Если мы не молимся за больного, то болезнь развивается.
Часто ко мне приводили маленьких детей и говорили, что они одержимы. Чтобы убедиться, действительно ли это так, я всегда беру маленькую частичку мощей святого Арсения и зажимаю ее в ладони одной руки. В то же время я сжимаю и другую ладонь. Тогда я вижу, есть ли в ребенке бес, так как бесноватые смотрят со страхом и трепетом именно на ту руку, где находятся святые мощи, а не на другую, пустую. Иногда я погружаю святые мощи в воду и затем предлагаю пить одержимым малышам, а тем, кто не приближается к воде, я даю сначала сладкое: лукум, мед и т.д., чтобы у детей появилась жажда, – и тогда они немножко пьют. Потом у них бывает приступ, и некоторые излечиваются. Если же ребенок не одержимый, а у него просто психическая болезнь, тогда ничего из вышеописанного не случается.
Один учитель имел восьмерых детей. И вот у одного ребенка что-то случилось с глазом. Его обследовали, нашли опухоль и глаз удалили. Над бедняжкой смеялись все дети в школе. Как было утешить этого несчастного? Я подумал, что могу ему помочь. Ребенку было двенадцать лет, и он уже кое-что понимал. Страдалец не знал, что такое утешение. Я сказал учителю, что души, которые борются с несчастьем с помощью славословия Бога, будут в Будущем Веке вместе с Пафнутием Исповедником, которому вырвали глаз за его веру во Христа. Бедный учитель понял и... запрыгал от радости. Это было неложное утешение. Это была действительность. Он увидел, что несправедливости не было, ибо Бог не совершает несправедливости. Я верю, что в День Суда Бог воздаст тому ребенку.
Отец девочки, тяжело больной раком, пришел на Святую Гору к старцу и попросил молитв о своей дочке. Отец принес с собой и некоторые вещи ребенка, чтобы батюшка перекрестил их.
Старец сказал несчастному:
– Я буду молиться, но и ты, как отец, должен принести какую-нибудь жертву, т.к. Бог сильно "подвигается" от жертвенной любви.
Отец девочки спросил:
– Чем же пожертвую, батюшка?
Старец сказал:
– Пожертвуй какую-нибудь одну свою страсть.
Тот, имея слабое представление о духовной жизни, ответил:
– Нет у меня никакой страсти.
Тогда старец спросил:
– Сигареты куришь?
– Да, – ответил отец девочки.
– Итак, брось курить, по любви к дочери, и Бог сделает ее здоровой, – потребовал старец.
Тот немедленно бросил курить. Девочка начала постепенно поправляться и совершенно выздоровела, что подтвердили и врачи.
Отец, однако, забывшись, нарушил свое обещание Богу и опять начал курить. Одновременно же у дочери его опять начал обнаруживаться рак, и девочка снова пришла в предыдущее тяжелое состояние.
И тогда отец ее опять пришел к старцу.
Но старец с твердостью сказал ему:
– Если ты, будучи отцом, не имеешь любочестия и не жертвуешь страстью, разрушающей твое тело, ради жизни ребенка, то и я не могу тебе помочь ни в чем.
Очень хорошая семья. И муж очень хороший, и жена очень хорошая, и дети очень хорошие. Все церковные, все причащаются и т.п. Однажды к ним в дом врывается некий пьяница или сумасшедший и убивает главу семейства без всякого повода. А люди, далекие от Бога, говорят: "Вот, поглядите-ка. Несчастный нес свой крест и за это пострадал". Это, однако, бесстыдство. Бог попускает умирать и совсем невинным людям, чтобы дать нам возможность сказать окончательно бесстыдным людям то, что говорил добрый разбойник наглому разбойнику: Или ты не боишься Бога?.. мы осуждены справедливо... а Он ничего худого не сделал (Лк. 23, 40-41). Разве не боишься и ты Бога?
Всегда я говорил больным, чтобы шли к верующим, воцерковленным врачам, потому что те, если даже имеют меньше научных знаний, имеют от Бога просвещение, поскольку во всем Ему доверяются.
Естественно, это не означает, что если кто знает больше, тот не будет лучше.