И, наконец, последняя претензия архим. Рафаила:
|
“Еще один вопрос: как г-н Осипов относится к анафематизмам, которые входят в чин богослужения в неделю Православия? Там произносится и повторяется отлучение от Церкви земной и небесной (что связано на земле, будет связано на небесах (Мф.16, 19; 18, 18) тех, кто не верит в Божественное бытие, тех, кто отвергает Церковь и ее Таинства, всех еретиков, которых осудили и анафематствовали Вселенские соборы. Что это — голос Церкви — “столпа и утверждения истины”, или же пугало для детей? Господин Осипов отрицает, что для спасения необходима принадлежность к исторической Церкви, т.е. к святой, соборной, апостольской, единой с небесной Церковью. Так что чин анафематизма должен подвести его и тех, кто согласен с его концепцией, к глубоким размышлениям и к осознанию большой ответственности перед Церковью” [112].
|
|
Выше и о границах Церкви, и о путях спасения в ней было сказано более чем достаточно. Относительно же самих анафематизмов приведем специально для архим. Рафаила факт из церковного Предания, свидетельствующий о спасении из ада анафематствованного! при жизни императора-иконоборца Феофила. Синаксарий в Неделю Торжества Православия! рассказывает об этом следующим образом. После победы над иконоборческой ересью по просьбе благочестивой императрицы Феодоры было совершено всенощное бдение за упокой души ее мужа гонителя православных императора Феофила. Прежде чем начать молитву святой патриарх Мефодий положил под престол храма хартию, в которую были вписаны имена всех еретиков, преданных анафеме. Поминовение совершалось всем Константинопольским клиром во главе с самим патриархом в течение недели. По истечении этого срока святитель Мефодий, достав из-под престола хартию, засвидетельствовал, что имя Феофила изглажено из нее, о чем он был заранее извещен ангелом [113].
Что это, по мнению архим. Рафаила, голос Православной Церкви или, может быть, “сказка для детей”, “прикрытая ересь” или же выдумка одного из “замаскировавшихся модернистов” древности, “незаметно” внесенная в Синаксарий – канонический сборник поучений на каждый день церковного календаря?
|