Все ли знают, что сказала святая праматерь Ева, когда впервые разрешилась от бремени чадом своим? "...Приобрела я человека от Господа!" - изрекла тогда первая мать на земле. И если чадо, дитя - от Бога, то и взращивание, дело воспитания без Божией помощи обойтись никак не может. Особенно это очевидно в наше время, быть может, гораздо более трудное для воспитания подрастающего поколения, чем предыдущее. И пусть наши читатели не удивляются, что в книгу включена такая глава. Что может быть интереснее, чем данный предмет, для тех, кто сам еще не вышел из юного возраста и является "объектом воспитания"? Мы поговорили уже о стольких взрослых вещах, что отступать, как говорится, некуда. И прежде всего хочется сказать о посвящении наших детей Богу "от чрева матери и от младенческих пелен". Все дети, конечно же, любимы Своим Создателем, по библейскому слову - "Ты, Господи, хранишь младенцев". И еще: "Ты устроил внутренности мои, и соткал меня во чреве матери моей... Дивны дела Твои". Но, как то ни удивительно, в большой мере от самих родителей зависит, насколько благодать Божия осеняет их младенца.
Вы уже знаете, какое значение в жизни человека имеют Таинства крещения и причащения Святых Христовых Тайн. О необходимости просвещать светом крещения младенцев Спаситель ясно свидетельствует: "...пустите детей приходить ко Мне и не препятствуйте им, ибо таковых есть Царствие Божие". Да и можно ли помыслить, чтобы дитя православных родителей оставалось без осенения Духом Святым?! Вот почему по обычаю на сороковой день, а в случае необходимости и раньше, новорожденный сподобляется рождения свыше водою и Духом. Причащая малютку по воскресным дням, в праздники, - чем чаще, тем лучше, мы позволяем Господу и Его животворящей благодати всегда сопребывать с нашим милым чадом.
Но и от родительских сердец зависит немало. Бывает, что мать признает себя полновластной хозяйкой, вершительницей судьбы собственного дитяти. "Мой ребенок, я его родила для себя! И только для себя!" Купая дитя в потоках эгоистической любви, взращивая его по своему образу и подобию, не просвещенная верой родительница сделает сына или дочь несчастными. Не признавая за ребенком свободы, не видя в нем богозданной личности, она рано или поздно ужаснется плодам неразумных трудов своих. Повзрослев, дети таких родителей не только не испытывают благодарности, но восстают на них, ни во что не ставят их авторитет и разрывают с ними отношения, безжалостно рассекая все узы родственной любви, которая, к сожалению, не была просвещена христианской мудростью.
Другая мать, христианка, еще нося свое дитя в утробе, мысленно посвящает его Создателю, наподобие древних святых жен, подаривших миру великих праведников. Таковы были святая Сарра, супруга патриарха Авраама, праведная Елизавета, мать величайшего из рожденных женами Пророка и Крестителя Господня Иоанна, праведная Анна, удостоившаяся стать матерью Преблагословенной Девы Марии. Все, что мы вверяем или вручаем Богу, освящается как Его собственность и достояние. Слово "святой" на древнееврейском языке и означает: "взятый Богом в удел". "Господи, - так может помолиться благочестивая мать, - Тебе посвящаю свое дитя. Да будет благодать Твоя на нем от чрева моего. Приими сие дитя в дар от нас грешных, постави его на служение Себе и да прославится чрез него на земле имя Святое Твое". Вы сами чувствуете, друзья, какие это серьезные и ответственные слова! Сердце подсказывает нам, что Бог призрит на этого ребенка и по-особому будет управлять его жизнью, освящая ее Своей благодатью. Разумеется, родителям надлежит прилагать все силы, дабы взращивать в ребенке духовные качества и добродетели, достойные его будущего высокого призвания. Многие взрослые понимают, что дети лишь во вторую очередь принадлежат им, а в первую - Всемилостивому и Всепремудрому Господу!
Но давайте спустимся на землю и заглянем мысленным оком в ту или иную семью: что там творится? Увы, не всегда картина предстанет утешительной. Видим дитя, которое, несмотря на свой малый возраст, осознает себя господином положения. Чуть что - закатывает истерики, бросает игрушки, валится на пол, дрыгая ногами и руками, истошно вопит, как будто его режут. Что за безобразие! А это избалованный ребенок своекорыстно чего-то добивается, непостижимым образом сочетая мокрые слезы и сухой расчет! "Чем бы дитя ни тешилось, лишь бы не плакало". Набегают мамки, няньки, кудахчет бабушка, бегая суетливо вокруг "вождя краснокожих", как бы мы с вами назвали эту милую детку. Надеюсь, никто из наших читателей не узнал в описанной сцене страницу из собственной биографии! Почему же так получается? Видимо, потому, что в семье, едва лишь долгожданный ребенок появился, его тотчас сделали центром всеобщего умиленного внимания. Что удивительного в том, что подросший малыш почувствовал выгоду своего положения и сделал из этого определенные выводы, конечно, не путем размышления, а, так сказать, по наитию, по внушению своих прихотей и капризов?
