Слово
в Неделю 26-ю по Пятидесятнице,
о памяти смертной
"Помяни и оплачь сам себя заживо, говорит память смертная: я пришла огорчить тебя благодетельно, и привела с собою сонм мыслей самых душеполезных. Продай излишества твои, и цену их раздай нищим, предпошли на небо сокровища твои, по завещанию Спасителя... Зачем гоняться тебе за тлением, когда смерть непременно отнимет у тебя все тленное? Она – исполнительница велений Всесвятого Бога. Лишь услышит повеление, – сразу устремляется с быстротою молнии к исполнению. Не устыдится она ни богача... ни героя, ни гения, не пощадит ни юности, ни красоты, ни земного счастия: переселяет человека в вечность. И вступает смертию раб Божий в блаженство вечности, а враг Божий в вечную муку" (святитель Игнатий Брянчанинов). О ней, о памяти смертной, сегодняшнее евангельское слово к нам, други наши. "...Безумне, в сию нощь душу твою истяжут от тебе..." (Лк.12,20).
Кто из нас с уверенностью может утверждать, что не к
нему сегодня обращено это слово Божие, и кто из нас
знает, не лежит ли уже сейчас секира смерти при корне древа Слова нынешней евангельской притчи обращены к каждому из нас. Не к некоторым новоявленным богачам и миллионерам, но к каждому: ко мне, к тебе, к нам. Ибо нивы жизни нашей Божиим определением весьма богаты у каждого, и богатства, врученные человеку, столь разнообразны и многочисленны, что опасность быть приточным богачом угрожает каждому человеку. Многие мысленно возразят мне сейчас, что у них нет денег, у них нет земель, у них нет того, что принято считать богатством. Но, дорогие наши, разве сама жизнь наша и здоровье не есть Божий дар и богатство, разве различные дарования – сокровища глубокого и чуткого человеческого сердца и большого человеческого ума, таланты, обладателями коих является человек, – не богатство? А материальный достаток и житейские блага? Много всего вверено человеку Богом, и каждому дан свой талант. У Бога нет обездоленных. Но сами по себе все эти блага, богатства и сокровища, дорогие мои, не представляют цены для нас, ибо это не наше – Божий дар. "Что ты имеешь, чего бы не получил?" – говорит апостол Павел (1Кор.4,7).
Одно мгновение, и смерть отберет у нас все – и
дарованное, и приобретенное. Лишь пока мы живы, пока
нашей свободе вверены сокровища, в нашем сердце, в нашей
душе и в наших руках богатства земные претворяются
для нас в вечные ценности, становясь для одних лестницей
к небу, а для других – дорогой в вечность ада. Только плоды духа, возросшие на вверенных нам Богом нивах нашей жизни, являются нашим истинным богатством, если они состоят во всякой благости, праведности и истине. Только то, что принесло плоды любви на земле, поведет нас в вечность радости, идя впереди нас. Угобзишася [3] нивы жизни нашей! Но уже не я ли есть тот приточный богач, что сказал себе: "...имаши многа блага, лежаща на лета многа: почивай, яждь, пий, веселися" (Лк.12,19). Не я ли заключил хранилища своих богатств, в них одних полагая весь смысл своей жизни? "...Яждь, пий, веселися". Ум трудится только на приобретение. Приобретение любой ценой: обманом, притеснением, неправдой. Еще, еще и еще! Мало, все мало, себе и только для себя, на черный день... Растет богатство, растут потребности. Сердце закрыто для милосердия, для любви, в нем хватает места только деловым людям и корыстным отношениям. Ты – мне, я – тебе. И забыто главное: забыта душа – райская птица, живущая в нашем бренном теле. Она, душа наша, изнывает гладом, который не утоляют все призрачные сокровища наших стяжаний. И стонет душа наша, и плачет, и болит до времени, пока мы окончательно не погребем ее, свою бессмертную душу, под хламом наших страстей, и она умолкнет.
И какие уж тут плоды духа? Вся забота – побольше
скопить, чтобы послаще поесть. И еда съедает человека,
и питие не просто веселит сердце, но утопает человек в
нем, забывая ближних и даже себя самого. И бессмертная
душа захлебнулась! И опилась Русь-матушка вином,
и залилась горем и слезами. И окрадена умом, ибо Бог
забыт. И чрево стало богом. "...Ешь, пей, веселись"! Нынешнее разнузданное веселие, объевшееся и опившееся, влачит человека в то, о чем срамно и глаголати. Тяжесть плотских грехов, пришедших вослед веселию, безобразит весь строй жизни, превращая ее во ад уже здесь, на земле. И забыт Бог! Но опять, не услышу ли я возражения словам своим – разве забыт Бог?! Кругом только и разговоров, что об открывающихся монастырях, церквах, о благодати, о Боге. Да, дорогие наши, разговоров много, но совмещение человеческого с Божеским ныне просто чудовищное. В немыслимой внутренней гармонии сочетается теперь словесное благочестие и хождение в церковь с цинизмом извращенности. Ужасающее пустословие, клевета, лукавство, ложь, фальшивость, себялюбие и беззаконие сожительства уживаются в совести многих с воздыханиями, плачем и принятием Святых Таин. И мнит человек, что он с Богом. Но нет, зря мнит. Это не есть христианство, это циничное истребление его. И оно уже вломилось в саму Церковь, когда многие, называя себя христианами, приспосабливают высокие Божий истины к своим потребностям, обволакивая истины грязью своего земного понимания и чувствования. Это не возрождение духа христианского в нашем мире – это его истребление. И какой ответ дадут кощунники, что смешали истину с ложью, дела диавольские делая и ими попирая святыни Божии, к коим дерзают прикасаться! А секира смерти лежит уже при древе жизни. И Бог ждет покаяния! Бог еще ждет!
