Вторая часть | О ЯЗЫКЕ ПРАВОСЛАВНОЙ ИКОНЫ | Вторая часть |
В иконе нежелательны искусственные, созданные
химическим путем синтетические краски.
Человеческий глаз приспособлен к определенным
цветам и их сочетаниям, которые находятся в
окружающей природе. Кроме того, каждое вещество
имеет свою эманацию (излучение), свое воздействие
на человека. Синтетические краски обладают тем
угнетающим воздействием, которое условно можно
назвать "ядовитостью". В этом отношении они
похожи на нитраты, которые принимает с пищей
современный человек, или на звуки рок-музыки,
которые разрушительно действуют на
психобиологические ритмы человеческого
организма. В картине это менее заметно, потому
что посмотрев несколько минут на картину (как бы
окинув ее взглядом) человек отходит прочь. Но в
иконе, перед которой молитвенно
сосредотачивается человек, синтетические краски
оказывают раздражающее воздействие. У человека
есть защитные системы, которые стараются создать
фильтр для чуждых и вредных внешних воздействий.
Поэтому в глубине человеческой психики
возникают как бы два подводных течения: одно
воспринимает икону как звено между душой и
духовным миром, а другое отталкивает от себя
икону, как носителя чуждых душе красок -
раздражителей. Здесь молитвенный контакт
становится ущербным. Для сосредоточенного
внимания требуется больше усилий над собой.
Естественная краска сохраняет в себе
кристалличность, поэтому она создает чувство
внутреннего объема и жизни. Химическая краска не
создает внутренних глубин и емкостей, она плоска,
и поэтому воспринимается как нечто мертвенное.
На естественных цветах глаз человека как бы
успокаивается; синтетические краски вызывают
утомление душевного и физического характера.
Каждая краска и сочетания красок по-своему
воздействуют на человека. Это нельзя обосновать
логически и даже экспериментально; это
познавалось древними иконописцами интуитивно, в
каких-то духовных прозрениях. Поэтому древние
иконописцы обращали особое внимание на материал
для красок. Здесь еще одно подтверждение ток>,
что традиция и иконописный канон является не
ограничением творческой способности художника,
а опытом огромной важности, имеющим
непосредственное отношение к самой молитве.
Здесь все важно: вещество для красок, способы их
приготовления, и материал, на котором пишется
икона. Необходимо перенять у древних иконописцев
искусство сочетания цветов в иконе, которые
можно сравнить с аккордами музыки: неверный цвет
- уже дисгармония. Кроме того в каждом цвете есть
такие свойства, как прозрачность и плотность,
текучесть (густота), блеск и тусклость, придающие
ему разные звучания, подобно тембру и обертонам
голоса.
Как бы ни был по-мирски талантлив художник, но
если он игнорирует канон - соборный опыт видения
и изображения духовного мира, - заменяя его своим
собственным воображением, то он превращается в
слепца, который рисует небо.