"Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления в праведности". (2 Тим. 3, 16) |
"Мы не повреждаем Слово Божие, как многие, но проповедуем искренно, как от Бога, пред Богом, во Христе". (1 Кор. 2, 17) |
В своих богословских построениях о Втором Пришествии иеговисты опираются или, правильнее сказать, ищут опору в книге пророка Даниила, в частности в пророчестве о семи временах. Между тем совершенно очевидно, что повествование о семи временах (Дан. 4, 20; 29) касается исключительно личности вавилонского царя Навуходоносора.
Третья и четвертая главы книги пророка Даниила содержат послание Навуходоносора "Вам, народы, племена и языки" (Дан. 3, 4), где он изливает свое покаяние и живописует приключившееся с ним бедствие. Царь вавилонский, покоривший многие царства, в том числе Израильское, слишком высоко возомнил о себе. Дабы пресечь сие нечестие, Господь через сновидения показывает Навуходоносору его будущую судьбу, призывая тем к покаянию. Во сне царь увидел: "большое это было дерево и крепкое, и высота его достигала до неба, и оно, видимо, было до краев земли. Листья его прекрасные, и плодов на нем множество, и пища на нем для всех... и вот нисшел с небес Бодрствующий и Святый. Воскликнув громко, Он сказал: "Срубите это дерево, обрубите ветви, стрясите листья с него и разбросайте плоды его, пусть удалятся звери из-под него и птицы с ветвей его, но главный корень его оставьте в земле и пусть он в узах железных и медных среди полевой травы орошается небесною росою, и с животными пусть будет часть его в траве земной. Сердце человеческое отнимется от него, и дастся ему сердце звериное, и пройдут над ним семь времен" (Дан. 4, 8-13).
Для разъяснения сна царь пригласил лучших мудрецов своих, но никто из них не мог разгадать сон. Тогда Навуходоносор предложил это сделать пророку Даниилу.
Пророк так истолковал сон царя: "Дерево, которое ты видел, которое было большое и крепкое, высотою своею достигало небес и видимо было по всей земле. Это ты, царь, возвеличившийся и укрепившийся, и величие твое возросло и достигло до небес, и власть твоя - до краев земли. А что видел Бодрствующего и Святого, сходящего с небес, Который сказал: "Срубите дерево... доколе не пройдут над ним семь времен, то вот значение этого, царь, и вот определение Всевышнего, которое постигнет господина моего царя: тебя отлучат от людей, и обитание твое будет с полевыми зверями, травою будут кормить тебя, как вола, росою небесною ты будешь орошаем, и семь времен пройдут над тобою, доколе познаешь, что Всевышний владычествует над царством человеческим и дает его кому хочет. Посему, царь, да будет благоугоден тебе совет мой: искупи грехи твои правдою и беззакония твои милосердием к бедным: вот чем может продлиться мир твой" (Дан. 4, 17-24).
Навуходоносор, которому было дано на покаяние двенадцать месяцев, так и не внял совету пророка. Расхаживая по царским чертогам в Вавилоне, он говорил: "Это ли не величественный Вавилон, который построил я в дом царства силою моего могущества и в славу моего величия!" Еще речь сия была в устах царя, как был с неба голос: "тебе говорят, царь Навуходоносор, царство отошло от тебя! И отлучает тебя от людей, и будет обитание твое с полевыми зверями, травою будут кормить тебя, как вола, и семь времен пройдут над тобою...Тотчас и исполнилось это слово над Навуходоносором, и отлучен он был от людей, ел траву как вол и орошалось тело росою небесною" (Дан. 4, 27-30).
В книге пророка Исаии также есть пророчество о царе Вавилонском, где осмеяна его кичливость и показана бездна последовавшего падения: "Как упал ты с неба, денница, сын зари! разбился о землю, попиравшие народы. А говорил в сердце своем: "взойду на небо, выше звезд Божиих вознесу престол мой, и сяду на гор( в сонме богов" (Ис. 14,12-13).
