Интервью с рок-музыкантом Константином Кинчевым
"МЫ – ПРАВОСЛАВНЫЕ"
По материалам сайта Сретенского монастыря www.pravoslavie.ru
– Как известно, в рок-тусовке про музыкантов всегда ходит множество
различных слухов и сплетен. Одна из наиболее известных историй – про Цоя: что
он живет на неком таинственном острове, решив таким образом уйти от мира. Про
Вас же существует такая легенда: что Вы стали христианином после того, как,
приехав на Святую Землю в паломничество, подошли к горе Фавор, и Вас туда не
пустило. Это Вас так потрясло, что Вы все бросили (даже рок) и круто изменили
свою жизнь. Действительно ли это так?
– Да нет, к сплетням надо относиться как к сплетням. В любой сказке есть
доля правды и доля вымысла. А мифология народная на этом и базируется, и таким
образом мифы и легенды появляются на свет. К определенным ситуациям, которые
действительно имели место, приплетается еще что-то такое, чего и быть не
могло. Действительно, получилось так, что после того, как я впервые побывал в
Иерусалиме, я принял крещение, чему несказанно рад. Удивительное состояние
было в Гефсиманском саду – там такое звездное небо. Я перелез через ограду, и
мысли шальные меня посетили: "Вот здесь бы остаться, и ничего мне больше не
надо". А насчет того, что я бросил рок, знаете, давайте я дам Вам послушать новые
песни. Они войдут в следующий альбом...
"...Рождество. Снег. Чистым январем духом
воспрять. От всенощной выйти другим Снегом скрипеть до
рассвета.
Да любовь нести прямо к весне, Солнце вместе с нею
встречать. Благодарить песней этой СЛОВО".
|
(Екатеринбург. 22.12.1997.)
|
– Эти песни, они другие, не правда
ли?
– Не другие, они такие же, просто каждому возрасту свои
песни.
– Когда я бывала на рок-концертах, бывало стоишь и смотришь, как
молодежь воспринимает музыку: она вопит, кричит, свистит... Один раз я
выходила из зала, и сзади меня один подросток говорит другому: "Ну, наорался,
даже горло болит, теперь я, наверное, целую неделю говорить не смогу". Так не
обидно ли свои песни, в которые вкладываешь душу, петь в таких
аудиториях?
– Нет, не обидно. Я к своей профессии отношусь со всем пониманием этой
профессии, со всем вытекающим негативным и позитивным. Такая аудитория, и
замечательно, что она такая. Вот человек после концерта домой придет, вдруг он
захочет и дома послушать, а когда дома послушает – может хоть в чем-то
разберется. Моя задача – поменьше путать сознание молодежное, то есть всех
тех, кто меня слушает. То есть, сжато и концентрированно доносить свою идею,
мысль, которую я хочу сказать в той или иной песне. До конца ее
расшифровывать, я естественно не буду, поскольку это будет отталкивающая
агитация, что на мой взгляд не нужно в той области, в которой я занимаюсь.
– А меняется ли каким-то образом Ваша аудитория?
– Нет, не меняется, и не будет меняться. Потому что молодежь ищет вольной
радости. Потому что люди повзрослее, они уже относятся ко всему
повнимательнее, даже по той причине, что не хватает времени, а дети – они
свободны, и им хочется в этой вольной радости купаться. Поэтому за пятнадцать лет творчества нашего (нет, творчество плохое слово),
за пятнадцать лет нашей трудовой деятельности...
– Может,
работы?
– Да работой я это тоже не могу назвать, потому что работа – утомительный и
томительный труд, а у нас труд – приносящий радость. Так вот, за эти
пятнадцать лет наша аудитория в возрастном качестве совершенно не изменилась,
и так уже и будет продолжаться. Другое дело, что когда мы собирались в прошлом году на юбилейный концерт, в
зале спорткомплекса Олимпийский, который вмещает в себя 18 тысяч человек,
пришли все те, кто в свое время фанател на "Алисе", и тогда разброс был
значительный – от 40 и до...
– Насколько я помню, концерт был на первой
неделе Великого поста?
