты жизни. И нам, верующим, нам,
которые встретили Бога и Христа, надлежит
сиять таким светом, излучать такой свет, –
не обязательно слепящий, может быть, свет
малой свечки, который заставил бы
встречающих нас сказать: “В этом человеке
есть нечто, чего никогда раньше и ни в ком я
не встречал!”.
Это – существо Церкви, это – ее
настоящая природа. Церковь тогда делается
тем, чем она по существу является: телом
Христовым, то есть продолжением через
тысячелетия и века воплощенного
присутствия Бога, плотью Сына Божия,
предлагаемой нам в Таинствах, и
присутствием Святого Духа. Церковь –
явление Христа, явление Святого Духа,
явление вечной жизни. Церковь – место, где
Бог и человек соединены, место, где Бог
может встретить чуждого до сих пор Ему
человека; и самое чудо этой встречи. Вот чем
является Церковь.
|