Обратимся к толкованию предсказания о Навуходоносоре блаженного Феодорита: " Итак, Бог всяческих, восхотев и сего царя привести к благочестию, многократно, подавая ему многие спасительные врачевства, и сперва, во второе лето царствования его, показал ему во сне оное тело (истукана. - И.Е.), и забвением сна заставил возыметь нужду в Пророке, а нам в истолковании сна в точности открыл преемственное последование царей, показав кратковременность и непорочность человеческого благоденствия. И царь немедленно ощутил пользу, и воздал Даниилу непомерное чествование, потому что повелел принести как Богу курение и возлияние. А по прошествии немногого времени поставил оный кумир, всех подданных принуждая поклоняться ему, предпочедших же благочестие, предал разженной печи (троих отроков. - И.Е.). Но благий Господь, снова явив долготерпение, не подверг его наказанию за высокомерие и зверство, но показуя ему Божественную силу, избавив усердных служителей от оного пламени. Он же снова получил малую от сего пользу. Но вскоре, не долго медлив, в тот же самый год предав опять забвению величайшее чудо сие, ополчается на Иерусалим, разрушает стены города, сжигает и святой храм Божий, посягает на его святилище, и как военную добычу, похитил все приношения, вместе с пленными берет их в Вавилон" [197]. Из сего следует заключить, что Господь избрал Навуходоносора орудием наказания нечестивцев, о чем пишет пророк Иеремия (Иер. 51, 20). Таким образом, многое из совершенного Навуходоносором по злому умыслу было орудием промысла Божиего. Однако все содеянное царь Вавилонский приписывал своему достоинству, забывая, что "величается ли секира пред тем, кто рубит ею! Пила гордится ли пред тем, кто двигает ее! Как будто жезл восстает против того, кто поднимает его" (Ис. 10, 15).
"Посему, - продолжает блаженный Феодорит, - так как сей жалкий из всего этого не извлек для себя никакой пользы, Бог всячески вознегодовал... И при этом не вдруг налагает на него наказание, но подает ему совет и увещевание через Даниила и целый год долготерпит, ожидая покаяния" [198]. Навуходоносор не покаялся. Господь помрачил его рассудок. Как долго пребывал царь Вавилонский в состоянии умопомрачения? Библия указывает "семь времен". "Подвергшись болезни умоповреждения, умоисступления и бешенства, безумствуя и кидаясь с яростью на всех, Навуходоносор по необходимости обложен был узами. Однако и этого недостаточно было, чтобы удержать его дома, скитаясь проводил он время в пустынях, бедствуя на открытом воздухе, и подобно скотам, питаясь травою" [199], - пишет блаженный Феодорит. Вероятно, на время болезни царь был удален за пределы царственного града, дабы не соблазнять происходившим многих.
Отвечая на вопрос, сколько это "семь времен" блаженных, учитель Церкви поясняет: "О седьми временах одни утверждают, что это семь лет, а другие - три с половиной года, потому что Божественное Писание делит год не на четыре части, но на две главнейшие - зиму и лето, посему семь таких частей составляют три с половиной года" [200].
"По окончании же тех дней, - говорит о себе царь Навуходоносор, - я возвел глаза мои к небу, и разум мой возвратился ко мне, и благословил я Всевышнего, восхвалил и прославил Присносущего... В то время возвратился ко мне разум мой, и к славе царства моего возвратилась ко мне сановитость и прежний вид мой. Ныне я, Навуходоносор, славлю, превозношу и величаю Царя небесного, Которого все дела истинны и пути праведны, и Который силен смирять ходящих гордо" (Дан. 4, 31-34).
Из чего же исходят свидетели Иеговы, придавая эсхатологический смысл библейскому повествованию о семи временах, имеющих касание к жизни царя Навуходоносора? Согласно их учению, Навуходоносор взял в плен последнего царя израильского Седекию (607 г.), после чего эпоха теократического правления завершилась. По прошествии с той поры семи времен, а это, по мнению иеговистов, ровно 2520 лет, должна будет восстановиться теократия. Но в 1914 г. мир никаких признаков "божественного" правления не ощутил. Совершенно необъяснимо, чем руководствовались иеговисты, связывая повествование о временах книги пророка Даниила с повествованием о времени, временах и полувремени из книги Откровения, в которой одно время, как мы знаем, составляет 360 дней. Но даже, если согласиться, что "одно время" по Даниилову пророчеству равно 360 дням, то можно лишь заключить, что царь Навуходоносор провел в недуге около семи лет, т.е. 2520 дней, никакого иного смысла из этого сообщения извлечь невозможно.
Даже общее рассмотрение книги пророка Даниила указывает на вопиющую неосновательность экзегезиса иеговистов. В первой главе мы уже упоминали о "толковании" иеговистами смысла военных действий во второй мировой войне как битве "северного" и "южного" царей. Хотя из первых стихов одиннадцатой главы рассматриваемой нами книги ясно, что речь идет о государствах времен пророка Даниила.
Библия повествует: "Восстанет царь могущественный, который будет владычествовать с великой властью и будет действовать по своей воле. Но когда он восстанет, царство его разрушится и разделится по четырем ветрам" (Дан. 11, 3-4). Как известно, после своего заката могущественное царство Александра Македонского распалось на четыре части.
