На чем
основываются догматы? - Ясно, что догматы основываются не на рассудочных
соображениях отдельных лиц, хотя бы это были отцы и учители Церкви, а на учении
Священного Писания и на Апостольском Священном Предании. Истины веры,
заключающиеся в них дают полноту учения веры, именуемую древними отцами Церкви
"соборной верой," "кафолическим учением" Церкви. Гармонически сливающиеся в одно
целое истины Писания и Предания определяют собой "соборное сознание" Церкви,
руководимое Духом Святым.
Под именем Священного Писания разумеются книги,
написанные свв. Пророками и апостолами под воздействием Духа Святого и потому
именуемые богодухновенными. Они разделяются на книги Ветхого и Нового
Заветов.
Книг Ветхого Завета Церковь признает 38; соединяя некоторые из
них в одну книгу, по примеру ветхозаветной Церкви, она сводит их число до 22
книг, по числу букв еврейского алфавита. Эти книги, внесенные в свое время в
иудейский канон, именуются "каноническими." К ним присоединяется группа книг
"неканонических," т. е. не введенных в иудейский канон, написанных после
заключения канона ветхозаветных священных книг. Церковь принимает и эти
последние книги, как полезные, назидательные. Она назначила их в древности для
назидательного чтения не только в домах, но и в храмах, отчего они и назывались
"церковными." Церковь содержит их в одном кодексе Библии с книгами
каноническими. Некоторые из них настолько приближаются по достоинству с
богодухновенными, что, напр., в 85 правиле Апостольском три книги Маккавейские и
книга Иисуса сына Сирахова перечисляются наряду с каноническими книгами и о всех
вместе сказано, что они "чтимые и святые," однако это говорит только об уважении
к ним древней Церкви, различие же между ними всегда сохранялось.
Новозаветных
канонических книг Священное Писание признает 27. Так как священные книги Нового
Завета писались в разные годы апостольского времени и направлялись апостолами в
разные пункты Европы и Азии, а некоторые из них не имели определенного
назначения в тот или иной географический пункт, то собрать их в один кодекс, не
могло быть делом легким, и нужно было строго беречься, чтобы в их круге не
оказалось книг т. наз, апокрифических, в большинстве составлявшиеся в
еретических кругах. Поэтому отцы и учители Церкви первых веков христианства
соблюдали особую осторожность при распознании книг, хотя бы они и носили имена
апостолов.
Нередко отцы Церкви вносили в свои списки некоторые книги с
оговоркой, с сомнением и поэтому давали не полный список священных книг. Это
служит примером их осторожности в святом деле; они не полагались на себя, а
ждали общего голоса Церкви. Карфагенский поместный собор 318 г. перечисляет все
без исключения книги Нового Завета. Св. Афанасий Великий без сомнения называет
все книги Нового Завета и в одном из сочинений заканчивает список следующими
словами: "вот число и название канонических книг Нового Завета! Это как бы
начатки, якори и столпы нашей веры, потому что они написаны и переданы самими
апостолами Христа Спасителя, которые с Ним были и Им научены были." Так же св.
Кирилл Иерусалимский перечисляет новозаветные книги без малейшего замечания о
каком либо различии их в Церкви. То же полное перечисление есть у западных
Церковных писателей, напр. у Августина. Так соборным голосом всей Церкви
утвердился полный канон новозаветных книг Священного Писания.
Священное Предание в первоначальном точном смысле слова
есть предание, идущее от древней Церкви апостольских времен: оно и называлось во
2-ом и 3-ем вв. "Апостольским преданием."
Нужно иметь ввиду, что древняя Церковь тщательно охраняла от
непосвященных внутреннюю жизнь Церкви, ее священные таинства были тайнами,
охраняемыми от нехристиан. При их совершении - при крещении, при Евхаристии - не
присутствовали посторонние, порядок их не записывался, а передавался устно; и в
этом тайно сохраняемом содержалась существенная сторона веры. Св. Кирилл
Иерусалимский (4 век) особенно ясно представляет это нам. Давая уроки лицам, еще
окончательно не решившим стать христианами, святитель предваряет поучения
следующими словами: "когда произносится огласительное учение, если будет
спрашивать оглашаемый у тебя, что говорили учащие, то ничего не пересказывай
стоящему вне. Ибо это тайна и надежда будущего века. Соблюдай тайну
Мздовоздателя. Да некто скажет тебе что-либо: что за вред если узнаю и я?
И больные просят вина, но если дано безвременно, то производит худые
последствия: и больной гибнет, и на врача клевещут." Дальше он прибавляет: "...
