Священник Артемий Владимиров. О рождении и воспитании ребенка.


Беседа четвертая.
Первые уроки веры.

     Побеседуем о первых уроках благочестия, которые молодая мама должна преподавать своему розовощекому дитяти, своему "бэби", своему младенчику, который недвижимо, перепеленато лежит в люльке, лежит в кроватке и смотрит на мамочку чистыми, блестящими, невинными глазками.
     - Помилуйте, о чем Вы говорите! А не рано ли?
     - Не запрещайте детям, рожденным в церковных семьях, рожденных там, где благочестие сияет, приходить ко Мне уже с младенчества через Таинство Крещения, ибо их есть Царство Небесное.
     - Батюшка, а не правы ли западные христиане, которые лишь в двенадцать лет совершают конфирмацию, то есть таинство Миропомазания (если есть вообще вне Православной Церкви таинства) над детьми, а младенцев же не помазуют там миром?
     - Друзья мои, не будем учиться у инославных, ибо один учитель у нас - Христос, пребывающий в лоне Православной Церкви, ибо Церковь Его есть Тело, а мы - члены этого Тела. Пока будем слушать лжеучителей, будем помрачаться, и сами себе сложности создавать. А более всего, - явим неблагодарность и злобу к нашим детям, которые нуждаются в полноте духовного окормления с первого дня появления на свет.
     Итак, крещено дитя, миропомазано, облеклось оно даром Святаго Духа, благодатью премудрости и разума, совета и крепости, ведения и благочестия и страха Божия. Как возгревать эти дары в ребенке? Прежде всего новорожденное дитя должно почаще приносить ко груди Матери-Церкви. Никто не укоряет младенчика за то, что он требует груди материнской, никто да не запрещает младенчику питаться груди церковной: я разумею Таинство Причащения.
     Мать! Как ты смеешь искушаться мыслями и сомнениями, что ребеночек твой заразится, приступая к Святой Чаше? Как ты можешь других заражать своими сомнениями, говоря: "Из одной ложечки-то да в уста моему младенчику! А перед ним кто там причащался, откуда я знаю?". Раскрой свои очи, мать, пошире и узри, что причащает младенчика не священник, а шестокрылатый Серафим! Неужто ты так плохо училась в школе, что не понимаешь строф известного пророческого стихотворения:
     - В пустыне мрачной (неверия, маловерия) я влачился и (вдруг) шестокрылатый (церковный) Серафим передо мною (негаданно-нежданно с неба) появился. Именно об этом Таинстве написал замечательные строки великий русский поэт
     Итак, Бог наш есть Огнь, поядающий всякую нечистоту, всякую болезнь! Причащайте, родители, младенцев хоть ежедневно, - они будут благодарить вас всю жизнь, ибо сказано в Псалтири: "Ты, Господи, хранишь младенцев". И паче тех младенцев хранишь, с которыми пребываешь, в сердцах которых созидаешь обитель вкупе со Отцем и Духом. Если будем причащать младенцев по воскресным дням, Бог сохранит их от злого человека, дурного глаза, от гриппа, свинки, хрюшки, краснухи, от всех страшилищ двадцатого столетия.
     Но мало только причащать младенца. Должно быть и духовное домашнее воспитание.
     - Да как же, батюшка, я могу его воспитывать, когда дитя мое еще ничего не понимает?
     - Мама, дитя твое понимает гораздо более тебя, ибо устами младенцев глаголет Истина, ибо младенец сей имеет внутри себя Христа, входящего в его сердце. Спроси дитя, воспитанное в православной семье:
     - Дитя мое, понимаешь ли ты, о чем поют соловьи?
     И дитя скажет вам:
     - Да понимаю. Они вещают: "Слава Тебе Господи!"
     - Дитя мое, а что кошечка, когда "мяу-мяу" просит, то о чем она говорит?
     - Она говорит: "Господи помилуй".
     - А коровки "му-му" молятся, говорят: "Господи, даруй нам милость Твою".
     - "Кукареку!" - "Господи, Иисусе Христе, слава Тебе!" - вещает петушок.
     Но этому можно учить детей, которым минуло два-три года. А младенчик? А ты, мама, положи его в кроватку, а сама напевай хвалебную ангельскую песнь Богородице: "Богородице Дево, радуйся, благодатная Марие, Господь с Тобою..." Вот, если мама будет петь чистым, нежным голосом, сердечно молиться вслух над младенчиком, то какая благодать его коснется!
     Некоторые благочестивые мамы, вместо того, чтобы трясти люльку с младенцем, как будто отбойный молоток используют вместо своей руки, - раскрывают Евангелие и читают: "Вначале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог..." Если ваш младенчик научится засыпать под Евангелие, знайте: вырастет из него святитель Божий, а если не святитель Божий, то Божий человек - добрый, чистый, имеющий в себе благодать Святаго Духа.
     Как важно младенчику, едва лишь только он научился улыбаться на вашу улыбку, подносить иконочку Божией Матери и говорить: "Дитя, посмотри, это Пречистая Дева Мария. А ну-ка, поцелуй иконочку". И сами осторожно иконочку подносите к устам младенчика и челу его. Безбожные матери вместо этого сами своими накрашенными губами, целуют в уста младенца, преподавая ему правило дурного тона.
     Как важно, сложив три перста над младенчиком, когда он проснулся, едва лишь только взглянул глазенками своими на свет Божий, осенить его крестом, сказать: "Христос с тобой, дитя мое!" Как важно крестить, освящать крестным знамением бутылочку с "Бэби-Миксом". Как важно, растирая яблоко в блюдечке с голубой каемочкой, говорить: "Господи, очи всех на Тя уповают, и Ты даеши нам пищу во благовремении". Как важно всегда пребывать в молитве, и молитвенным сердцем дышать, освящать маленькое сердечко, еще чистое, невинное, непорочное вашего дитяти. Как важно приносить младенчика в храм, дабы он привыкал к таинственному мерцанию лампад, к сиянию свечей, дабы он слышал священника, который и ему, младенцу, преподает: "Мир всем". И будет это дитя мира, дитя послушания, дитя прилежания, дитя смирения, а не дитя неверия, дитя ожесточения, чадо гнева, чадо безбожия, чадо погибели.
     Итак, друзья мои, да вверим наших младенцев Матери-Церкви, а Господь и Богородица чрез нас, чрез наши благочестивые потуги освятят младенцев Своею благодатию.