Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
Радуйся, верных Господеви сочетавшая,– прославляет Церковь Богоматерь, возлагая на Нее все упование свое как на Посредницу нашего спасения и соединения с Богом, таинственного обручения с Небесным Женихом. И сколько уже святых душ под благодатным всемощным покровом Богородицы сочеталось со Христом, вошло в чертог небесный и ныне блаженствует и ликует в райских обителях! Им, этим избранникам Божией Матери, нет числа.
Они возложили на Царицу Небесную всю надежду свою, прибегали к Ней во всякое время с молитвами и молениями своими, и Она их оправдала и спасла. С Нею они переплыли море искушений и достигли тихой пристани в вечных небесных кровех. Воспоминаемые нами события, происходившие с отдельными христианами и с отдельными странами и городами, совершившиеся предстательством Матери Божией, весьма утешительны для всех и всегда. Они наглядно удостоверяют нас в том, что под благотворным и спасительным попечением Божественного Провидения проходит вся наша жизнь и что Пречистая Владычица принимает самое живое участие в нашей судьбе, избавляя нас от великих бед и зол и ниспосылая нам небесное благословение и помощь. Никтоже, притекаяй к Тебе, посрамлен отходит, Пречистая Богородице Дево, но просит благодати и приемлет дарование к полезному прошению,– говорит святая Церковь.
Но чтобы для нас всегда был открыт этот неиссякаемый источник всех благ духовных и телесных, чтобы нам всегда быть достойными находиться под покровительством Пресвятой Богородицы, мы должны всячески стараться сохранять и, насколько возможно, усиливать внутреннее общение с Ней. Чем теснее будет духовное общение между нами и Пресвятой Богородицей, чем сильнее будет внутренняя наша связь с Ней, тем больше и чаще мы будем пользоваться Ее покровительством и получать от Нее великие милости. Для укрепления этой внутренней нашей связи с Царицей Небесной необходимы частые молитвенные обращения к Ней и благоговейное созерцание Ее величия, которым Она возвышается над всеми земными и небесными существами. Надо также стараться подражать Ей в Божественных добродетелях Ее – смирении, терпении, в Ее постоянном стремлении к Богу, постоянном отрешении от земли и всецелой преданности воле Божией. Нам известно из истории Церкви, что многие святые подвижники непрестанной молитвой и уподоблением Пречистой в своих душевных расположениях успевали поставлять себя в сыновнее отношение к Ней, настолько близкое, что удостаивались видимых Ее посещений и явлений. Об этих явлениях Божией Матери мы и побеседуем сегодня.
Страницы церковной истории насыщены дивными свидетельствами чрезвычайной близости Божией Матери к верующим во Христа. За двадцать веков существования на земле христианской Церкви церковная историческая наука запечатлела массу случаев явления Богородицы подвижникам благочестия – наяву или во сне. Явления Божией Матери христианам имели целью воодушевить их на подвиги благочестия, утешить в скорбях и научить верным путям спасения. Внешний вид являвшейся наяву Богоматери был столь лучезарен, что благодатный свет, исходивший от Нее, оказывался для многих подвижников невыносимым, и они теряли способность видеть и понимать Ее. Только прикосновение к ним восстанавливало эту способность. В некоторых видениях Царица Небесная представала облаченной в царскую багряницу с золотыми крестами, главу Ее венчала золотая корона с крестом вверху. Иногда Она являлась в синей мантии поверх хитона. Реже одеянием Богоматери служила иноческая мантия; в таких случаях Она держала в руках игуменский жезл. Спутниками Ее при явлениях выступали различные святые: Иоанн Предтеча, апостол Иоанн Богослов, первоверховный апостол Петр, святитель Николай Чудотворец, преподобные Киево-Печерские, Афонские, Псковские, Новгородские, Соловецкие, Валаамские, мученики, мученицы и другие праведники, а также – сонмы Ангелов.
Часы и места явлений Богоматери подвижникам также были самые разнообразные. Она являлась им во время их молитвенных предстояний – утренних, полуденных, вечерних, полуночных и после трех часов пополуночи. Местами явлений служили церкви, монастырские кельи, лесные землянки, на которых потом вырастали храмы или обители. Святой Андрей Христа ради юродивый, святой Нифонт Кипрский, Афонские преподобные Матфей и Косма открыто созерцали Божию Матерь в храме, пред их взором Она наблюдала за поведением молящихся, раздавала им благодатные дарования под видом разных монет и Сама слезно молилась о всем мире.