все учение веры заключаем в немногих стихах, которые надо помнить слово в слово,
повторяя между собой, не записывая этого на бумагу, но
начертав памятью в сердце, остерегаясь, чтобы кто из оглашенных не услышал
переданного вам..." А в записанных им предогласительных словах, к приступающим к
Крещению и к присутствующим при этом, он дает такое предостережение: "Это
оглашение, предлагая для чтения приступающим ко Крещению и верным, принявшим уже
его, вовсе не давай ни оглашенным, ни другому кому, не ставшему уже
христианином, иначе дашь ответ Господу. И если запишешь это оглашение, то
припиши и предостережение к нему."
Св. Василий Великий (4-ый век) дает ясное понятие о Священном
Апостольском Предании в следующих словах: "Из соблюдаемых в Церкви догматов и
проповеданий мы имеем некоторые в письменном виде, а некоторые приняли от
апостольского предания, по преемству в тайне. Те и другие имеют одну и ту же
силу для благочестия, и этому никто, даже малосведущий в церковных
установлениях, не станет перечить. Ибо если отважимся отвергать неписанные
обычаи, как маловажные, то непременно повредим Евангелию в самом главном, и от
апостольской проповеди оставим пустое имя без содержания. Например, упомянем
прежде всего о первом и самом общем: чтобы уповающие на имя Господа нашего
Иисуса Христа осенялись образом креста, кто учил Писанием? Или к Востоку
обращаться в молитве какое Писание нас учило? Слова призывания в преложении
хлеба Евхаристии и Чаши благословения кто из святых оставил нам письменно? Ибо
мы не довольствуемся теми словами, которые Апостол и Евангелие упоминает, но и
прежде их и после произносим и другие, как имеющие великую силу для таинства,
приняв их от неписанного учения. По какому Писанию благословляем и воду
крещения, и елей помазания и самого крещаемого? Не по умолчанному ли тайному
преданию? Что еще? Самому помазанию елеем, какое написанное слово научило нас?
Откуда и троекратное погружение человека и прочее относящееся к крещению,
отрицаться сатаны и ангелов его, из какого взято Писаная? Не из сего ли не
обнародываемого и неизрекаемого учения, которое Отцы наши сохранили в
недоступном любопытству и выведыванию молчании, были основательно научены
молчанием охранять святыню таинств? Ибо какое было бы приличие писанием оглашать
учение о том, на что не крещенным и воззреть непозволительно?"
Из этих слов Василия Великого выводим: во первых, что Священное
вероучительное Предание есть то, что может быть возведено к начальному времени
Церкви, и во-вторых, что оно тщательно сберегается и единогласно признается у
отцов и учителей Церкви, в эпоху великих Отцов Церкви и начала Вселенских
соборов.
Хотя св. Василий дает здесь ряд примеров устного Предания, но
сам он здесь же делает шаг к записи этого устного слова. К эпохе свободы и
торжества Церкви в 4 веке, вообще все предание получает письменную запись и ныне
сохраняется в памятниках Церкви, составляя дополнение к Священному Писанию.
Священное древнее Предание находим: в древнейшем памятнике
Церкви - "Правилах святых апостолов;" в символах веры древних поместных церквей;
в древних Литургиях; в древнейших актах, касающихся христианских мучеников. Эти
мученические акты не прежде входили в употребление верующими, как по
предварительном рассмотрении и одобрении их местным епископом, и читались на
общественных собраниях христиан также под надзором предстоятелей церквей. В них
видим исповедание Пресвятой Троицы, Божества Господа Иисуса Христа, примеры
призывания святых и веры в сознательную жизнь упокоившихся во Христе и др.; в
древних записях истории Церкви, особенно в истории Евсевия Памфила, где собрано
много древних преданий обрядовых и догматических, напр., о каноне священных книг
Ветхого и Нового Заветов; в творениях древних отцов и учителей Церкви.
Сохраняемое и оберегаемое Церковью Апостольское Предание, тем
самым, что оно хранится Церковью, становится Преданием самой Церкви, оно
принадлежит ей, свидетельствуется ею и, в параллель Священному Писанию,
именуется ею "Священным Преданием."
Свидетельство Священного Предания необходимо для уверенности,
что все книги Священного Писания преданы нам от апостольского времени и
происходят от апостолов. Оно нужно:
- для правильного понимания отдельных мест Св. Писания и для
противопоставления еретическим перетолкованиям его;
- для установления догматов христианской веры ввиду того, что одни истины
веры выражены в Писании совершенно определенно, а другие не вполне ясно и
точно и потому требуют подтверждения Священным Апостольским Преданием.
- Кроме всего этого, Св. Предание ценно тем, что из него видим, как весь
уклад церковного строя, канонов богослужения и обрядов укоренен и основан в
строе жизни древней Церкви.
|