Главное достижение, на которое претендуют приверженцы "харизматического возрождения", - это то, что они получают "духовные дары". Один из таких "даров", в первую очередь проявляющийся в "крещенных Святым Духом", - новая "духовная" сила и смелость. Им придает смелости определенное переживание, которое они имели, в чем никто не сомневался, хотя их толкование этого вызывает серьезные сомнения. Вот типичные примеры: "Мне не нужно верить в Пятидесятницу, я ее видел своими глазами" [1]. "Я почувствовал, что знаю точно, что сказать остальным и что им нужно услышать... Я обнаружил, что Святой Дух дал мне истинную смелость, чтобы сказать это, и что сказанное имело большое влияние" [2]. "Я был столь уверен, что Дух сдержит Свое слово, что молился без всяких сомнений, без "если", а "будет" и "должно быть" "и в других повелительных выражениях" [3]. Пример из опыта православного: "Мы молимся о мудрости, и внезапно мы становимся мудрыми в Господе. Мы молимся о любви, и истинная любовь ко всем людям наполняет нас. Мы молимся об исцелении, и все становятся здоровыми. Мы молимся о чудесах, и, веруя, мы видим совершающиеся чудеса. Мы молимся о знамениях и получаем их. Мы молимся на языках ведомых и неведомых" [4].
И здесь снова подлинное православное качество, стяжаемое и испытанное долгими годами подвижнического труда и совершенствования в вере, должно быть получено мгновенно путем "харизматического" опыта. Конечно, это правда, что апостолы и мученики получали великое дерзновение по милости Божией; но смешно и нелепо, когда каждый "христианин-харизматик", даже не ведающий, что такое милость Божия, хочет сравняться с этими великими святыми.
Основанная на опыте духовного заблуждения, "харизматическая" смелость - не более чем лихорадочное, "возрожденческое" подражание истинному христианскому дерзновению и служит только лишним признаком, выдающим "харизматическое" заблуждение. Епископ Игнатий пишет, что некая "самоуверенность и дерзновение обычно заметны в людях, находящихся в состоянии самообмана, полагающих, что они святы и духовно совершенствуются". "Необычайная помпезность заметна в тех, кто находится в заблуждении: они как бы опьяняются сами собой, своим состоянием самообмана, видя в нем состояние благодати. Они поглощены, переполнены надмением и гордыней, хотя кажутся смиренными многим, кто судит по видимости, не умея судить по плодам".
Кроме "говорения на языках" как такового наиболее обычный дар получивших "крещение Святым Духом" - прямое получение "посланий от Бога" в форме "пророчеств" и "толкований". Одна девушка-католичка говорит о своих друзьях-"харизматиках": "Я видела, как многие из них говорят на языках, и некоторые я могла толковать. Послания всегда несли великое утешение и радость от Господа" [5]. Одно толкование сводилось к следующему: "Он говорил слова от Бога, послание утешения" [6]. В дерзости этим посланиям никак не откажешь; на одном собрании "еще одна молодая женщина объявила "послание от Бога", говоря в первом лице" [7]. Протестант-"харизматик" пишет, что в таких посланиях "Слово Божие произносится прямо!.. Слово может быть внезапно сказано любым из присутствующих, так что то и дело слова: "Так говорит Бог" звучат на собрании братства.
Обычно говорят в первом лице (хотя и не всегда): "Я с вами, чтобы благословить вас" [8].
Несколько отдельных текстов "пророчеств" и "толкований" дается в апологиях "харизматического" движения:
"Будь подобен дереву, качающемуся по Его воле, коренящемуся в Его силе, поднимающемуся к Его любви и свету" [9].
"Как Святой Дух сошел на Марию, и Иисус сформировался внутри Нее, так Святой Дух сходит на вас и находится среди вас". Это послание было дано на языках католику и "истолковано" протестантом [10].
"Стопы Того, Кто проходил по улицам Иерусалима, идут за тобой. Его взгляд исцеляет тех, кто подходит ближе, но несет смерть тем, кто бежит прочь". Это имело специальное значение для одного из членов молитвенного собрания [11].
"Я протягиваю вам Свою руку. Вы должны только взять ее, и Я поведу вас". Это самое послание было "дано" несколькими минутами раньше католическому священнику в другой комнате; он записал его и вошел в молитвенную комнату точно в тот момент, когда его произносили точно в тех же словах, которые он записал [12].