– Ну, как-то вот, так... Да сейчас Рождественский пост начнется, – я все
равно буду ездить с концертами. Я понимаю, что это грех, но жить-то и
зарабатывать надо... Уже на страстную седмицу мы не играем. А тут опять попали
на Успение, играли 28 августа. Соответственно, и на Рождественский пост с
Нового года играть не будем. Вот как-то так я для себя решил. Это же все такие бесовские игры со мной происходят, что доказывает мое
небрежное отношение.
– Ну, если так рассуждать, может, лучше вообще
рок-музыку не играть, да и вообще никакую?
– Лучше играть рок-музыку... Покуда я неофитствовал (да я, наверное, и до
сих пор в этом состоянии нахожусь, но все же как-то поспокойнее стал), меня
очень мучил этот вопрос: играть-не играть, и понял, что надо играть.
– Почему?
– Потому что это мое дело, и в этом деле я, посмею сказать, кое-что
понимаю. Я, благодаря этому делу, не стал на преступный путь. Дарован мне этот
талант, – значит вот этот талант и надо развивать, а не в сторону вести.
Другое дело, что это сложно и не всегда получается. Я считаю, что не
существует плохих профессий, существуют люди хорошие и плохие в этих
профессиях. Хотелось бы быть хорошим...
– В прошлом году у вас были
совместные гастроли с группой "Агата Кристи". Говорят, что они
сатанисты?
– Да, говорили, что они сатанисты, а на самом деле Глеб Самойлов –
православный христианин. Опять же, будет, наверное, как похвальба звучать, но,
видимо из общений тесных он принял решение стать православным. Вот почитайте
его интервью в Интернете...
И опять же я говорю: не существует плохих и хороших профессий. И я
полностью согласен с мыслью, которую озвучивает дьякон отец Андрей Кураев, что
не человек приходит к Богу, а Бог приводит человека. На самом деле ведь здесь очень простой подход. Все люди стараются уличить: а вот это как? А вот это что? Почему? Не задумываясь ни о чем, они начинают
судить, и сплошь и рядом идет вот этот суд.
– Что касается Вашей точки
зрения на профессию, как бы Вы отнеслись к тому, что Ваша дочь стала бы
рок-музыкантом?
– Так я же не считаю, что моя профессия плохая. Дело в том, что любой труд
– он от Бога. Важно только в этом труде себя не потерять.
– Конечно, но
рок-музыка может нести в себе разное.
– Бесспорно. А медицина, Вы думаете, не может нести разное людям? Ведь есть
врачи-убийцы, понимаете? А халатность?
– Но если что-то произойдет у
врача – это все же единичный случай, а на рок концерт приходят тысячи
подростков...
– Ну хорошо, возьмем учителей, возьмем профессию учителя. Вот где
ответственность. Он сразу может уничтожить очень много душ. Все зависит от
ответственности самого персонажа, который стоит на этом деле. А писатель, представляете? Вот сейчас увлечение повальное
Пелевиным...
– А в чем же его-то вред?
– Да в том, что он сродни тем писателям-сатирикам, которые с экранов
телевизоров хохмочки свои откидывают, но степень таланта иная. Он
действительно талантливый человек, и, соответственно, степень ответственности
велика. В его произведениях нет ничего созидательного, там очень талантливо
показывается весь развал и разрушение человеческого сознания. Страдает он от
этого не больно-то уж, ему это забавно, но он не понимает, что это разрушение
присутствует и в нем. В этом и есть его вред. Но это опять-таки мое
восприятие, и я его никому не навязываю.
– А Ваша собственная
ответственность за Ваши песни?
– А как велика ответственность токаря-фрезеровщика на заводе ядерных бомб?
Заклинило нестандартную боеголовку в запале – и все... Все должны быть на
своем месте мастерами. А ответственность священника какова? Вы представляете?
Это Вам не рок-певец. А Вы можете, положа руку на сердце, сказать, что каждый
священник соответствует в своей профессии именно той, необходимой, степени
ответственности? Все зависит именно от самого человека. В рок музыке, бесспорно, есть
персонажи стремные, а есть вполне достойные.
