Введение

     Великий гуманист и психиатр С.С.Корсаков на рубеже XIX и XX веков писал: "Религиозное чувство в большей или меньшей степени присуще каждому нормальному человеку". Указывая, что это чувство "связано с понятием о высшем Начале, управляющем человеком и миром, и о вечности", что "религия сама по себе не имеет влияния на душевные заболевания", С.С.Корсаков вместе с тем специально подчеркнул, что "принадлежность к некоторым сектам, особенно проникнутым нетерпимостью, изуверством и фанатизмом, а также к таким, в которых религиозный культ соединяется с сильным душевным возбуждением, доходящим до экстаза, способствует к развитию душевных заболеваний". Через 100 лет, уже на пороге XXI века, эти положения классика мировой психиатрии стали более чем актуальными.
     Действительно, в конце XX века на фоне. казалось бы, победы рационалистического атеизма и потери интереса к религии возникла одиозная социальная проблема. Речь идет о ранее неизвестном явлении - бурном распространении культовых новообразований, вовлекших в свою сферу многие миллионы граждан сначала США, затем Западной Европы, а теперь и России. Вскоре обнаружилось, что это явление далеко не безобидно. Повсеместно стали отмечаться негативные последствия деятельности таких новообразований в плане посягательства на интересы личности, семьи, общества и государства.
     Основной, психолого-психиатрический аспект проблемы деструктивно-тоталитарных неокультов ("сект") будет обсужден в соответствующем разделе. Наряду с этим мы считаем необходимым ввести читателя в курс и других аспектов проблемы культовых новообразований.
     Все культовые новообразования противопоставляют свои объединения семье (если семья не разделяет взглядов неофита); имеются данные о разрушении по этой причине более 250 тысяч семей россиян, соответственно растет число социальных сирот, представляющих собой группу риска в плане развития как психической патологии, так и социальной дезадаптации до уровня криминального поведения. Идеология всех культовых новообразований направлена на деструкцию национальной духовности, ее замену на собственную систему ценное той. В отличие от традиционных религий, носящих характер "духовной симфонии" (представление, имеющее многовековую историю) в отношениях с государством, культовые новообразования противостоят интересам государства в пассивной или активной форме вплоть до использования своих адептов в шпионских и террористических актах. У ряда "респектабельных" неокультов разработаны планы переустройства мира по своим тоталитарным моделям.
     О негативных последствиях деструктивной деятельности культовых новообразований для личности, семьи и общества говорится в Открытом письме, направленном Президенту России Государственной Думой (1996), в специальном постановлении Правительства РФ № 600 от 17 мая 1996 г. о Федеральной целевой программе по усилению борьбы с преступностью, в информационно-аналитических материалах "О национальной угрозе России со стороны деструктивных религиозных организаций" (Аналитический вестник. Выпуск 28. Серия: Оборона и безопасность - 8. Изд. Аналитического управления Аппарата Государственной Думы РФ. М., 1996.). В них, в частности, приводятся такие примеры, как проникновение американской секты "Саентологическая церковь" на оборонные предприятия г.Обнинска, Перми, в стратегические НИИ Минобороны, в Центр управления полетами, в структуры Правительства Москвы. По мнению экспертов МВД России, культивирование слепого подчинения авторитету, суровая организация, всеобщий контроль за всеми сторонами жизни адепта приводят к тому, что при криминализации верхушки секты она неизменно криминализируется полностью, превращаясь в слепое орудие для реализации любых целей своих руководителей (А.И.Хвыля-Олинтер - Органы внутренних дел в борьбе против правонарушений нетрадиционных религиозных движений - тоталитарных сект. // "Духовность. Правопорядок. Преступность". Материалы научно-практической конференции МВД РФ М 1996. С. 126-130.).
     В утвержденной 17.12.97. Указом Президента РФ № 1300 "Концепции национальной безопасности Российской Федерации" особо отмечается "необходимость учитывать разрушительную роль различного рода религиозных сект, наносящих значительный ущерб духовной жизни российского общества. представляющих собой прямую опасность для жизни и здоровья граждан России и зачастую используемых для прикрытия противоправной деятельности".
     То, что тоталитарное сектантство не является частной российской проблемой подтверждается и рядом международных документов, в частности, об этом говорится в специальной резолюции Европейского Парламента 1996 года: "... определенные секты... постоянно нарушают права человека и совершают преступные деяния, как то: жестокое обращение с людьми, сексуальные домогательства, незаконное лишение свободы, торговля людьми, подстрекательство к насилию, распространение расистских воззрений, уклонение от уплаты налогов, незаконное перемещение капиталов, торговля оружием и наркотиками, нарушение трудового законодательства, незаконная врачебная деятельность;...". Кроме того, Европейский парламент "призывает в этой связи государства-члены усилить взаимный обмен информацией для того, чтобы объединить сведения о феномене сектантства...".
     Настоящее издание как раз и носит такой информационный характер.