Слово
в Неделю 29-ю по Пятидесятнице
Спасение человека совершается только верой
и только в Церкви
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
"Встань, иди; вера твоя спасла тебя", –
слышим мы с вами, дорогие мои, други наши, в
сегодняшнем евангельском чтении слова Спасителя
(Лк.17,19). Слова тем более
удивительные, что они обращены к грешному
человеку и что они еще при жизни его свидетельствуют
о его спасении. Спасение человека уже совершилось.
И одно только слово открывает нам причину совершившегося.
Вера!
...Вера твоя спасла тебя!
Но какой смысл сокрыт в этом слове – "вера"? Какая
вера? Какая жизнь? Ведь и мы тоже веруем, но так ли,
чтобы и нам услышать решительное слово: "Иди, ты спасен!"
Краткое евангельское слово обращено к нам – прииди
и виждь, научись спасению верой.
Враг рода человеческого исказил душу человека грехом.
Он, как ловец, преследует душу без устали, он сделал
ее согбенной аж до земли. И человек перестал видеть
небо. Лишь собственное чрево да прах, попираемый своими
же ногами, предстают его взору, его помыслам. И
болезни тела неотступно следуют за болезнью души.
Так, десять прокаженных, десять страдальцев, чьи
распадающиеся, гниющие тела несли на себе страшные язвы
греховной жизни, предстали Господу Спасителю. Они стояли
вдали от Него, колеблемые слабой верой и неверием
одновременно. Но слух о Христе, как о великом Целителе,
уже дошел и до них и родил в их душах некоторую надежду.
"...Иисус Наставник, помилуй нас!" – взывают
прокаженные о помощи (Лк.17,13). И вид
их страдания, и вопль о помощи преклоняют Господа на милость.
Он отсылает больных в церковь, требуя от них исполнения
закона: "...пойдите, покажитесь священникам"
(Лк.17,14). Своей же целительной силой
Христос снимает проказу болезни, хотя они находятся еще
только на пути к исполнению закона, на пути в церковь.
Вознаграждена и сама готовность грешников исполнить закон.
И десять человек вошли в церковь прощенными и, как следствие
прощения, получили исцеление от неисцельной болезни своей!
Но что происходит дальше? Их было десять, несчастных
грешников, изувеченных общей болезнью, но только один,
как слышим мы в Евангелии, получил дар Вечной Жизни
– спасение. Только один из десяти прокаженных, пораженный
чудом, совершившимся над ним, видя себя исцеленным,
очищенным, вновь ищет Христа, чтобы припасть
к Нему с чувством благодарности и изумления, ибо он познал
в Целителе – Живого Бога. И он возвращается ко
Христу, чтобы уже никогда не отойти от Него ни словом,
ни делом, ни помышлением. И благодарность его стала
свидетельством живой веры. А вера стала его жизнью, стала
силой души. Чувство Живого Бога, потребность идти к
Богу, хваля и прославляя Его, даруют человеку спасение.
Но ".. .не десять ли очистилось? где же девять?"
– звучит снова голос Спасителя (Лк.17,17).
А девять, получив желаемое, получив милость прощения
и очищения, возвратились в свою прежнюю жизнь –
жизнь греха и порока. Они ушли, забыв о чуде, забыв о
Том, Кто даровал им милость Свою. И вера их сразу угасла,
ее задул вихрь жизни, ее похитил диавол. И в душах
их – воцарилась прежняя темнота греха и пустота, не
сохранила душа следа Божиего влияния на нее.
И нет любви к Богу – Благодетелю, Целителю, Источнику
жизни. И опять Бог забыт до какой-нибудь очередной
беды, болезни, скорби, которые снова вскормит их же
греховная жизнь.
Но это можно сказать и о нас. Человек без конца подбегает
к Богу и требует, требует благ: счастья, довольства,
здоровья. Он подбегает к Богу со своей нуждой, но не живет
Им, и всякий раз, получив просимое, возвращается к
привычной прежней греховной жизни. И эта бесплодная
толчея человека возле Бога все чаще и чаще вызывает в
прокаженных душах ропот на своего Творца, ропот на всё
и вся. Тогда Бог становится виновным во всем: это Он не
отвечает на просьбы-требования, это Он не дает человеку
всю полноту жизненного счастья. А то, что сам человек
не живет по предписаниям Божиим и в законе Божием,
что он пожинает горечь разрушенной своими же беззакониями
жизни, не приходит ему на ум. Нет у него подлинной
веры, подлинной жизни духа, и не кончится спасением
жизненный путь его. Вот и все! Как ясно и просто!
Спасение человека совершалось, совершается и будет
совершаться во все времена только верой и только в Церкви.
Во все времена проказа греха – семени смерти –
поразившая весь род человеческий, врачуется, исцеляется
только там и только Спасителем Богом.
В нынешнем Евангелии мы опять ясно зрим борьбу
двух начал – света с тьмою, добра со злом, жизни со
смертью, Бога с диаволом. И если враг рода человеческого
так неотступно, так настойчиво борет душу каждого человека,
о чем подробно говорили мы в прошлой проповеди, то
совершенно особенное имеет он попечение о Церкви Христовой
от самого рождения ее, ибо только в Церкви и через
Церковь совершается спасение человека.
