121.
Вот я ленивый и из-за этого учусь хуже, чем могу. Как мне побороть лень?
– Во-первых, не жаловаться всем, что ты ленивый. Пусть об этом знает только ты и Господь, да еще твой духовник. Пусть никто об этом даже не догадывается: ни учителя, ни родители, ни твои товарищи по классу. Вот постарайся хотя бы неделю прожить так, чтоб никто об этом не смог догадаться, а потом посмотри на результат.
122.
Как надо поступать, когда на тебя обижаются?
– Преподобный Амвросий отвечал на вопрос, как надо жить: "Жить не тужить, никого не осуждать, никому не досаждать и всем мое почтение". Можно еще напомнить, что на свете есть великое свойство, которое называется кротость, и вот в Катехизисе православном, кстати, очень полезной книге митрополита Московского Филарета, есть слова: "Кротость – это такая добродетель, чтобы никого ничем не раздражать и самому никем и ничем не раздражаться. Вот если будем кроткими и почаще будем вспоминать слово "простите", никто на нас и не будет обижаться".
123.
Если я побил одного надоедливого мальчика, это хорошо или плохо?
– Давай ответим так. Вот если ты – надоедливый – мальчик и тебя побили – это хорошо или плохо? Ну вот и ответ.
124.
Что делать когда ко мне пристают?
– Посмотреть, кто пристает. Если к тебе пристает здоровый бугай из твоего класса и просит ручку одолжить, лучше одолжи; если маленький первоклашка пристает и просит помочь, то помоги; а если на темной пустынной улице пристают три неблагонадежных гражданина, то надо бежать – с молитвой. Ну а если серьезно, если в классе пристают, можешь – дай отпор, но делай это без злобы и никогда сам не задирайся и не лезь первым, а вперед спроси: к тебе пристают потому, что они такие злобные, или потому, что ты сам их провоцируешь своим поведением. А ежели провоцируешь, то и потерпи за свой скверный характер.
125.
Я чувствую, что отношения с родителями становяться все острее и острее. Мне кажеться, что это от возраста. Как быть?
– Скорее, дело не в возрасте, а в нас самих, в свойствах каких-то недобрых, в своевольном желании жить только своим умом; в желании по-своему одеваться, свою музыку слушать, свои правила устанавливать и со своим уставом не то что бы в чужой, родной, конечно, но все же устроенный твоими родителями, монастырь лезть. Ежели все это обдумать и понять и от кое-чего отказаться, то, может, и не будет никаких острых ситуаций и тяжелых, больных отношений с родителями.
126.
Есть заповедь – чтить мать и отца. Но если отец меня ненавидит, что делать?
– Исполнять заповедь. Потому что в заповеди не сказано любить только хорошего отца и чтить только хорошую мать, но просто: чтить родителей, даже если идеал отца и матери расходится с тем, что есть в вашей семье; все равно, Христа ради, нужно продолжать их любить, быть послушным во всем, что не противоречит правде Божией и православной вере, и, может быть, за терпение и смиренную любовь, как это бывало со множеством других людей, Господь и смягчит сердце твоего родителя.
127.
Могу ли я стать как мама?
– Конечно, милая. Конечно, можешь, если будешь всему лучшему, что в маме есть, подражать. Если будешь вместе с мамой молиться, если будешь за маму молиться и если будешь Господа просить: "Господи, я хочу прожить достойно, как моя мама, чтобы быть ей достойной дочерью, чтобы вместе с ней дойти до Царствия Небесного". Тогда и Господь благословит, и люди будут видеть в тебе твою маму.
128.
Можно ли родителям наказывать детей?
– Детки мои, не только можно, но и нужно. И даже сказано в Священном Писании, что жалеющий розгу, не жалеет сына. Не в том смысле, что всех пороть обязательно нужно, но что ложная концепция воспитания та, которая утверждает, что детей ни за что и никак наказывать не нужно, пусть, мол, они сами развиваются, раскрываются, как цветы какие, а дело родителей – в сторонке стоять. Нет, живем-то мы уже не в том раю, где жили Адам и Ева, а живем уже, нося в себе некоторые семена греха. И они тоже будут давать свою поросль, и если не будет хорошего садовника, который, где нужно, прополет, а где и вытопчет эти ростки (а главные садовники этого сада – наши родители), и если этого не делать – так и вырастет сплошной сорняк, который подавит все истинное, что могло бы родиться.
129.
Какие мы имеем права, когда учитель задерживает нас на перемену?