Авторитет пророков в древности был чрезвычайно велик. Пророчества обычно воспринимались современниками как безусловные указания к исполнению. Так, неневитяне, вняв пророчеству о них, покаялись, и "мир и благоденствие сошли" на них. И, напротив, нежелание внять гласу пророка Иеремии, увещевавшего евреев придерживаться вавилонской ориентации, в очередной раз ввергло их в войну. Иерусалим был разграблен, погибли тысячи людей.
В силу яркой образности пророчеств Даниила иеговисты склонны видеть в них описание событий, многократно отдаленных от реалий тех времен, приписывая их времени Второго Пришествия. Но они не в силах привести ни одного подобного изречения других библейских пророков, писавших сугубо о бедствиях народов в дохристианскую эпоху.
Книга пророка Исаии последовательно излагает повествования о гибели Вавилона (Ис. 13, 2-14), ниспровержении Ассирии (14, 24-27), пророчества о земле Филистимской (14, 28-32), пророчество о Моаве (15,1-9), о Дамаске и Самарии (17, 1-14), об Эфиопии (18, 1-7), Египте (19, 1-20) и т.д. Однако никому и в голову не пришло эти пророчества проецировать на новозаветные события.
Не станем отрицать, в отдельных исторических личностях библейских времен Отцы Церкви непосредственно усматривали некий эсхатологический прообраз. В Антиохе Епифане, жестоко преследовавшем иудейский народ и осквернившем его святыни, видится образ Антихриста при последних временах.
Попытки иеговистов соотнести войну, развязанную фашистской Германией во главе с Адольфом Гитлером, с военными действиями Антиоха Епифана если и допустимы, то только в самом грубом приближении. В эту антинаучную схему мог бы быть введен и Навуходоносор, равно как и другие завоеватели Палестины.
Выше мы уже приводили произвольное толкование о таких понятиях из книги Откровения, как время, времена и полувремени. Чем же отличаются от этих времен "семь времен" болезни Навуходоносора? Очевидно, что цифра "семь" в данном случае указывает на божественный характер этого времени в отношении к Навуходоносору.
Под семью временами иеговисты понимают срок в 2520 лет, следовательно, "одно время" равно 360 годам. Возможно ли, чтобы пророчество о восстании "южного царя" длилось столь долго? Разумеется, нет. Так как сказано "в те времена" (Дан. 11, 14), т.е. по учению иеговистов, период в 720 лет. Но в той же главе сказано: "Теперь возвещу тебе истину: вот еще три царя восстанут в Персии" (Дан. 11, 2). При чем же тут вторая мировая война? И это еще раз указывает на неверность эсхатологических построений иеговистов.
Книга пророка Даниила говорит нам о двух тысячах трехстах вечерах и утрах (Дан. 8, 14). Иеговисты считают, что эти пророчества исполнились в 1931 г. Они предлагают ко времени предыдущего (1925 г.) конгресса прибавить 6 лет и несколько месяцев (что равно 2300 дням) и получить 1931 г. Остановимся на этом более подробно.
Восьмая глава книги пророка Даниила содержит предсказание о царях мидо-персидских и греческих. С пятого по восьмой стих пророк Даниил описывает борьбу козла и овна, в коей первый одолел овна и "сломил у него оба рога" (Дан. 8, 7). Что стоит за этим образом? Древняя история свидетельствует о том, что император Александр Македонский одержал победу над мидо-персами. Относительно этого пророчества Блаженный Феодорит пишет: "Сказует же пророк, что сокрушены оба рога его потому, что Персы именовались вместе с Мидянами и Персами от Кира, первого царя, мидянина по матери и по отцу. И поелику первый царь их имел оба сии наименования, то подвластные ему народы по необходимости называли себя Мидянами и Персами" [201].
Далее пророк Даниил предсказывает о неизбежном разделении царства Александра на четыре части (Дан. 8, 8) и чрезвычайном расширении и умножении одного из них, расположенного "к югу и к востоку и к прекрасной стране" (Дан. 8, 9). Так Даниил указывает на победу царя Антиоха Епифана.
Не довольствуясь истреблением евреев, Антиох Епифан вознесся на вождя воинства небесного, что проявил в отнятии у Него ежедневной жертвы и поругании места святыни Его. Выражая желание, чтобы все его подданные были одним народом и оставили прежний закон (религиозный), он, как говорится в первой книге Маккавейской (1, 41-53), предъявил подобные требования и к евреям, запретив им приносить всесожжения и жертвы, совершать возлияния Иегове и праздновать субботу. Иудеи исполнили его требования.
