Душа человека полна перекрещивающихся влияний и различных мысленных течений. Через ум приходят мысли, как говорит апостол, "то обвиняющие, то оправдывающие одна другую," мысли светлые и темные, высокие и низкие, утверждающие и возражающие. Ум живет в смене бодрости и дремоты, острого зрения и ослепления. Жаловался некто своему старцу, что неблагоприятные мысли входят в его душу. "Раскрой свой плащ, задержи ветер," - сказал ему старец. - "Не можешь задержать? Так не можешь ты укрыться и от того, что носится в духовном воздухе. "Бывает, что с одним из таких веяний душа с трудом справляется по причине их силы: это "волки мысленные;" беречься их нужно, как бережемся болезнетворных влажных и холодных течений воздуха. С другими с трудом справляемся по причине своей временной вялости, апатии, падения духа, т.е. того, что Отцы называют унынием. "Задремала душа моя от уныния, прилипла к земле душа моя" - скорбит древний псалмопевец. "Дух праздности, уныния.... не даждь ми," - молимся мы словами православного подвижника. Все подвизавшиеся говорят о возможности посещения духа уныния, и потому часты в молитвах прошения об избавлении от него. То - мучительные безблагодатные состояния, как бы ослепления души, пока не сменятся они новым приливом благодатной веры и молитвенного усердия. Праведник молится: "открой очи мои и уразумею чудеса от закона Твоего,... просвети очи мои, да не когда усну в смерть,... уныние бесовское далече от меня отгнано быти сотвори святыми Твоими ангелы." Однако не всегда бывают без пользы затруднения и смущения, встающие перед умом в области веры. Любое совершенствование происходит через преодоление препятствий. С возрастанием сил человек преодалевает все более высокие препятствия - порой сам ставя их перед собой - и побеждая их, становится на высшую ступень. Подобное совершается и в области религиозной, в сфере веры. И какое торжество духа переживает человек, когда новая, светлая мысль озаряет его душу и преодолевает мысленное препятствие! |