Ученик: Иногда я, не дождавшись конца Божественной литургии, выхожу из церкви; не грешно ли сие?
Старец: Кто без благословной вины исходит из церкви прежде окончания Божественной литургии, тот уподобляется Иуде предателю, который с последней вечери, когда все еще оставались, вышел. Если бы он не выходил, не сделался бы предателем; если бы не оставлял прочих учеников, не погиб бы; если бы от пастыря не отлучался, не был бы похищен зверем.
Ученик: Что должно думать при наступлении Нового года?
Старец: Окончивши прошедший и встречая Новый год, мы должны, сокрушаясь сердцем, размыслить: прошедшие дни жизни нашей безвозвратно протекли, но что в оные мы сделали доброго? Остальное время приближает нас к старости, кончина безвестна, а суд Божий не коснит. Потому непременно должно каждому начать новую жизнь о Христе Иисусе.
Ученик: Как иноку освободиться от скорби о своей разлуке с родными?
Старец: Один богобоязненный и трудолюбивый инок, когда у него спросили, имеет ли он родных, ответствовал так: "Имею. Отец мой на земле тот, кто поучает меня постоянству в подвиге и печется об очищении моих грехов; мать моя - сердечное сокрушение, могущее смыть мои нечистоты; брат - вместе подвизающийся и помогающий в путешествии к небу; сожительница - память смертная; чада - сердечные стенания; слуга - тело, а друга стараюсь стяжать в Ангеле Хранителе, да сопутствует мне по разлучении души моей от тела".
Ученик: Любя читать христианские книги и несколько приобретши их, не нарушаю ли сим правило иноческого нестяжания?
Старец: Приобретение христианских книг по мере средств весьма полезно, ибо и самый взор на сии книги останавливает в нас стремление ко греху и побуждает сильнее стремиться к правоте. А чтение Священного Писания есть великая защита от греха; незнание же Божественных письмен есть великая стремнина и глубокая пропасть. Между книгами полезнейшие для инока - писания святых отцов Церкви и сказания о жизни святых угодников Божиих.
Ученик: Что такое видимая природа, и чему она поучает?
Старец: Видимая природа есть огромная книга, в которой крупными буквами написаны и в живых картинах изображены необходимые и первоначальные истины, направляющие нас на путь спасения; ее могут и должны читать все. Благодетельные явления природы раскрывают и питают чувство любви и благодарности к Господу; явления грозные внушают чувство страха и благоговения к Нему; явления тихие - чувство кротости; явления трогательные - чувство умиления и молитвенное расположение духа; явления высокие и поразительные порождают в нас чувство человеческой нашей немощи и бессилия, а потому возбуждают чувство смирения, производят веру и живое упование на Творца вселенной.
Ученик: Поэтому каждый день чему-либо поучает нас?
Старец: День естественный есть неумолкающий проповедник величия и славы Божией, явленных в мире видимом чрез творение и промышление Творца вселенной; день дни отрыгает глагол, говорит Псалмопевец, и нощь нощи возвещает разум (Пс. 18, 3). День христианский есть проповедник сколько величия и славы Божией, столько долготерпения и неизреченного милосердия Божия, явленных и являемых нам Спасителем нашим. День каждого человека есть начало новой жизни его, определяющейся разными родами деятельности его; потому каждый день есть для нас новое побуждение к преуспеянию в добродетели.
Ученик: Что наипаче нужно помнить желающему работать Господеви?
Старец: Верно слово: если ты со Христом умрешь для греха, то и оживешь с Ним; если переносим скорби, живя по учению Иисуса Христа, то с Ним и царствовать будем. Но если отвергнемся умереть для греха и жить по учению Христову, то и Христос отвергнется нас. Помни же это верное слово, говорит апостол Павел (см.: 2 Тим. 2, 11, 12).
Ученик: Есть ли на земле счастье?
Старец: На земле нет совершенного счастья, ибо здесь не время утешения, но скорби. Высокий сан имеет свои труды и лишения, простое звание - особенные печали и неудобства, мир - свои прихоти, уединение - свои горесть и скуку, брачное состояние - свои утраты и заботы, дружество - свои неприятности и вероломство, благочестие - свои горести. По уставу, неизбежному для чад Адамовых, всяк обретает на своем пути волчец и терние. Тысячи случаев убеждают нас, что к блаженству нашему на земле всегда многого и многого недостает.
Ученик: Соответствуют ли какие действия в духовной жизни древнему прообразовательному жертвоприношению?
Старец: В духовной жизни должно совершаться подобное тому, что некогда представлялось в Храме Ветхозаветном. Ты закалаешь твою жертву, когда духом умерщвляешь плоть со страстями и похотями; омываешь ее, когда оплакиваешь прежние грехи твои; возжигаешь ее, когда огнь любви Божией объемлет и наполняет сердце твое, так что силой оного темные стихии ветхой плотской жизни разрешаются и очищаются и сквозь них проникает новая светоносная, горе парящая жизнь духа. Ты приносишь фимиам - одну из самых благовонных для неба жертв, проникающую во святая святых,- когда приносишь молитву. Ибо еще во дни сени и гаданий разрешал сию священную тайну тот, который воспевал: Да исправится молитва моя, яко кадило пред Тобою, воздеяние руку моею, жертва вечерняя! (Пс. 140, 2). Приносишь в жертву главу, когда пленяешь разум твой в послушание веры и умом твоим предаешься богомыслию. Приносишь рамо, когда благодарственно приписываешь Богу силу, тебе дарованную. Приносишь тук, когда посвящаешь Богу твою радость и веселие. Приносишь агнца, когда ходишь в незлобии. Приносишь птенца голубина, когда хранишь чистоту. Приносишь работного тельца или юницу, когда ревностно подвизаешься для Бога или благодушно трудишься ко благу ближнего.
Ученик: Для чего при встрече с иереем просим у него благословения?
Старец: Для того, что священник есть раздаятель небесных благословений по чину благодатного тайноводства. Еще в первоначальном постановлении о законном священстве Бог сказал священникам: благословляйте сынов Израилевых (Чис. 6, 23), и паки о них же: Так пусть призывают имя Мое на сынов Израилевых, и Я Господь благословлю их (Чис. 6, 27). Благословение иерея во имя Святой Троицы изливает свет и мир в души, цельбу в тела, благопоспешество в начинания и дела, благоустройство в семейства, освящение на благословляемые места и вещи, невидимую, но плодотворную небесную росу на землю. Посему просящий благословения должен стараться, чтобы грехами своими не отдалять от себя силы благословения.