Но не услышит ли скоро – сегодня, сейчас – тот, кто
"тако собираяй себе, а не в Бога богатея": "Безумне, в сию Кому будет жизнь, дела, коими истреблялось дело Божие, Его Святая Церковь и само христианство? И "тако собираяй себе" не чувствуют ли уже теперь Божиего наказания за свое отступление в повреждении умственных и психических способностей и в бесконечных, бессмысленных самоубийствах? "Истяжут душу от тебя", – звучит приговор презревшему заповеди Божии и поправшему истину ложью. Не Бог тихо и радостно призовет душу работающего Ему путника жизни, но с болью и нуждой грозно оторвут мытари- ангелы тьмы душу вросшего в свои стяжания и страсти человека и повлекут в бедственную вечность. А время жизни, други наши, – это наше хранилище, в которое мы сокровиществуем. Но кто из нас думает о времени? Почти всегда человек мыслями простирается в будущее, забывая, что реально он обладает только настоящей минутой, следующая уже не в его власти. И упуская в праздности настоящее время или растрачивая его на грех, мы убиваем время, утрачиваем ценность человеческой жизни. Как часто в минуты угрызений совести мы собираемся завтра начать делать добрые дела, в будущем – оставить грех, в конце жизни – покаяться. Но завтра бывает каждый день, а конец жизни еще дальше, и своими благими намерениями мы мостим себе дорогу в ад. Ведь, увы, будущее для нас может и не наступить, а сразу, минуя будущее, откроется вечность. Вечность неизбежна! И какая будет она?
И будем помнить, други наши, что никто из живших
до нас и никто из нас не мог и не сможет сказать
пришедшей смерти: "Подожди! Удались, я еще не хочу умирать! Вот о чем заставляет нас подумать сегодня память смертная. Призраки тленных благ, которые обманывают живущих на короткое время в земной гостинице, отступят в момент смерти, и обманчивое сновидение кончится. И богат окажется лишь тот, кто нынче, сейчас, сию минуту богатеет в Бога. А сегодняшнее апостольское послание дополняет смысл евангельской притчи и учит нас тому, что есть истинное, некрадомое богатство для человека. И первое, к чему неукоснительно призывает нас Господь, – это стремление к истине, жажда истины и познания, что есть воля Божия о нас. Чада света рождены от духа и исполнены им, поэтому они и должны приносить плоды духа – жить в благости, в любви, в праведности и истине. Восстань от греховного сна, воскресни от мертвящих твой дух дел твоих и приступи с верой ко Господу, и Он оживотворит твою душу и освятит ее светом истины. Поистине одна жизнь в Боге продолжается за пределами гроба. Дорогие, будем жить в Боге! Надо жить в Боге! И мы должны стать для этого совершенными христианами, такими, какими хочет нас видеть Господь, какими повелевает нам быть Священное Писание.
И главное, что заповедует нам апостол Павел: "Не
участвуйте в делах, живущих во греховной тьме"
(ср.:Еф.5,11), будьте вы, христиане,
светом миру своей праведной жизнью. Своей праведной
жизнью обличайте мир и все зло мира. Свет вашей жизни
призван осветить тьму, не словом, не угрозой, как это
иногда пытаются делать некоторые Так, други наши, благовременно омоем, очистим себя слезами и исповеданием грехов своих. Стяжем трудами жизни благодать Святого Духа, открывающую нам врата в небесные обители. И всякое наше земное имение употребим на приобретение небесных сокровищ раздаянием милостыни от милующего и любящего сердца. Употребим земную жизнь нашу на познание Бога, на познание самих себя, на устроение своей вечной участи. Не будем терять времени. И закончу слово мое словами святителя Игнатия: "Изгнанники рая! Не для увеселений, не для торжества, не для играний мы находимся на земле, но для того, чтобы верою, покаянием и крестом убить убивающую нас смерть и возвратить себе утраченный рай". Господи! Умножь в нас веру! Буди, Господи, буди!
22 ноября (5 декабря) 1993 года [3] Гобзовати – изобиловать, избыточествовать. Гобзование – изобилие, богатство. |