Будущие родители! Любовь к ребенку должна быть разумной и зрячей. Во всем потворствуя и потакая ему, мы разрушим в нем нравственное чувство, испортим его сердце, обречем в будущем на одиночество и отчуждение от людей; и Господь, приставивший нас к ребенку, как садовников к прекрасному растению, конечно, спросит с нас за то, что оно усохло, не показав миру ни цветов, ни плодов. Значит, воспитывать нужно так, чтобы ребенок, сознавая себя сильным и мужественным, учился любить своих родителей и проявлять, насколько это возможно, внимание и заботу о всех окружающих его людях. Прекрасно сказано, но как это сделать? Пусть ребенок привыкает, что он - вовсе не самый главный член семьи. Пусть, войдя в отроческий возраст, осознает себя помощником мамы. С великим удовольствием он будет выполнять порученное ему дело, ощущая себя уже взрослым. Уборка ли квартиры, приготовление пищи, стирка и глаженье белья - в любом занятии мы найдем для чада работу, вполне доступную его невеликим силенкам и детскому уму.
Если обратиться к уходящему крестьянскому русскому быту или к опыту современных многодетных семей (а они, как правило, православные), то там дело воспитания поставлено лучше всего. Старшие дети помогают младшим, привыкая к деятельной любви и вниманию. Все у детей общее, завистники же, жадины, ябеды - менее всего в почете! Как было бы хорошо, если бы мы и наши дети не знали слов: "Мне хочется, я хочу, я не хочу!.."
Мудрые и любящие родители со строгостью ответят малышу, едва лишь только он начнет проявлять своеволие: "Богу это неугодно! Делай-ка лучше то, что тебе велено, и будет хорошо".
Между прочим, совсем не худо знакомить подрастающее поколение с понятием поста и постного времени. Надеюсь, большинство наших читателей ведают, почему среда и пятница - дни святые, требующие воздержания от скоромной, то есть не постной, пищи. В среду Господь Иисус Христос был предан Иудой, а в пятницу распят на Кресте. Испокон века христиане в эти дни, равно как и в четыре многодневных поста (перед праздниками Рождества Христова, Пасхи, днем святых Апостолов Петра и Павла и Успением, блаженной кончиной Божией Матери), воздерживаются от мясного и молочного. Может быть, малым детям и трудно соблюдать пост во всей строгости, но учиться воздерживаться от сладостей и всего того, что они называют "вкусненьким", - более чем полезно! А уж не смотреть в эти дни телевизор (коль родители от него вообще не избавились) Сам Бог велит! Мне известны семьи, в которых дети постничают наравне со взрослыми, желая этого по требованию собственной совести. Взрослые знают, как плохо быть рабом желудка. С юных лет знакомясь с известным воздержанием, мы учимся господствовать над телом, даруя душе желанную ей свободу.
Совсем несправедливо было бы лишить наших деток счастья молиться и слушать Священное Писание! Правильно поступают те мамы, которые, совершая кормление младенцев грудью, напевают в это время Архангельское приветствие Божией Матери, изшедшее из уст Небожителя: "Богородице Дево, радуйся, Благодатная Марие, Господь с Тобою; благословенна Ты в женах и благословен плод чрева Твоего, яко Спаса родила еси душ наших!" Вот что значит, по старинному доброму выражению, "всосать благочестие с молоком матери"! И точно, слова чудной молитвы освящают ребенка, и мир Божий почивает на нем. Говорят, что гораздо лучше почитать над маленьким, который никак не может уснуть, главу из Евангелия или избранные молитвы, нежели часами трясти кроватку. Весьма мудро поместить в детской большой образ Христа и Богоматери, чтобы глазки младенца привыкали к святыне и он чувствовал на себе взор Той, которая ближе к нам, чем родная мама. Ведь главное - воспитать в наших детях ощущение Божиего вездеприсутствия, всеведения и всемогущества Господня. Это святое состояние именуется, как мы помним, страхом Божиим.
Однажды, будучи уже священником, я познакомился с пожилой благочестивой женщиной, которая прожила праведную жизнь. Согласитесь, в наше время - это редкость. "А как же так получилось, что грехи обошли вас стороной?" - спросил я с интересом. "Да вы знаете, батюшка, я всегда боялась Бога", - со светлой улыбкой призналась она. "А как это - бояться Бога?" - задал я ей вопрос с живым интересом. "А вот как. Была я совсем маленькой, лет четырех-пяти. Лежала на печке, а мама внизу чем-то по хозяйству занималась. У нас всегда дома лампадка горела перед иконой Спасителя. Я мамочку и спрашиваю: "А почему мне Боженька пальчиком грозит?" Ведь вы, батюшка, знаете, как Господь правой рукой на иконах благословляет? Мамочка и отвечает: "Боженька все видит и тебе грешить запрещает". Я подумала, да как это Боженька может все видеть? Дай-ка я спрячусь под одеяло, а потом сквозь маленькую щелочку посмотрю - а Боженька в это время и отвернется! Сказано - сделано. Спряталась под одеяло, сделала дырочку, смотрю сквозь нее... А Боженька-то на меня смотрит, да пальчиком все грозит: "Маня, не греши!" С тех пор я и боюсь Господа, молюсь Ему, а грехов избегаю", - закончила свой нехитрый рассказ собеседница.
Великий воспитатель русского народа преподобный Амвросий Оптинский говорил, что без страха Божиего, чувства вездеприсутствия Небесного Отца невозможно взрастить нравственную личность, привить сердцу добродетели Христовы. Тот, кто привык все делать пред лицом Божиим, никогда не посмеет огорчать Создателя даже худыми помыслами.
Дай Господи, и нам, и нашим детям благоговеть пред Тобой, хранить себя от зла, по великой милости Твоей!