"В пятнадцатый день Хаслева, сто сорок пятого года, устроили на жертвеннике мерзость запустения, и в городах Иудейских вокруг построили жертвенники" ( 1 Макк. 1, 54).
Это нечестие, согласно пророчеству Даниила, должно было простираться на "две тысячи триста вечеров и утр; и тогда святилище очистится" (Дан. 8, 14) или, как сказано в Библии на славянском языке, что ближе к греческому оригиналу, "даже до вечера и утра дней две тысячи и триста" (Дан. 8, 14). "Вечер, - пишет блаженный Феодорит, - у пророка назван началом бедствий, а утром - конец их, потому что скорбное уподобляется ночи и тьме. Вот сколько времени, - говорит святой, - от настоящего начала зла и до конца. Дни же сии, вычисленные по еврейскому календарю, составляют шесть лет и шесть месяцев, ибо столько времени продолжалось бедствие иудеев" [202].
Царь Антиох умер в 164 г. В книгах Маккавейских говорится, что со 169 [*] по 164 г. (до Р.Х.) [203] Израиль претерпел великие бедствия, причиненные царем Антиохом, продолжались они 2300 дней, или шесть с лишним лет. Если от начала этих бедствий - нападение Антиоха в 169 г. (до Р.Х.) на иудеев - прибавить к этому году шесть лет, то получится дата смерти Антиоха - 164 г. (до Р.Х.).
А теперь попробуем понять, что есть общего между историей развития свидетелей Иеговы в Соединенных Штатах и пророчеством восьмой главы книги Даниила. Даниил пишет: "отнята была у Него ежедневная жертва и поругано место святыни Его" (Дан. 8. 11). В 1918 г. руководителей свидетелей Иеговы, подозревая в шпионаже, посадили в тюрьму (есть и другие версии). Книга пророка Даниила, по мнению свидетелей Иеговы, ясно пророчествует об этом. Ну не абсурд ли данная аналогия?
Напомним, что один из лидеров иеговистов, Рутерфорт, пророчил Армагеддон в 1925 г. Эту дату сектанты исчислили следующим образом. К 1575 г. до Рождества Христова (время исхода евреев из Египта) прибавили три с половиной тысячи лет (-1575+3500=1925). Эти 3500 лет получены иеговистами путем умножения цифры семьдесят на пятьдесят (период семидесяти юбилеев, каждый из которых охватывает промежуток времени в пятьдесят лет).
Надо заметить, что получение искомой ими даты - 1925 г. - результат ничем не мотивированной арифметической игры. На каком основании иеговисты связывают семьдесят юбилеев и исход евреев из Египта? В пророчестве о семидесяти седьминах (Дан. 9, 24-27) сказано исключительно о указании на срок Первого Пришествия Христа Спасителя, вычисления которых у православных богословов и иеговистов одинаковые. Отчего юбилейный цикл (50 лет) нужно умножать на семьдесят?
Не обошли вниманием иеговисты и двенадцатую главу книги пророка Даниила о тысячи двухстах девяноста днях. "Мерзостью запустения" (Дан. 12, 11) они называют созданную в 1919 г. Лигу Наций. "Прекращение ежедневной жертвы" (Дан. 12, 11) - взятие американскими властями под стражу руководителей Бруклинского центра. В пересчете на 1290 дней - это чуть менее трех с половиной лет. К 1918 г. - "времени прекращения ежедневной жертвы" иеговисты прибавляет 1290 дней и получают 1922 г., время проведения конгресса (шт. Огайо) свидетелей Иеговы, который, конечно же, был "предсказан", что и следует из приведенных выше расчетов. Там же в книге пророка Даниила видят иеговисты и указание на срок Второго Пришествия Христа. "В то время Михаил, князь великий, стоящий за сынов народа твоего: и наступит время тяжкое, какого не бывало с тех пор, как существуют люди" (Дан. 12, 1).
"Михаил, - говорит блаженный Феодорит, - Архангел Господень, которому вверено попечение о вас (иудеях. - И.Е.), восстанет тогда против нападающих" [204]. Речь идет именно об Архангеле, что следует из предшествующих глав книги, где он назван "князем" и покровителем народа иудейского (Дан. 10,13:21). И только следствием экзегетического недоразумения можно считать отождествление Архангела Михаила с Господом нашим Иисусом Христом.
"Тогда явится великий Илия, чтобы проповедовать иудеям Пришествие Господне и обратит многих" [205]. Происходить это будет в три с половиной года - "тысяча двести девяносто дней" (Дан. 12, 11). "К концу оного владычества, - отмечает блаженный Феодорит, - явится Илия и предвозвестит Второе Пришествие нашего Спасителя". Однако в этом случае 1290 дней иеговисты не переводят в годы. Отчего же? Ведь эта "цифра" (1290), как и пророчество о семи временах, также находится в данной книге (Дан. 4. 29).