– Вы, несомненно, знаете, что у католиков и протестантов есть целый
пласт христианской музыки. Такой вид творчества совершенно не популярен,
начисто отсутствует и даже отвергается православными. По-Вашему, нужны ли
такие песни молодежи и, в частности, православной молодежи?
– Вся та цивилизация, которую создал протестантский мир, мне глубоко
противна и неприятна. Сама цивилизация. Я и Америку очень не люблю, мне
кажется, в Америке наиболее христианский поступок – обличение той среды,
которая воспитана в "домиках". Поэтому Мерлин Мэнсон, восстающий против всего
обывательского и фальшивого, более искренен и ближе Богу (я могу ошибаться,
так как не знаю, как Господь рассудит), нежели те проповедники, которые
внедряются сейчас в нашу страну.
– Но в данном случае я имею в виду те песни, которые придумывает
молодежь, ведь существуют даже христианские рок-группы. Вот многим детям
скучно и неинтересно выучить молитву, а спеть песенку про то, как "Бог
возлюбил и тебя, и меня" очень даже приятно.
– Но ведь это не затрагивает душу и не работает на воспитание духа твоего.
У меня дети ходят в церковь и в воскресную школу. Маша после поездки в
монастырь вообще с молитвословом засыпала, что не мешает ей слушать и
рок-музыку.
– А если бы она пришла домой и включила кассету с какими-то
христианскими песнями?
– Вряд ли она будет это делать. Понятно, что Бог везде, но такие песни, по
сути, уводят от Бога. Получается Боженька какой-то, сусальность некая. Они
получают в храме нужную строгость от хороших батюшек. В общем-то, они должны
бояться...
– Так могут или не могут наши дети петь подобные
песенки?
– Могут, если хотят. Но у протестантов, католиков – у них просто культура
другая. У нас каждый поэт – Ахматова, Цветаева – со всеми их недостатками,
они, прежде всего, очень христианские люди. Пушкин, запутавшийся Лев Толстой –
наши дети все равно впитывают культуру не через какие-то умилительные песенки.
Нам это не нужно, поскольку у нас есть Православие, причем оно драматично.
Мистично, трагично и драматично. Мы все равно проходим через различные ложные
непроторенные дорожки, поэтому преподнесение Боженьки как сидящего на облачке
совершенно не к чему.
– Как Вы относитесь к духовному руководству, есть
ли у Вас духовный отец?
– Хотелось бы называть отца Владислава своим духовным отцом, но не могу
этого сделать, потому что многие вопросы решаю самовольно. А к старцу я тоже
ездил, к отцу Николаю на Остров, но я его вообще ни о чем не
спрашивал.
– А он что-нибудь Вам сказал?
– Он сказал:
"Иди-иди, не задерживай".
– А как Вы поступили бы, если бы Ваш
духовный отец запретил Вам петь Ваши песни?
– Вот поэтому я ему этих вопросов и не задаю. Я потому и говорю, что хотел
бы его называть духовным отцом, но уж слишком многие вопросы решаю
самовольно.
– Вы при этом подозреваете, как он к этому
относится?
– Я даже знаю, он мне уже намекал, что пора завязывать. Лучше, мол, иди в
церковь да работай.
– А Вы представляете себя на клиросе?
– Нет. Я смущать буду всех тех, кто будет рядом со мной на клиросе петь, а
потом я эмоционален чересчур. Нет, не представляю, и не буду никогда на
клиросе петь.
– А как Вы считаете, что мешает молодому человеку
переступить через "церковную ограду"?
– Все то же самое, что препятствовало и прежде – отсутствие всего светлого,
раскрытые настежь головы, неустойчивые поверхностные души. Но они, души, все
такие. Душа на то и душа, и понятно, что она неустойчива ко всем прелестям
сегодняшнего дня. Не хочет думать, что наступит завтра. Она подобна стрекозе,
о которой дедушка Крылов написал. Нужно опять же относиться к этому с
пониманием. Семьдесят лет сатанинская власть уничтожала и уничтожает на корню
все те Традиции, которые создавались тысячелетиями. У нас все дети воспитаны
без определенного почтения и уважения к Закону, который нам даден. Мало того,
они просто его не знают, Закона Божиего, потому что и родители их тоже не
знают, а сейчас и бабушки, и дедушки не знают, конечно.