Тайна беззакония совершенно противоположна тайне
христианского благочестия. Уничтожение веры во Христа
Спасителя как Бога – одна из основных задач неустанной
диавольской заботы.
Ведь только Святая Православная Церковь Христова
есть живой организм, насаждающий и взращивающий
виноградник Христов, только в ней – залог жизни и
спасения человека, только в ней – Христос всегда
"живый и действуяй".
Святой Киприан Карфагенский говорил: "Тот не имеет
Отцом Бога, кто не имеет матерью Церковь". Поэтому-то
Церковь и находится под особо пристальным вниманием
врага-губителя.
В каждую эпоху истории Церкви враг изобретал свои
особые приемы борьбы с ней, и каждый раз, изощряясь в
более подходящих по времени восстаниях на Святую Церковь,
он то ополчался на нее извне гонениями от предержащих
властей, то ввергался в лоно Церкви расколами,
то роем ересей, заблуждений и неправд извращал истину,
расторгая единство и ниспровергая веру.
Нам с вами, дорогие мои, необходимо знать не только
все, касающееся козней диавольских против наших душ,
чтобы не оказаться в пленении, но надо знать и все способы
борьбы его против Церкви, чтобы вместо Церкви Божией
не попасть в церковь лукавнующую.
Исключителен путь Русской Православной Церкви
после 1917 года. Обреченная от властей на полное
уничтожение, когда Православие в полном смысле этого
слова выкорчевывалось, она длительное время переживала
такие лютые гонения, которые могут сравниться лишь с
гонениями первых веков христианства. Но тогда
Православие в России было еще настолько могущественно,
что только физическое уничтожение Церкви Божией, ее
иерархов и народа Божия помогало в исполнении этой
первоочередной задачи новым властелинам.
Позднее, когда истреблением священства Церкви был
нанесен сокрушительный удар, а в верующем народе посеян
страх, враг всякой правды вводит в Церковь раскол
обновленчества, желая то немногое, что осталось от
Церкви, живое силой Духа Божия, приспособить к требованиям
миродержца и тем довершить свою задачу, уничтожив
Церковь изнутри. Но голос крови новых российских
мучеников исходатайствовал Русской Церкви милость Божию.
Началась война, которая приостановила готовые
осуществиться планы. В послевоенное время на смену
явному гонению приходит новое – скрытое, которое
продолжается и по сие время. В этом гонении врага не видно,
все становятся вроде бы друзьями, тогда как неверие и
зловерие ведут свою незримую, но беспощадную борьбу. И
по-прежнему для Церкви – это борьба за выживание. И
если прежде во все времена еретики обнаруживали себя
явно, то ныне Церковь наполнена еретиками скрытыми.
Это все те, кто приходят в Церковь, но неправо мыслят о
ней, о вере, о Боге.
Вот откуда, дорогие мои, ваш вопль, что в Церкви уже
нет больше Божией благодати. Но оценка эта неправильная.
В Церкви благодать была, есть и будет, только те, кто
в ней, не вмещают в себя благодати, их души, их сердца
не отданы Богу. И вы сердцем чувствуете, что рядом с
вами в Церкви чужой человек.
Облегчается делание разрушителя в Церкви еще и общим
религиозным одичанием людей. А в таком состоянии,
когда нет сопротивляемости находящим болезням,
любая из них, даже самая безобидная, может стать
смертельной. Новейшее время принесло в Церковь еще более
злой раскол и разделения. Церковь зарубежная, церковь
автокефальная, церковь катакомбная – и все они мыслят
о себе как о единственной истинной Православной
Церкви. Враг достигает цели: те, кто называют себя
православными христианами, кому заповедано единство веры
во Христе, раздирают ризу Христову, водимые политическими
соображениями безбожных мироправителей.
Ныне в России предоставляется свобода всякому – и
христианскому, и инославному – исповеданию. Католики
открывают свои миссии; там, где никогда не было иной
веры, кроме Православной, звучит их проповедь, совершается
их служба. В Москве, в Новосибирске, в Караганде
созданы епархии во главе с католическими кардиналами.
Одновременно с давлением извне враг продолжает свое
наступление и на содержание православного вероучения,
стремясь извратить истину. Сеются плевелы лжеверия,
которые, отрицая православное христианство, говорят об
общей единой вере в Бога всех народов.
Сколько молодежи пришло сейчас в Церковь с распутий
жизни, пройдя через оккультизм, индийскую философию,
йогу. Эти бесовские познания они принесли с собой
и в Церковь. Не имея ни сил, ни времени, а часто и
желания освободиться от страшного ведения зла, они
начинают на христианской почве изобретать свою новую,
невиданную веру, где в равном достоинстве уживаются и
истина, и ложь. Но по слову апостола Петра: "Лучше бы
им не познать пути правды, нежели, познав возвратиться
назад от преданной им святой заповеди"
(2Пет.2,21)
Враг же рода человеческого – деятельный помощник
и вдохновитель этих несчастных – предпочитает
оставаться в тени. Изобретенным под его диктовку
самостоятельным верам уже и теперь нет числа, а будет их
еще больше: что ни царство, то свое исповедание, потом,
что ни область, далее, что ни город, а наступит и такое
страшное время, что ни человек, что ни голова – то своя
вера. Там, где сами себе строят веру, не принимая Богом
данную, иначе и быть не может. Да и неверие не хочет
равнодушно смотреть на веру, не хочет довольствоваться
своим неверием. Ему надо окончательно уничтожить все, что
по-другому мыслит, особенно в вопросах веры, бытия Божия
и бессмертия души.