– Думаю, что вы имеете самое великое право – право терпеть, и в послушании повиноваться, и воспитывать этим свою душу для Царствия Небесного. А потом сэкономить время на пробежке по коридору, катании на портфеле и других каких-то необязательных развлечениях.
130.
Стоит ли мне стать военным?
– Ну, это уж ты, голубчик, сам должен решить. Но если вопрос в том, что можно ли православному человеку быть военным, то, конечно, можно, но только крест этот – бесконечно тяжелый крест, потому что православному солдату, офицеру, воину нельзя очень многое из того, что разрешают себе неверующие. Водку нельзя пить, верность хранить не на словах только, а по сути: вере, Отечеству и семье своей. Нам можно воевать, но врага нельзя ненавидеть, и довольствоваться малым, сам знаешь, например, как сейчас платят военным, но если ты идешь не для того, чтобы в мундире покрасоваться и над другими покомандовать, а потому, что любишь свое Отечество и хочешь составить честь и славу его и помочь в трудное время, тогда иди, но знай, что это тяжело.
131.
Можно ли охотничать?
– Исторически охота для православного человека никогда не запрещалась. Нельзя охотничать священнику и клирику, потому что он ни к какому убийству не должен быть причастен. А обычному человеку можно охотничать. В самой охоте нет несомненного греха. Грех – охотиться ради азарта, грех – охотиться ради услаждения убийством, грех – охотиться так, чтобы эта охота превращалась бы в браконьерство, убийство ради убийства, ради наживы и больших денег.
132.
Говорят, что православным не полагается держать в освященной квартире собаку. Почему?
– Есть такое древнее правило, что если собака вбегает в храм, то храм подлежит освящению, потому что собака, как и некоторые другие животные, относилась к скверным. Но, думается, что в это правило в наше время можно внести смягчение вот по какому рассуждению. Когда вводилось это правило, в основном были собаки каких пород: пастушьи, охранные и другие, больше относимые к домашнему скоту, конечно, вовсе никак не приспособленные к жизни вместе с людьми. Вводить их, так же как коров, овец, в свой дом значило превращать его в хлев, и Ветхий Завет, и церковное предание удерживают человека от такого рода всяческого свинства в прямом и переносном смысле. Прочитавший эти слова пусть оглянется к своей комнате. Теперь, когда появились разные породы домашних собак, приученные к хозяину, к дому, чистоплотные, умеющие себя вести с людьми, нет, думается, непременного запрещения держать собаку.
133.
Каких насекомых можно убивать, а каких нельзя?
– Нельзя убивать просто так, из интереса, удовольствия помучить, ощутить себя убийцей. Ну а ежели вы комара, который из вас кровь пьет, ладошкой прихлопнете, думается, что греха большого не будет.
134.
Раньше мне снились сны про бесов. Они были разные и очень жуткие. Папа мне сказал, что если появится бес то его надо крестить. Я так и сделала, но он никуда не делся. Это очень страшно, когда у тебя остается последняя надежда на Бога, а Он не помогает. Почему?
– Такие сны у современных отроков и отроковиц в основном бывают от усиленного смотрения телевизора, от разного рода барабашек, черепашек ниндзя и прочих поучительных персонажей. Если месячишко два поживешь с молитвой да без телевизора или хотя бы лишь с добрыми, спокойными передачами, то, глядишь, бесы сниться перестанут. Господь помогает тогда, когда мы сами не можем справиться, когда нет наших сил и ты просишь: "Господи помоги! Я уже не могу больше с этим бороться!" И просишь искренне, с глубочайшей верой. Тогда Господь обязательно поможет. Ты ведь еще и сама можешь побороться с этим искушением, а не автоматом освободиться от него: раз – и как рукой сняло. Ну а если просишь, чтобы тебе Господь помог, то и сама должна все делать для того, чтобы быть от этого искушения подальше. Вот и посмотри – все ли ты для этого делаешь.
135.
Можно ли верить снам?
– Смотря каким. Вообще, спасительней не верить. Мы можем принять за пророческий Божий голос просто результат буйно проведенного дня или просмотренного кинофильма. Но иногда бывают такого рода сны, через которые Господь говорит нашему сердцу. Впрочем, о том, что это не простой, а пророческий сон, Господь нас сам может уверить – или через повторяемость или такую несомненность, когда это ляжет на сердце такой уверенностью, которую никто и ничто не может изменить; а если нет такой уверенности – лучше забудьте этот сон и не думайте больше о нем.