Явного в'идения Пресвятой Богородицы неоднократно удостаивался наш Преподобный Серафим Саровский на протяжении своей многолетней подвижнической жизни. По сказанию его жития, 25 ноября 1825 года он, покинув затвор, вышел в Саровский лес с целью посетить свою дальнюю пустыньку. И вот, на берегу речки Саровки, у Богословского источника, старец увидел явившуюся ему Богоматерь и стоявших позади Нее на пригорке апостолов Петра и Иоанна Богослова. Божия Матерь ударила в землю Своим жезлом, и вслед за этим мгновенно забил из нее фонтаном источник светлой воды. Преподобный пал пред Богоматерью и просил Ее дать Свое благословение водам источника. И Царица Небесная милостиво обещала исполнить его прошение. Одновременно Она преподала подробные наставления относительно устройства Дивеевской обители. Она назвала по имени восемь сестер-девиц из прежней общины первоначальницы монахини Александры, дала особый устав и повелела принимать в новую общину одних только девиц. Игуменией этой обители Она обещала всегда быть Сама и назвала ее Своим "четвертым вселенским жребием на земле" (разумеется – после Иверии, Афона и Киева).
В 1830 году Преподобный Серафим вновь сподобился явления Божией Матери. Об этом он сам рассказывал дивеевскому священнику отцу Василию Садовскому следующее: "Ныне,– говорил он,– Царица Небесная посетила убогого Серафима и покрыла неизъяснимой благодатью, рекши мне: "Любимиче Мой! Проси от Меня чего хочешь". И я просил, чтобы все в Серафимовой пустыни спаслись бы сироточки, и Матерь Божия обещала убогому Серафиму сию неизреченную радость".
Последнее общеизвестное посещение Преподобного Серафима Богоматерью вместе с другими небожителями было ранним утром в день Благовещения в 1831 году, как удостоверяет личная свидетельница его – дивеевская монахиня Евпраксия (а в миру – Евдокия). Накануне Благовещения в 1831 году она пришла к отцу Серафиму по его приглашению. Старец приветливо встретил ее со словами: "Ах, радость моя! Какая нам с тобою милость и благодать готовится от Матери Божией в настоящий праздник!" и добавил: "Повторяй, матушка, несколько раз сряду: Радуйся, Невесто Неневестная! Аллилуйя!" Евдокия начала плакать, высказывая свое недостоинство, но Преподобный, утешая ее, сказал: "Хотя ты и недостойна, но я о тебе упросил Господа и Божию Матерь". С этими словами он надел на нее свою мантию и сам начал читать акафисты: Спасителю, Божией Матери, Святителю Николаю, Иоанну Крестителю, каноны: Ангелу Хранителю и Всем святым.
По прочтении канона Всем святым неожиданно послышался шум, подобный шуму леса в большой ветер. Затем раздалось пение, дверь сама собою отворилась, и келия наполнилась благоуханием и необычайным небесным светом. Старец упал на колени и, воздев руки к небу, воскликнул: "О, Преблагословенная, Пречистая Дева, Владычица Богородица!" В это время пред взором отца Серафима и дивеевской сестры открылось шествие небожителей. Впереди шли два Ангела, у каждого из них в руке было по ветви с распустившимися цветами. За ними следовала сама Царица Небесная и за Нею попарно 12 святых дев – мучениц и преподобных: Варвара, Екатерина, Фекла, Марина, Ирина, Евпраксия, Пелагея, Дорофея, Макрина, Иустина, Иулиания и Анисия. Позади шли святой Иоанн Предтеча и апостол Иоанн Богослов в белых блестящих одеждах. На Богоматери была блестящая мантия, а под мантией – зеленый хитон, препоясанный высоким поясом; поверх мантии видна была как бы епитрахиль. На главе Ее покоилась чудная корона, увенчанная крестами. Волосы Царицы Небесной, распущенные, лежали на плечах. Она, казалось, была выше всех дев. Девы же все святые были в венцах, также с распущенными волосами и одеты в одежды разного цвета. Тесная келья Преподобного стала как будто просторнее, и свет, озарявший ее, был какой-то особый, светлее и ярче света солнечного.
Дивеевская сестра при виде небожителей упала замертво и сколько продолжалась беседа старца с ними она не знала. Только тогда пришла она в себя, когда Богоматерь, обратившись к Преподобному, вопросила: "Кто это у тебя лежит на земле?" Отец Серафим отвечал Ей с глубоким благоговением: "Это та старица, о которой я просил Тебя, Владычица,– быть ей при явлении Твоем". Тогда Пречистая подошла к Евдокии и, взяв ее за правую руку, произнесла: "Встань, девица, и не бойся нас. Такие же девы, как и ты, пришли сюда со Мною". Евдокия встала и Богоматерь вторично сказала ей: "Не убойся. Мы пришли посетить Вас". И повелела монахине подойти к небожителям и спросить их имена и о том, какова их жизнь. Ободрившись, та подошла и обратилась с этими вопросами сперва к Ангелам, а затем и ко всем святым. И все они сказали ей свои имена, свою жизнь и свои подвиги.