"Не волнуйтесь, я доволен позицией, которую вы заняли. Это трудно для вас, но принесет много благодати другому". Это принесло окончательное поощрение одному человеку относительно недавно принятого трудного решения [13].
"Моя жена вошла и стала играть на органе. Внезапно Дух Божий сошел на нее, и она стала говорить на языках и пророчествовать: "Сын мой, Я с тобой. Так как ты был верен в малом, Я собираюсь использовать тебя для более великих дел. Я веду тебя за руку. Я направляю тебя, не бойся. Ты в центре моей воли. Не смотри ни направо, ни налево, но иди дальше". Это "пророчество" сопровождалось "видением" и послужило прямым доводом для организации крупного и влиятельного объединения пятидесятников - "Интернационального братства бизнесменов Полного Завета" [14].
Мы вполне можем поверить, согласно свидетельствам тех, кто считает, что эти послания направлены непосредственно к ним, что во многих из них есть нечто сверхъестественное и что они не просто "выдуманы". Но пользуется ли Святой Дух такими искусственными средствами связи с людьми? (Духи на спиритических сеансах, безусловно, пользуются!) Почему язык так монотонен и стереотипен, что иногда походит на язык предсказательных машин в американских кафе, выдающих предсказание за пение? Почему послания так неясны и похожи на сон и звучат иногда как выкрики в трансе, почему они несут всегда "утешение", "успокоение и радость", поддержку, совершенно без пророческого и догматического содержания - как будто "дух", в точности как и "духи" на сеансах, особенно радуется внеконфессиональной аудитории? Кто, наконец, это странно безликое "Я", которое говорит? И ошибемся ли мы, применяя к этому слова истинного пророка Божиего? Ибо так говорит Господь Саваоф, Бог Израилев: да не обольщают вас пророки ваши, которые среди вас, и гадатели ваши... Я не посылал их, говорит Господь (Иер. 29, 8-9).
Так же, как всякий "крещенный Духом" обычно сохраняет способность говорить на языках и в своих молитвах наедине, и вообще уверен, что "Бог" постоянно с ним, так и вне атмосферы молитвенных собраний он часто имеет личные "откровения", в том числе слышит "голоса" и ощущает "присутствие". "Пророк харизматического возрождения" так описывает одно из своих переживаний: "Я пробудился от глубокого спокойного сна, услышав голос, который казался громким и ясным... который четко произнес: "У Бога нет внуков..." Потом мне показалось, что в моей комнате кто-то есть, а это присутствие было мне приятно. Внезапно я понял, должно быть, со мной говорил Святой Дух" [15].
Как можно объяснить подобные переживания? Епископ Игнатий пишет: "Одержимый этим видом духовного заблуждения мнит о себе (вторая форма прелести называется по-русски "мнение"), что он изобилует дарами Святого Духа. Это мнение состоит из ложных понятий и ложных чувств, и в этом виде оно целиком и полностью принадлежит к царству отца и воплощения лжи, дьявола. Тот, кто во время молитвы стремится открыть сердце для чувств нового человека, но не имеет для этого никакой возможности, заменяет их чувствами собственного изобретения, подделками, к которым падшие духи не замедлят присоединить свои действия. Признавая свои неправедные чувства, и собственные, и те, что от бесов, истинными и данными во благодать, он получает и мысли, соответствующие чувствам".
В точности такой же процесс наблюдали и авторы, пишущие о спиритизме. Для того, кто серьезно занимался спиритизмом (и не только для самих медиумов), настает момент, когда вся ложная духовность, которая развивает пассивность духа и открытость действиям "духов", проявляющаяся даже в таких невинных на вид развлечениях, как пишущий столик, переходит в настоящую одержимость этого лица вторгающимся в него духом, после чего начинают твориться неоспоримо "сверхъестественные" явления [16]. В "харизматическом возрождении" этот момент перехода определяется как "крещение Святым Духом", который, если он происходит в действительности, является именно тем моментом, когда самообман превращается в одержимость бесами и жертва ("харизматик") твердо убеждена, что с этих пор она может ждать ответа Святого Духа на свои обманные "религиозные чувства" и что ее ждет "жизнь, полная чудес".
16. См.: Блекмор. Спиритизм, стр. 144-175, где рассказано о католическом священнике, которого физически преследовал "пишущий столик" (движимый, разумеется, бесами), когда он попытался отказаться от опытов с ним! ^ |