Наряду с проявляющейся вокруг нас в природе
разумностью, гармонией и красотой, видим в ней же явления противоположные. Видим
страшные катастрофы в природе, которые приносят страдания и гибель живым
существам, наблюдаем слепоту и обманчивость инстинкта в животном мире; вражду,
пожирание слабых сильными и, наконец, болезнь и смерть. Эти явления открывают
нам глаза на истинный характер природы, они не позволяют её обоготворять.
Благодаря им мы познаем ложность пантеизма. Человеку присуще искать высшее
начало и поклоняться ему. Но, хотя присутствие и действие этого начала он видит
повсюду, сама природа не может быть понята, как такое высшее начало: в ней
имеется положительное, и отрицательное, в ней есть разум и неразумие, есть
доброе и злое. Таким образом сама природа внушает нам, что над ней есть Начало
другое, совершенное. Да и как можем мы признать божественность природы, когда
сам человек становится господином природы? В художественной форме выразил
двойственность природы, наличие в ней добра и зла, поэт Ал. Конст. Толстой:
"Бог один есть свет без тени,
Нераздельно в Нем слита
Совокупность всех явлений,
Всех сияний полнота;
Но струящая от Бога
Сила борется со тьмой;
В Нем могущество покоя,
Вкруг Него времен тревога.
Мирозданием раздвинут
Хаос мстительный не спит;
Искажен и опрокинут
Божий образ в нем дрожит:
И всегда обманов полный
На Господню благодать
Мутно плещущие волны
Он старается поднять
И усильям духа злого
Вседержитель волю дал,
И свершается все снова
Спор враждующих начал.
В битве смерти и рожденья
Основало Божество
Нескончаемость творенья,
Мирозданья продолжение,
Вечной жизни торжество."
|
|