Между тем, Богоматерь беседовала с Преподобным Серафимом и повелела ему, чтобы он возложил послушание на дивеевских сестер, добавив, что если исправят они это послушание, то "будут со Мною и с тобою, а если потеряют мудрость, то лишатся участи сих святых дев". Затем Царица Небесная сказала отцу Серафиму: "Скоро, любимиче Мой, будешь с нами" и благословила его. Простились со Старцем и все святые. Предтеча и апостол Иоанн Богослов благословили его, а девы целовались с ним по-священнически, рука в руку. Дивеевской же сестре было сказано: "Видение это даровано тебе ради молитв отцов Саровских: Серафима, Марка, Назария и Пахомия", и затем в одно мгновение светлый сонм небожителей скрылся от их очей. Продолжалось сие дивное посещение, как сказал потом сам Преподобный, четыре часа. И при этом он прибавил: "Вот какой радости мы достигли! Есть нам почему веру и надежду иметь ко Господу".
Подобно Преподобному Серафиму Саровскому явления Богоматери сподоблялись Афанасий Афонский, греки – зодчие Киево-Печерской Лавры, Преподобный Сергий Радонежский и многие, многие другие. Сподоблялись видеть Матерь Божию наяву и некоторые не прославленные Церковью в лике святых подвижники, как, например, схиигумен Глинской пустыни Филарет, монах той же пустыни Досифей, оптинский схимник Иосиф и другие – всех и не перечесть. Алтайский миссионер архимандрит Макарий (Глухарев) лично слышал от тамошних крещеных инородцев, что еще за год до его приезда в Томскую губернию Пресвятая Дева наяву являлась некоторым детям алтайцев. Так, явившись одному мальчику, Она пророчески говорила: "Дитя! Пройдет год, и сюда приедет Макарий. Ты его увидишь. Он научит тебя молиться Тому Богу, Который сотворил Алтай". Мальчик спросил, какой он будет. Светлая Жена – Богоматерь – подвела его к реке Майме и показала на поверхность воды, на которой начертался образ архимандрита Макария. Спустя год действительно приехал упомянутый миссионер и в числе новообращенных алтайцев крестил и этого удостоившегося беседовать с Божией Матерью мальчика-язычника. Вот как близка к роду человеческому, а особенно к роду христианскому, Царица Небесная!
Постараемся и мы как можно чаще и усерднее прибегать с молитвами к Пресвятой Деве Марии, чтобы и нам укрепить свою внутреннюю связь с Богоматерью, сподобиться сыновнего отношения к Ней. Особенно в настоящие дни Рождественского поста будем стараться помнить об этом и ревностнее молиться Матери Божией, постом и покаянием очищая свою душу от всякой нечистоты и грязи. Ибо нечистотой души являются страсти душевные: злоба, ненависть, коварство, зависть, клевета, осуждение, объядение, пьянство, сладострастие, срамословие, леность, нерадение и прочие человеческие пороки. Очищая себя от этих страстей, мы тем самым будем подражать Богоматери в Ее совершенствах и сподобимся от Нее чрез это еще больших милостей и внимания; сподобимся и с духовной радостью встретить великий, светлый праздник Рождества Христова, к которому мы с вами сейчас готовимся. Да послужат нам в этом добром деле примером наши благочестивые предки, которые и Богоматерь любили, и заповеди Божии хранили со страхом и благоговением, посты проводя с ревностью и душевной пользой, через что и праздники Господни они встречали с истинной и великой радостью духовной.
Возложим все упование наше на Царицу Небесную и будем молиться Ей и дома, и в храме тепло и искренне, всегда прося Ее помощи и предстательства, укрепления нас во всех наших благих намерениях и начинаниях, чтобы творить благоугодное Господу и сподобиться доброго конца нашей скоротечной, временной жизни. Кому возопию, Владычице? К кому прибегну в горести моей, аще не к Тебе, Царице Небесная? Кто плач мой и воздыхание мое приимет, аще не Ты, Пренепорочная... Твои бо есмы раби, да не постыдимся. Аминь.
1961 г.
Неделя 27-я
по Пятидесятнице