И здесь велика мера ответственности на тех людях, которые дерзнули встать
на самый прямой путь, то есть на путь служения, это самый тяжелый крест в
нашей мирской жизни. Монахам в этом плане даже проще, а вот иереям, то есть
женатым, быть тем светочем, на которого хотелось бы равняться очень сложно.
Мне везло, я все время сталкивался с такими священниками...
– А хотели бы Вы или хотя бы считаете для себя возможным
принимать участие в работе с молодежью в Церкви?
– Нет. Потому что я работаю с молодежью так, как умею сам. Я уверен, что
есть более достойные люди, чтобы этим заниматься. Например, замечательный
миссионер отец Андрей Кураев. Потому что общение с Костей Кинчевым
превратилось бы в балаган, а общение с Кураевым, может, было бы все же
поправильней и более православным. Ведь каков вопрос – таков и ответ. У меня
Крест поменьше – я могу себе это позволить. А этот человек поумнее меня – он
больше знает. А с молодежью я и так работаю, и то они отбрыкиваются. Как только что-то
чувствуют – сразу отворачиваются: "Что это тут такое православное? Мы не
православные". Но ведь не хочешь – не слушай, иди. Я пою: "Мы – православные",
а им кажется, что это они.
– Но тогда не надо было изначально заявлять:
"Мы – вместе".
– А там, если почитать внимательно текст, так "я" сплошные, и вот тот, кто
думает так же, как я – мы вместе. Там нет никакого призывания, там есть моя
констатация, то есть мое мировоззрение, и если ты думаешь так же, как я –
тогда мы с тобой вместе. Если нет, то извиняй – мы, значит, не вместе. Но вот
это все пропускается, а "Мы – вместе" остается, и есть ощущение, что "Мы", это
уже как бы общее "Я". Я заставляю, таким образом, хотя бы на вербальном уровне
внимательнее почитать тексты. И это позволяют СD, которые мы выпускаем.
– В том-то и дело, что, прослушав массу песен – неизбежно выделяешь
призывы, и потом задаешься вопросом: насколько же Кинчев православный?
Например, песня "Печать зверя". В конце восклицание: "Девиз бойни – всегда
рады". Насколько же оно христианское? Да если кто послушает такую песню,
первые слова будут: "Это такой кошмар"...
– Но там есть другие слова: "Молитвам слезы – клеймить зверя".А кошмар этот
разве реально не существует? Если не нравится – не надо слушать, а другому
нужно – может, он в этом кошмаре что-то найдет. Я вкладывал сюда острастку,
чтобы попугать народ: "Печать зверя – клеймо стада, девиз бойни – всегда
рады". Ведь существует масса христианских песен, которые совершенно слушать
невозможно, а там ничего плохого нет, там все очень прилично, но отвращает
гораздо больше. С миром на его языке и надо разговаривать. В миру с миром и
надо разговаривать. Сидели мы тут с моим товарищем, отцом Владимиром, привез
он своего товарища, отца Иоанна из Оптиной пустыни, где я и крестился. И как
раз "Печать зверя" мы слушали. Он слушает и говорит: "Ой, как страшно,
страшно. А вот на припеве отпустило". Вот нормальная реакция у монаха,
правильная абсолютно. И все батюшки, с кем я знаком, они все так реагируют.
Ну, похахатывают надо мной, потому что они выше, и чище, и сильнее. Потому что
это не может поколебать их духовные устои. Они духовно крепки.
– Но я все же имею в виду работу с молодежью подросткового возраста, с
которой никто не стремится заниматься, так как все считают это довольно
неблагодарным занятием. Ведь Вы же влияете на молодежное сознание?
– Нужно осознание того, что хочет это сознание. При любом вмешательстве
сразу возникает отторжение. Отсюда и конфликты с родителями, которые пытаются
построить жизнь своего чада так, чтобы это чадо не очень обломало себя. Здесь
опять же встает вопрос отцов и детей. И подрастающее поколение, к которому Вы
сейчас пытаетесь апеллировать, – оно именно такое. Важно, чтобы в вашем сердце не было диссонанса.
С Константином Кинчевым беседовала Мария
Свешникова
|