Самый же страшный способ богоборчества и уничтожения
Православной Церкви в настоящее время – это
извращение истинного христианства и подмена его ложным.
Евангелие, которое ныне известно всем, становится
объектом личного переосмысления, перетолковывания,
всяческих измышлений на основе слова Божия.
Было время к тому благоприятное, когда верующие не
имели книг для уяснения истины, а священство молчало,
связанное негласным запретом от властителей мира
сего. Но даже тогда не было такого бесконечного разлива
измышлений на тему слова Божия.
Теперь же, когда книги церковные и толкования, кои
изрекали святые Божии люди, движимые Духом Святым,
приобрести легче, чем хлеб насущный, именно теперь,
присваивая себе имя христиан, обрушиваются на Церковь
еретичествующие служители сатаны. Они возвещают
вероломство под предлогом веры, антихриста под именем
Христа и, прикрывая ложь правдоподобием, хитростью,
уничтожают для нас истину. И "...Сын Человеческий,
придя, найдет ли веру на земле?"
(Лк.18,8).
Теперь наступают такие дни, что имя христианское
слышится повсюду, храмов открывается даже больше,
чем можно найти молящихся. Но не будем спешить
радоваться. Ведь как часто это только видимость,
ибо внутри уже нет духа христианского, духа любви,
Духа Божия, творящего и дающего жизнь, но царит там
дух века сего – дух подозрительности, злобы, раздора.
Духи-обольстители и учения бесовские уже явно
проникли в церковную среду. Священнослужители, народ
церковный, попуская себе ходить в жизни в похотях
сердец своих, одновременно молясь Богу и работая греху,
получают за это должное воздаяние. Бог их не слышит, а
диавол, не связанный силой Божией, творит через
обольщенных свои непотребные дела.
Дух Божий еще в первые века христианства остерегал
всех живущих, что "...в последние времена отступят
некоторые от веры, внимая духам-обольстителям и учениям
бесовским..." (1Тим.4,1).
Ныне отступление от Бога и веры распространяется по земле.
Человек, отвергая добро и избирая зло, становится
соучастником темной силы в борьбе против дела Божия –
созидания жизни на земле. Мы видим это совершающимся.
Вот какая страшная опасность грозит миру! Как же
жить нам на этой обезумевшей от зла земле? Слушайте
внимательно. Святитель Божий Игнатий отвечает нам:
"Те, которые поистине будут работать Богу, благоразумно
скроют себя от людей и не будут совершать посреди их
знамений и чудес. Они пойдут путем делания, растворенного
смирением, и в Царствии Небесном окажутся большими
отцов, прославившихся знамениями". Дорогие мои,
это чрезвычайно важное указание нам! Берегитесь шума,
берегитесь показного делания, берегитесь всего того, что
лишает вас смирения. Там, где нет смирения, там нет и
быть не может истинного угождения Богу. Ныне время,
когда иссякли благодатные руководители подлинно духовной
жизни. Теперь безопаснее руководствоваться Святым
Писанием, писаниями подвижников благочестия. Господь
и здесь пришел на помощь "малому стаду", ищущему Его.
Книги истинных духоносных отцов вновь увидели свет,
снова пришли к верующим. Читайте святителя Феофана
Затворника, внимайте прочитанному, и козни вражии не
посмеют коснуться вас, следующих его советам.
А вот последнее слово нам, живущим в столь трудные
времена: "Отступление попущено Богом: не покусись
остановить его немощною рукою твоею... Устранись, охранись
от него сам; и этого для тебя довольно. Познай дух
времени, изучи его, чтобы по возможности избежать его
влияния". Дорогие мои! "Облекитесь во всеоружие Божие,
чтобы вам можно было стать против козней диавольских,
потому что наша брань не против крови и плоти, но против
начальств, против властей, против мироправителей тьмы
века сего, против духов злобы поднебесных"
(Еф.6,11-12). И Господь будет с нами,
будет нашим Помощником.
Научимся же вере, дорогие мои, в Церкви научимся
жизни по вере от евангельского прокаженного! И отнимется
от нас прокажение душ, и снимется расслабление тел, и
тогда одухотворенными душами, всем существом своим мы
потянемся к Сладчайшему Источнику жизни – к Богу и,
преданно припав к Нему, услышим Его голос, любящий и
зовущий: "Встань... встань от прокажения грехом, вера
твоя спасла тебя..." И встанем оправданными, и
останемся со Спасителем своим во веки веков. Аминь.
2 (15) декабря 1991 года
|