В 1916 г. Чарльз Рассел умирает, так и не дождавшись Армагеддона и установления тысячелетнего царства. Иеговистов Америки возглавил Джозеф Рутерфорт (1869-1942), примкнувший к секте в 1906 г. и тогда же ставший близким другом и юридическим советником Рассела. Именно Рутерфорту доверил Рассел защищать свои интересы на бракоразводном процессе [32].
Весьма непросто было второму президенту Общества убедительно обосновать новую систему богословских взглядов иеговистов, принятую после окончания первой мировой войны. Несбывшиеся чаяния верующих иеговистов, страстно ждавших начала тысячелетнего царства в 1914 г., побудили многих из них оставить Общество. Одни переходили в другие религиозные деноминации, иные просто становились теплохладными верующими, третьи начали создавать собственные "общества" иеговистов, попутно обвиняя Рутерфорта в неверном толковании учения Рассела. В 1918 г. Рутерфорт изгоняет из правящей корпорации Общества Пола Джонсона за то, что тот продолжает проповедовать об окончательном определении и воскресении к духовной жизни к 1914 г. праведников, причисленных к "небесному классу", общим числом - 144 тысячи. При этом Джонсон ссылался на Рассела. Согласно учению, обновленному Рутерфортом, собирание "тела Христова" еще не закончилось и многие из живущих имеют шанс попасть в заветный "класс". Что касается пророчества Рассела относительно 1914 г., то здесь был налицо полный подлог. Так, вскоре после 1914 г. в новом издании второго тома трудов Ч.Рассела слова "избавление святых должно произойти за некоторое время до наступления 1914 г." были изменены следующим образом: "избавление святых должно произойти вскоре после 1914 г." [33].
Пытаясь как-то оправдать Чарльза Рассела, Рутерфорт утверждал, что его предшественник был неверно понят, ибо предсказывал символический Армагеддон - первую мировую войну 1914 г. [34] Согласно его объяснениям, в 1914 г. Христос занял небесный престол и сбросил сатану на землю. Тот развязал первую мировую войну, а Иегова только приостановил эту войну в 1918 г., чтобы подготовить людей к Армагеддону. Тем не менее многие верующие, ощущая себя глубоко обманутыми, с негодованием восприняли попытки руководителей секты найти оправдание провалу пророчеств Рассела. Положение осложнялось еще и тем, что лидеры Общества выступали в печати с резкими антивоенными (согласно другим данным - антиправительственными) заявлениями, за что некоторые из них, включая Рутерфорта, были приговорены к нескольким месяцам тюремного заключения. Вскоре из-за религиозных и политических расхождений в Обществе произошел раскол. Образовались три независимых от Бруклинского центра направления иеговистов. Одно из них взяло себе название Епифания (с польского - пришествие, явление); другое - Комитет, именуемый ныне Обществом исследования Священного Писания, а третье известно как Общество свободных исследователей Священного Писания.
Стремясь убедить единоверцев, что идет естественный процесс очищения исследователей Библии от впавших в ересь, Рутерфорт в 1919 г. издал брошюру "Вавилон пал", из коей следовало, что все религии, в том числе и христианство, есть выдумка сатаны [35].
Даже кратковременное тюремное заключение нескольких иеговистов было объявлено пророчески предсказанным в библейских книгах пророка Даниила и апостола Иоанна Богослова, а их освобождение из-под стражи Рутерфорт уподобил освобождению иудеев из вавилонского плена.
Едва только было объявлено в 1919 г. о создании Международной лиги наций, как иеговисты поспешили объявить [36], что таким образом "сбылось" пророчество Даниила, возвестившего о грядущей "мерзости запустения" (Дан. 9, 27).