Восьмая глава пророчеств Даниила описывает бедствия, которые постигнут иудеев при нашествии Антиоха Епифана. Тогда был осквернен храм, в котором был поставлен идол Юпитера Олимпийского [206]. Антиох Епифан являлся как бы прообразом воцарения Антихриста при последних временах [207]. Бедствия при первом продолжались две тысячи триста дней (Дан. 8, 14), при Антихристе тысячу двести девяносто дней. И если существует аналогия во временах, то, очевидно, должны быть соответствия и во внешних событиях. В ком же в начале двадцатого века бруклинцы видят Антихриста? Если в отколовшихся от бруклинцев, то расколы постигали Общество и в последующие годы. Так, пророчество об Армагеддоне в 1925 г. принесло лишь множество разочарований и отход верующих от теократического царства.
По учению свидетелей Иеговы, "прекращение ежедневной жертвы" и "мерзость запустения" соответствуют 1919 (создание Лиги Наций) и 1918 (заключение под стражу руководителей секты) гг. Отчего же не соблюдается последовательность в описываемых в Библии событиях? (Дан. 12, 11). И что вразумительного мы можем услышать от них о тысячи трехстах тридцати пяти днях (Дан. 12, 12)?
Разбираемый стих, цитируемый нами, Отец Церкви комментирует следующим образом. Под "мерзостью запустения" нужно понимать самого Антихриста, а под временем "прекращения ежедневной жертвы" - упразднение истинного церковного богослужения. Через три с половиной года (1290 дней) своей деятельности Антихрист будет поражен от Бога. Пророк Илия будет об этом проповедовать в течение 45 дней (1290+45=1335) и явится Владыка, "блажен, кто ожидает и достигает тысячи трехсот тридцати пяти дней" (Дан. 12, 12).
Изображая грядущее, пророк прозревает будущее своего народа. Блаженный Феодорит на сей счет замечает: "В образец имеем Евангельское учение. Ибо когда Господь сказал Апостолам о храме Иерусалимском: "Истинно говорю вам: не останется здесь камня на камне: все будет разрушено" (Мф. 24, 2), а потом Апостолы спросили: "Когда это будет и какой признак Твоего Пришествия и кончины века?" (Мф. 24, 3). "Поелику предложили они двоякий вопрос, - пишет блаженный Феодорит, - Господь дает ответ нераздельно, говоря о том, что будет при кончине мира. Но таинники божественного ясно различают присущее тем и другим временам. Так будем поступать и здесь, приводя на то надлежащие доказательства" [208].
Как в таком случае понимать 1290 и 1335 дней? Взятие Иерусалима Антиохом Епифаном произошло в 169 г. до Р.Х. Но в собственном смысле "великие гонения" [209] происходили в 167-164 гг., т.е. три с лишним года (1290 дней). Более трех лет не осуществлялось богослужение в Иерусалимском храме (1290 дней). Затем 45 дней длилась болезнь Антиоха, после которой он умер.
Правильность такого толкования подтверждается тем, что в 1335 днях около четырех лет; прибавляя эту сумму к 167 г., получаем год смерти Антиоха - 164 г. Смерть эта для народа Божия является счастливым событием, на что указывает 12-й стих 12-й главы книги пророка Даниила.
В заключение необходимо сказать о понятии "великой скорби". Двенадцатая глава Даниила говорит: "Восстанет в то время Михаил, князь великий, стоящий за сынов народа Своего, и наступит время тяжкое, какого не бывало с тех пор, как существуют люди" (Дан. 12, 1).
По учению иеговистов, Михаил (Иисус Христос) уже воссел одесную Бога, однако время великой скорби наступит непосредственно перед Армагеддоном. Здесь мы опять сталкиваемся с искусственным разделением событий, которые в Библии взаимно обусловлены.
Временем великой скорби как раз и будут три года власти Антихриста. Точнее, Библия говорит о 1290 днях, как в книге пророка Даниила, так и в Откровении Иоанна. Так что все это человечеству предстоит претерпеть. Ждут этого времени и иеговисты. Но, похоже, не дождутся, так как Михаил для них уже пришел. Только после всеобщего Воскресения откроются у них глаза, но исправить что-либо будет уже невозможно.
Примечание: |
* - В 169 г. до Р.Х. Антиох Епифан совершил набег на Иерусалим и осквернил храм. ^