Мои крестины
Крестная моя (родная сестра моей мамы), была единственным на моей памяти верующим человеком из нашей семьи. Ее крестила бабушка тайком от родителей, когда она была еще маленькой, но она пришла домой и рассказала, где они с бабушкой были. Отец (мой дедушка) был недоволен и сделал бабушке выговор. Так моя мама осталась некрещеной.
Крестилась мама, когда ей было уже 40 лет вместе с моим братом на "Троицу". Я в то время была у бабушки на даче, а брат мой сдавал школьные выпускные экзамены, поэтому меня тогда не окрестили. Когда я обо всем узнала, мне стало очень обидно, я чувствовала себя чем-то обделенной и вообще какой-то неправильной, как будто во мне чего-то недоставало. Особенно я переживала, когда на Пасху мне не давали есть освященный кулич, разрешали есть только "простой" куличик, который не носили в храм освящать. Я боялась ослушаться старших, как-то не принято было у нас в семье своевольничать, и никогда не брала то, что мне не разрешали.
Наконец меня крестили. Это было что называется в уже сознательном возрасте, и я хорошо запомнила эту разницу "до" и "после". В храме крестить побоялись: мне было 14 лет, и я была "комсомолка". Крестили дома у знакомых. После школы я пришла домой. Дома уже ждала меня моя крестная, я только сняла фартук с комсомольским значком, и мы пошли. Была ранняя весна. Под ногами "каша" из воды и снега. Сыро, слякотно и холодно. Я волновалась - что-то должно было совершиться очень важное в моей жизни. Было немного страшно, наверное, от неизвестности и таинственности происходящего.
Сразу после крестин батюшка сказал мне "Приходи в воскресенье в церковь, надо причаститься". Воскресенье было "Вербное". Так я и стала приходить в храм поначалу "Великим постом".
Рядом с домом у нас храма не было, и приходилось добираться на двух автобусах до ближайшей деревенской церкви. Этот храм не был разрушен и осквернен как другие. Он всегда был действующим, однажды его хотели закрыть, но местные жители как-то отстояли. Построен он был сравнительно недавно - в конце 19 века, примерно 100 лет тому назад. Перед этим там стояла старая церковь, говорят, деревянная. На месте алтаря позже была построена каменная часовня, там теперь кладбище, а рядом вот этот храм, освященный в честь Архангела Михаила.
Надо было скрывать, что "веришь в Бога" и ходишь в церковь. Прямо меня об этом в школе не спрашивали, но я знала, что афишировать это не нужно. Крестик носила, но так чтобы никто не видел. Как-то на уроке физкультуры он выпал у меня из-под футболки, с тех пор я стала прикалывать его булавкой.
Однажды моя подруга спросила меня: "Ты что, веришь в Бога?". Я ответила: "Верю". - "Тогда покажи крестик". Я показала. Больше разговоров на эту тему у нас не было. Через некоторое время я заметила у нее на шее цепочку.
|