"СМЕРТЬ! ГДЕ ТВОЕ ЖАЛО? АД! ГДЕ ТВОЯ ПОБЕДА?" [*]

Таким был храм в начале ХХ века
Храм Светлого Христова Воскресения; западный вход (снимок 1997 г.)

     Храм Светлого Христова Воскресения был возведен в 1901- 1904 годах у входа на Смоленское кладбище в стиле старых церквей ХVII века ("нарышкинском"). Он строился в основном для проведения заупокойных служб и отпеваний: в крипте находилась усыпальница. Главный престол освятили в 1904 году в честь Светлого Праздника, и за каждой Литургией в храме пелся пасхальный тропарь: "Христос воскресе из мертвых..." Правый придел посвящен иконе Божией Матери "Утоли моя печали", левый - Всем святым. 10 августа 1921 года здесь отпевали поэта А. Блока.
     Судьба этой церкви была поистине мученической. Сейчас в обезображенном, без куполов здании трудно узнать величественный и нарядный храм. Он был закрыт в день Рождества Христова, 7 января 1930 года. Что в нем только не устраивали: общежитие, мастерские, гальванический цех... Во время блокады сюда свозили трупы. После попытки снести храм он был частично разрушен. В 1977 году его решили переоборудовать под насосную станцию. Несмотря на протесты общественности, работы продолжались и были остановлены только в 1989 году.
     Может быть, кому-то так хотелось, чтобы про храм забыли, чтобы он был "спрятан" от глаз - потому, что он был свидетелем расправы в годы репрессий. Если обойти его вокруг, то в нише северного придела на уровне головы видны следы пуль, глубоко вонзившихся в тело церкви. В некоторых еще остался смертоносный свинец. Чуть ниже, в гранитном цоколе, глубокая выбоина - очевидно, жертвы ставили на колени... Вся стена и земля здесь были обагрены мученической кровью. Возможно, расстрелянных тут же за храмом и закапывали: рядом обнаружена братская могила. Архивные разыскания помогут пролить свет на историю этих казней.

Цоколь храма со следами пуль
Церковь на Стеклянном заводе во имя иконы "Всех скорбящих Радосте" (с грошиками)

     Восстановлению храма противились даже в церковной среде. В 1990-е годы Петербургская епархия, ограниченная в средствах, не смогла взять его на свой баланс. Евгений Васильевич Малышев, член зарегистрированной в 1991 году общины, несколько лет неотлучно находился при церкви, охраняя ее. В 1995 году, наконец, храм отдали подворью ставропигиального Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря, которое разместилось по соседству, во флигеле при входе на Смоленское кладбище.
     Возрождение поруганной церкви началось с разбора завалов: городская свалка и кучи грязи доходили до окон. Верующие убрали тысячи кубометров мусора.
     Господь благоволит воссозданию храма. Некогда к нему вели дубовые аллеи. Несколько деревьев напоминали о них. Засохшие, они, казалось, были мертвы. Но летом 1995 года распустилось несколько листочков, а на следующий год дубы "воскресли": зацвели и даже дали желуди. Собрав семена, прихожане теперь надеются обсадить молодой порослью церковь.
     Но явное чудо Божие случилось 2 августа 1996 года. Удаляли гаражи возле западного входа в храм. Сняли грунт, расчистили землю и увидели темную доску. Ковш экскаватора оцарапал ее, чуть не поломав. Столяр подворья Алексей А. поднял досочку. На обороте оказалось едва различимое, но узнаваемое изображение иконы "Всех скорбящих Радосте". Управляющий подворьем диакон Николай Бондарев повез икону домой, чтобы промыть розовым маслом, но когда вынул, то с удивлением увидел, что она стала гораздо светлее. Потом образ на протяжении полугода обновился еще больше.

Образ "Всех скорбящих Радосте (с грошиками)"
Могила протоиерея о. Александра Иванова на Смоленском кладбище

     История обретения святой иконы была отражена в особом акте, подписанном диаконом Николаем и служащими подворья. Она представляет собой литографию, размером 28 х 22 см, наклеенную на тонкий холст и деревянную доску со шпонками. Холст поврежден по краям, кое-где видны дырочки от жучков, черты изображения слегка стерлись - но в целом икона, пролежавшая в сырой земле неизвестно сколь долгий срок, без всякой защитной оболочки, вполне сохранилась. Надпись на ней подтверждает, что это точная копия иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радосте" из часовни на Стеклянном заводе в Петербурге. Такой она оказалась после грозы, разразившейся 23 июля 1888 года. В тот день молния попала в кружку для сбора денег, и грошики чудесно прикрепились к образу, который впоследствии явил множество других чудес и исцелений, а ныне пребывает в Троицкой церкви "Кулич и Пасха".
      Обретение списка в 1996 году произошло за три дня до празднования этой иконе (23 июля/5 августа). И еще одно неслучайное совпадение: буквально в нескольких метрах от места, где она была явлена, высится надгробие над могилой протоиерея Александра Михайловича Иванова (13.02.1857-4.01.1912) - настоятеля Скорбященской церкви на Стеклянном, той самой, где находился и чудотворил почитаемый Богородичный образ "с грошиками"!

Явленная икона "Всех скорбящих Радосте"

     Осенью работы по снятию грунта продолжались, и почти на том же месте у западной паперти нашли проржавленный пистолет. Над входом в храм прикреплен цинковый лист, на котором был написан образ Спасителя - он пробит пулями. Как знать, может, кто-то стрелял в икону, но, получив вразумление, тут же и остановился? Этого мы не узнаем, но налицо очевидный факт: от стального орудия убийства остался грязный, изъеденный ржавчиной остов, в то время как лежавший там же образ - досочка с бумажной репродукцией - цел и невредим.

     Примечание:

     * - Осии 13, 14; 1 Кор. 15, 55. (примеч. к с. 113). ^