Архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий)
ПРОПОВЕДИ. Том 2.

СЛОВО В ДЕНЬ ПАМЯТИ СВЯТОГО АПОСТОЛА И ЕВАНГЕЛИСТА ЛУКИ

У святого апостола Павла в послании к Римлянам читаем великие слова, которые должны быть положены в основу жизни каждого христианина: "…любовь есть исполнение закона" (Римл. 13, 10).

У того же великого апостола в первом послании к Коринфянам читаем великий завет, данный нам: "Достигайте любви…" (1 Кор. 14, 1).

Как должны мы понимать эти слова великого учителя народов? Они требуют двоякого понимания: мы должны исполнением заповедей Христовых достигнуть такой чистоты сердца, чтобы оно было вместилищем любви ко всем людям. А с другой стороны, мы должны стать достойными любви к нам ближних наших.

В первом соборном послании апостола Иоанна Богослова находим и обоснование завета о стяжании любви: "…не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит?" (1 Ин. 4, 20).

Глубочайшей нашей любви заслуживают все святые апостолы Христовы, проповедавшие миру о заповедях, притчах, чудесах Господа нашего Иисуса Христа, в Его крестной смерти, Воскресении и Вознесении на небо. Но их устная проповедь была достаточна только в первое время по окончании земной жизни Спасителя нашего, ибо устное предание может быть забываемо, изменяемо и даже искажаемо. Поэтому особенной и самой глубокой любви заслуживают те ученики Христовы, которых мы называем не только апостолами, но и евангелистами, то есть писателями четырех Евангелий Христовых, которые и доныне ненасытно читают христиане всех народов.

Одним из великих четырех евангелистов был святой апостол Лука, благословенную память которого мы ныне совершаем. Он написал не только высоко ценимое третье Евангелие, во многом дополняющее три других Евангелия, но и драгоценную для нас книгу Деяний святых апостолов.

Свою великую проповедь закона Христова все святые апостолы, кроме только Иоанна Богослова, запечатлели страшной мученической смертью. Но их проповедь не могла замолкнуть, и продолжать их проповедь были призваны Богом их преемники – епископы, проповеди которых Сам Пастыреначальник Иисус Христос придает великое значение, ибо так сказал Он о них: "Слушающий вас Меня слушает, и отвергающийся вас Меня отвергается; а отвергающийся Меня отвергается Пославшего Меня" (Лк. 10, 16).

Если так огромна и ответственна задача епископов, если должны они быть продолжателями проповеди апостольской, то все они должны проникнуться словами апостола Павла: "…если я благовествую, то нечем мне хвалиться, потому что это необходимая [обязанность] моя, и горе мне, если не благовествую!" (1 Кор. 9, 16).

Мы должны не только продолжать, но и разъяснять проповедь апостолов и все Священное Писание. Этим заслужат преемники апостолов глубокую любовь своей паствы, этим заслужат и великую награду от Бога в жизни вечной. Это не мои слова, это слова Самого Господа Иисуса Христа: "…кто нарушит одну из заповедей сих малейших и научит так людей, тот малейшим наречется в Царстве Небесном; а кто сотворит и научит, тот великим наречется в Царстве Небесном" (Мф 5, 19).

И в земной жизни заслужит он глубокую любовь своей паствы, тоже по слову Христову: "…всякий, кто оставит домы, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли, ради имени Моего, получит во сто крат и наследует жизнь вечную" (Мф. 19, 29).

Тридцать лет хранит моя первая Ташкентская паства свою любовь ко мне; изливает потоки любви и моя бывшая Тамбовская паства; и великим теплом чистой любви согреваете мою старость вы, дорогие мои, моя последняя паства.

Не могу молчать и о другой любви, которой благословил меня Господь Бог.

Радостно коснулось сердца моего слово апостола Павла, назвавшего апостола и Евангелиста Луку "врачом возлюбленным" (Кол. 4, 14) в ныне слышанном вами послании к Колоссянам.

И меня сподобил Господь Бог быть врачом возлюбленным для множества спасенных мною от смерти и избавленных от страданий, а особенно для раненых во вторую мировую войну, когда я, епископ, возглавлял всю хирургическую работу Красноярского эвакогоспиталя 15-15.

Светом любви и радости озарялись палаты этого госпиталя, когда входил я в них; высоко поднятыми ногами и руками, исцеленными мною, салютовали мне страдальцы за родину. Это незабываемо, ибо это чистые излияния любви.

Да сподобит же и всех вас, дорогие мои, Господь Бог любви всех ближних ваших за ваши добрые дела, за любовь вашу к ним.

Аминь.

1958 г.